Кривченко Ирина Викторовна
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития
личности дошкольника.
Кривченко Ирина Викторовна
Воспитатель I квалификационной категории
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6»
«Маленькая страна»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».
Виссарион Григорьевич Белинский
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.
Чтобы определить, что такое духовно-нравственное воспитание, раскроем понятия что такое «духовность», «нравственность».
Духовность – это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения. (В. А. Сухомлинский).
Нравственность – это способность человека действовать думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Я начала работать по данному вопросу с детьми с младшей группы. Малыш 3-4 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.
Мною были поставлены следующие цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию :
Цель: сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой гармоничной личности дошкольника, основы взаимодействия с людьми;
Задачи:
• обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
• создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
• формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
• приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
• приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Реализация этих задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения, обеспечивает развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе. Содержание духовно – нравственного воспитания –это совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Для реализации поставленных задач использую различные формы и методы работы:
- организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация, требующая проявления заботы, внимания
- этические беседы: «Зачем говорят «здравствуй», «Мои добрые поступки», «Учимся прощать своих друзей», «Нечаянно и нарочно», «Что такое хорошо, и плохо»….
-игра. Все мы знаем, что ведущим видом детей в детском саду является игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Многие дидактические игры («Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердечность. В старших группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся принимать гостей. Их можно учить красиво, накрывать на стол, готовить несложный, но вкусный салат, пирог, печенье. В нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Космонавты», «Моряки», «Стройка», «Дом», «Больница», «Поликлиника». Эти игры позволяют педагогу создавать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Такие игры способствуют формированию у детей глубоко нравственных чувств.
-чтение детской художественной литературы. В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Хорошо известны художественные произведения на эту тему: А. Барто - «Вовка - добрая душа», С. Михалков - «Дядя Степа», В. Катаев - «Цветик-семицветик», Е. Пермяк - «Самое страшное» и многие другие.
-в пословицах и поговорках – кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающей в духе доброты и милосердия (-Ласково слово - что весенний день. - И у курицы сердце есть. - Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. -Доброе слово лучше мягкого пирога. -Любить друга - любить себя)
- экологические акции (эколята-защитники природы, первоцветы, покорми птиц, весенняя неделя добра)
- наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к посильной трудовой деятельности также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.
Также ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных моментов праздников и развлечений (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка. Традиционными в ДОУ стали такие государственные и фольклорные праздники как (День матери, День пожилого человека, День России, День Республики, Адыгейский новый год, Масленица, 8 Марта, День заповедников и парков, День города, День Победы и др.). Эти праздники создают у детей атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений, взаимовыручки, знакомство с обычаями и традициями, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, адыгского и других народов живущих в нашей республике Адыгея, помогает воспитывать любовь к истории, культуре, природе, помогает сохранить прошлое.
Чтобы познакомить наших воспитанников с прошлым : в детском саду созданы необходимые условия для воспитания патриотических чувств у детей к своей малой родине.
В каждой группе функционирует уголок «Моя Родина» В группах младшего и среднего возраста – уголки представлены фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и ближайших к нему объектов.
У старшего дошкольного возраста –уголки имеют образцы символики республики, страны, альбомы: родословные семей воспитанников, родные фотопейзажи и выставки детских работ, гербарии.
Результата в работе можно достичь при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. В работу с родителями включаю: различные беседы, рекомендации, родительские собрания, тематические досуги и развлечения, конкурсы, выставки поделок, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых родители знакомятся с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблем. Например в ходе совместной работы над проектом «Моя родословная» родителям было предложено провести совместную работу над проектом для этого я попросила родителей принести фото из домашнего архива и составить вместе со своими детьми генеалогическое древо. В результате дети и родители узнали очень много интересных моментов о истории не только своих предков, но и о традициях, обычаях своего рода. Что очень сближает, прививает чувства духовно нравственного воспитания детей.
Выставляю информацию в родительском уголке, например «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений» и т. д.
Вывод.
Духовно-нравственное воспитание -одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми участниками образовательных отношений. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. Наша задача- воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь. Для решения этой задачи ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
2. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
.Арчибальд Р. С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 178с.
.Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.
.Взятышев В. Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. - М. : «ЕЦК», 2012. -199с.
.Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещении, 2009. - 256с.
7. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
8. Запорожец А. В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М, : Просвещение. - 2010. - 298с.