Надежда Якимова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В системе дошкольного образования работаю двадцать восемь лет, из которых последние пять лет - со старшими дошкольниками с нарушением зрения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 6» города Чебоксары Чувашской Республики. Сотрудничаю с семьями моих воспитанников, не перестаю учиться, перенимаю опыт коллег, обучаюсь на курсах повышения квалификации, всегда интересуюсь теоретическими и практическими разработками в разных областях развития детей дошкольного возраста, изучаю основы православной культуры и вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Как мама и как воспитатель мне важно, какими вырастут мои воспитанники. Что же такое духовно- нравственное воспитание в моём понимании?
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Суть нравственного воспитания – это формирование человеческих взаимоотношений с окружающим миром (взрослыми, детьми, сверстниками, природой). Важной стороной нравственности воспитания являются для меня :
• Усвоение детьми норм этики, т. е. социально одобряемых образцов поведения. Учу дошколят «поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой», бережно относиться друг к другу. «Возлюби ближнего своего», это важное библейское правило на слуху у каждого. Важно научить детей уважать старших, родителей, помогать им, быть отзывчивыми, милосердными к другим – это просто необходимо, чтобы быть людьми. Уверена, что «эмпатия – совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обуславливающих сострадание, сопереживание, соучастие» важна для человека современного мегаполиса.
• Духовно-патриотическое воспитание и развитие личности ребенка, его социализации проходит обязательно на основе приобщения к русской и чувашской национальным и православной культурам. Воспитание интереса и приобщение к традициям данных культур процесс увлекательный. Здесь использую самые разнообразные формы работы с дошкольниками : ознакомление с художественной литературой, с прикладными видами искусства, посещение музеев и выставок, просмотр детских мультфильмов, тематических презентаций, проведение традиционных народных праздников, познавательных занятий, тематических бесед, дидактические развивающие игры, рисование, лепку, художественное конструирование и аппликацию, ручной труд.
• Интернациональное воспитание раскрывает горизонты межнационального общения, уважения и осознания того, что у каждого народа есть свой язык, традиции, культура, религия, история, и что это не повод для вражды, выискивания превосходства одних народов перед другими, на современном этапе необходимо. В детском саду в моей группе дети всегда разных национальностей, представители разных культур и религий, не задумываясь об этом, дружно взаимодействуют и играют в коллективе. Конфликты по национальному признаку среди дошколят не возникают. Воспитание вдумчивого, терпимого или толерантного отношения к другому человеку или людям другой культуры, вероисповедания нужно продолжать в средней школе.
• Формирование бережного отношения к окружающему миру через экологическое воспитание. Пытаюсь научить детей относиться к природе как к храму, к любимому дому, поддерживаю их желания охранять и защищать все живое, не ломать деревья, не дразнить и не обижать животных, «отвечать за тех, кого мы приручили». Объясняю, почему нельзя загрязнять леса, водоёмы. Труд в природе на грядках, цветниках или клумбах, уход за комнатными растениями, чтение природоведческой литературы, наблюдения в природе, ознакомление с окружающим, беседы, дидактические, настольно-печатные игры, развлечения и экологические праздники помогают в работе со старшими дошкольниками.
• Нравственно-эстетическое воспитание через привитие детям чувства прекрасного, формирования их вкуса и отношения. Стараюсь научить воспитанника наблюдать, размышлять, рассуждать, созерцать, находить красоту, делиться впечатлениями от увиденного, эмоционально откликаться на картину, на скульптуру. Развивать вкус ребенка посредством приобщения к народно-прикладному искусству и ознакомления с живописью русских художников. Стараюсь чаще слушать с воспитанниками классическую и духовную музыку, хочу вызвать интерес к поэзии, люблю знакомить с художественной литературой (по возрасту, а, главное, вызвать желание у ребенка творить собственными руками.
• Нравственно-трудовое воспитание, в котором стараюсь не только «вооружить» трудовыми умения и навыками, а сформировать знания о труде, о профессиях, о пользе рукотворной деятельности и ума человека, и «зажечь жажду полезного труда», организацию, планирование своей или коллективной полезной деятельности. Трудовые поручения, труд в природе, дежурства, самообслуживание, коллективный труд – все эти виды труда использую постоянно в работе с дошкольниками.