Саад Александра
Проект «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного от-ношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действи-тельности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравствен-ного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта об-щественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Особое внимание в деятельности МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Паспорт проекта
Название проекта «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
Разработчик проекта Саад Александра Геннадьевна - воспитатель
Срок реализации проекта Долгосрочный
Участники проекта Педагоги, воспитанники (дети 5-6 лет, родители, музыкальный руководитель
Вид проекта Информационно-практико-ориентированный
Цели и задачи
проекта Цель : содействие целостному духовно-нравственному и соци-альному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечи-вая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи:
1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие раз-ные поколения.
3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисци-плине.
4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспита-ние детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бе-режное отношение к результатам.
Инновационная направленность проекта
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и спо-собам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, лич-ностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют ин-тегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказы-вает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные гос-ударственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17» программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации проекта для детей :
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и со-здания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
-пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнерства МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17» и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Механизмы
реализации проекта
- активное взаимодействие всех участников воспитательно - образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- взаимодействие детско - родительского и педагогического коллектива МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17» с образовательными и культурными структурами города.
Методы
реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с по-следующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произ-ведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Принципы
реализации проекта
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманность - ребенок является активным субъектом сов-местной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в про-цессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познава-тельную, изобразительную, продуктивную деятельность: соче-тание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстети-ческое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преем-ственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» на ос-нове сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли друг друга).
Работа с
родителями 1. Анкетирование родителей о духовно-нравственном вос-питании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
2. Информационное консультирование для родителей на тему: «Детский фольклор».
3. Организация конкурса творческих работ среди семей на тему: «Рождество Христово».
4. Информационное консультирование для родителей на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольни-ков».
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный.
На данном этапе реализуются следующие мероприятия:
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музы-кального зала);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных и дидактических игр для детей.
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
II этап: основной.
Перспективный план реализации проекта.
Месяц Виды деятельности Цель
Январь
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
2. Чтение и обсуждение литера-турных произведений о Рождестве и Новом годе, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рож-дества».
4. Занятие по ручному труду на тему: «Рождественская открытка «Ангел». 1. Знакомство детей с народным творчеством на примере народных игрушек, создание праздничного настроения.
2. Совершенствование умения по-нимать выразительность языка ху-дожественного произведения, красоту поэтического слова.
3. Углубление музыкальных пред-ставлений детей, совершенствования их музыкального восприятия.
4. Приобщение детей к ручн. труду.
Февраль
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымков-ские игрушки»; «Жестово»; «Го-родец».
2. Проведение комплексно-тематического занятия «Как люди на Руси жили, или Посиделки в горнице».
3. Беседа с детьми на тему: «Ос-новные Православные праздни-ки». 1. Формировать знания детей о тра-диционных русских народных про-мыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях).
2. Приобщать к русской националь-ной культуре, знакомить с устарев-шими формами вежлив. обращения.
3. Знакомить детей с православными праздниками и традицией их празднования, формировать желание участвовать в них.
Март
1. Проведение комплексно-тематического занятия: «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
2. Музыкально-театрализованное развлечение на тему: «Масленица к нам пришла».
3. Информационное консультиро-вание для родителей на тему: «Детский фольклор».
4. Изобразительная деятельность на тему: «Широкая масленица». 1. Развитие у детей доброго, уважи-тельного, внимательного отношения к матери.
2. Формирование личности ребенка через раскрытие и развитие его му-зыкальных способностей.
3. Дать возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам, потешкам, и другим жанрам.
4. Сюжетное рисование цветными карандашами на занятии по ИЗО.
Апрель
1. «Посиделки» с детьми на тему: «Вербное воскресенье» (развлече-ние для дошкольников).
2. Музыкально-театрализованное развлечение «Пасхальная исто-рия».
3. НОД по декоративно-прикладному труду на тему: «Чу-до - писанка».
4. Занятие по рисованию на тему: «Украшаем пасхальное яйцо». 1. Расширять знания детей о русском народе, его обычаях, традициях, праздниках; воспитывать любовь к родной природе.
2. Углубление и совершенствование музыкального восприятия детей.
3. Обогащать социальный опыт де-тей, приобщать к ручному труду.
4. Учить проявлять свою фантазию и воображение в придумывании узора и нанесении его на силуэт яйца.
Май
1. Тематическое развлечение на тему: «Праздник народных игр».
2. Беседа-диспут с детьми на тему: «Хорошие и плохие поступки».
3. Беседа с детьми на тему:
«Летние народные праздники».
4. Информационное консультиро-вание для родителей на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» 1. Воспитывать любовь и интерес к народным играм, вызывать эмоцио-нальный отклик на происходящее.
2. Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках.
3. Познакомить детей с летними народными праздниками, их историей, традициями.
4. Изучать лучшие традиции нашего народа, его вековые корни, такие понятия, как - род, родство, Родина.
III этап: заключительный.
По итогам данного этапа реализации проекта проводится мультимедийная фото- и видео-презентация для детей с дальнейшим походом в Храм Божий, и приобщение к религиозной культуре нашей страны. А так же, 30 ноября 2018 года на базе нашего МАДОУ «ЦРР – детский сад № 17» проходил семинар на тему: «Преподавание духовной культуры в ДОО», в котором принимали участие воспитатели детских садов, заведующие, представители духовенства и администрации нашего города, а так же доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения Курского государственного педагогического университета Меньшиков Владимир Михайлович.
Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе
«Пасха в гости к нам пришла»
Пасха - самый радостный праздник. Празднование Пасхи уже стало традицией. И, готовиться к ней мы начинаем заранее.
В каждой группе воспитатели и музыкальный руководитель проводят занятия. Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Взрослые делятся старинными секретами росписи пасхальных яиц, рассказывают историю возникновения праздника, объясняют предназначение пасхального яйца.
Именно в эти дни (на пасхальной неделе) в нашем детском саду прошло музы-кальное развлечение "Светлая пасха". Здесь все бывает " как положено" : красивые стихи, задорные русские народные песни, веселые хороводы. и какой же праздник без русских игр с яйцами! ведь с давних времен в Пасхальную неделю и стар и млад соревновался : чьё яичко дальше прокатится, чьё дольше всех прокрутится, а чьё не разобьется. И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой. На мой взгляд, такое развлечение приобщает дошкольников к нравственным началам и веч-ным ценностям: семья, любовь, доброта, правда; помогает раскрыть лучшие качества личности ребенка, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки.
Игра «Чье яичко дольше прокрутится»
Ведущая: Христос Воскрес!
Гости: Воистину воскрес!
В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Только надо вот позвать
Деток, чтоб звучал их смех,
И больших, и малых – всех!
Под музыку «Пойду ль я, выйду ль я» дети входят в зал, каждый несет яичко. В центре зала стоят 2 воспитателя, они держат большие платки воротами. Дети проходят в ворота, стоящий перед воротами третий воспитатель касается до каждого веточкой вербы, дети проходят к центральной стене и кладут яйца на тарелочки, затем все садятся на места.
В: С Пасхой вас гостюшки дорогие!
С Христовым воскресением,
С праздником да весельем!
А колокола на Пасху звонят – душа радуется!
(слушают звон колоколов в грамзаписи)
Ведущая:
Сегодня ночью тьма побеждена
Лучом единым, дуновеньем света.
Душа любовью к Богу возжена,
И Богородица Пречистая воспета.
Дети:
Христос воскрес! Веселый перезвон
Колоколов и голосов весенних.
Христос воскрес! – Звучит Благая весть,
И люди в храмах светятся надеждой.
Повсюду благовест звучит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес
Христос воскрес! Христос воскрес!
В Церкви радостный трезвон,
Сообщает людям он,
Что настал великий час:
Праздник праздников у нас
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня, целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
Песня «Пасха в гости к нам пришла»
В: Как замечательно, что Пасха всегда бывает весной. Ведь весной просыпается, оживает природа, распускается верба, заявляя, что наша природа скоро наградит нас и всё живущее на земле новыми благами.
Дорогая наша вербочка,
Вербочка освященная
У нее цветочки – пушистые комочки
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовет!
Дорогая наша вербочка!
Приди к нам с радостью
Подари деткам здоровье крепкое!
Хоровод девочек с веточками вербы.
Игра «Дедушка Рожок» - дети встают в круг, ребенок читает считалку,
ведет расчет:
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
Дедушка Рожок садится в уголок с веточкой вербы, дети идут к нему, пригова-ривая слова.
Дети: Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожег!
д. Рожок: Кто меня боится?
Дети: Никто!
Дети убегают на свои места, дедушка Рожок догоняет их, задевая веточкой вер-бы.
Песня «Пасха»
В: В старину веселый праздник Пасхи продолжался всю неделю. Люди ходили в гости друг к другу, водили хороводы, пели песни, а чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай, катали по земле крашеные яички, да приговаривали: «Проснись, Земля, от зимнего сна!»
В: А еще с яйцами играли, давайте и мы поиграем.
С праздником всех поздравляйте,
Яйца катайте,
Пасху встречайте!
Игры с яйцами.
«Катание яичек с горки» - дети катают крашеные яйца с горки. Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатилось.
«Чье яйцо дольше прокрутится?» - дети по команде одновременно раскручивают свои крашенки и ждут, чье дольше прокрутится.
Танец «Полька»
В: С небес на землю льется свет и озаряет дали
И в нашем сердце места нет унынью и печали
Христос воскрес! Христос воскрес! Ликует вся природа
Звучит торжественный оркестр, поют леса и воды.
Песня «Моя Россия»
И мы сегодня еще раз всех с Пасхой поздравляем!
Здоровья, счастья и добра вам от души желаем!
Завершается праздничная неделя большой выставкой «Пасхальное чудо», в ко-торой принимают участие родители, воспитанники детского сада. И на каждой такой выставке можно увидеть не только разрисованные яйца, но и целые композиции.
Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение духовно - нравственно, учат любить свою культуру и старину.
Список использованных источников
1. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2017 - №11.
2. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе/ Православная педагогика: Традиции и современность – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2016.
3. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культу-ры - М. : Покров, 2018.
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2015 г.
5. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников - Волгоград : Учитель, 2018 - 231с.
6. Каирова И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания : пособие для педагога/ М. : Просвещение, 2017.
7. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников - М. : Сфера, 2015 - 160 с.
8. Макаренко А. С. Книга для родителей/ - М. : Педагогика, 2013;
9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М. : Сфера, 2018 - 176с.
10. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников/ - М. : Просвещение, 2016 – 185с.