Елена Залогина
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками
▼ Скачать + Заказать документы
Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая нас с прошлым.
Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- знакомит детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- воспитывает уважение к честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости;
В условиях детского сада необходимо:
шире использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные игровые песни, хороводы, игры и т. д.);
средствами фольклора приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
использовать потешки, поговорки, пословицы, присказки, использовать их на занятиях;
вводить в занятия, развлечения, праздники, народные игры, песни, танцы, музицирование на народных инструментах;
знакомить дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста с обрядами, традициями и обычаями русского народа; использовать в учебно-образовательном процессе предметы прикладного искусства, старинного быта, одежды, посуды, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в ребенке чувство красоты.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников происходит через знакомство с народными традициями и праздниками посезонно.
Осенью мы отмечаем «ПРАЗДНИК КАПУСТЫ».Дети одеваются в русские народные костюмы. Музыкальный зал празднично украшен, на столах стоят блюда из капусты, кадка, нож для шинкования капусты, капуста, морковь, брусника, свекла.
Со словами:
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем дети пробуют себя в роли маленьких поварят
Под музыку «Вейся, вейся, капуста моя» в исполнение ансамбля «Русский мед», дети змейкой проходят по залу, водят хороводы, закручиваются, как качан капусты затем раскручиваются, проходя под поднятыми руками детей. Этот быстрый и веселый танец очень нравится детям. Водим хороводы, поем, танцуем. Вспоминаем поговорки и пословицы про капусту.
«Без капусты щи не густы», «Где щи там и нас и ищи», «Щи да каша, пища наша», «Щей поел,словно шубу надел». Всячески восхваляем капусту и хороший урожай.
Зимой мы отмечаем рождественские колядки. Ряженые колядовщики с музыкальными инструментами в руках обходят все группы детского сада: с песнями и закличками, с пожеланиями хорошего урожая, богатства и счастья. Потом играем, гадаем, играем в хороводные игры.
Следующий праздник - Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Здесь мы катаемся на веселой карусели, сделанной руками воспитателей, поем песни, водим хороводы.
Веснянка
Готовимся к весне
Наступил последний месяц зимы, скоро весна. В старину крестьяне закликали весну песнями- веснянками, чтобы она не опаздала, вовремя пришла на землю.
Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека.
Народные праздники расширяют кругозор, дают знания об окружающем мире, помогают умственному, нравственному, физическому, эстетическому воспитанию, формируют праздничную культуру, воздействуют на эмоциональную сферу детей. Дети знакомятся с традициями, историей русского народа, своеобразием быта, обычаев; учатся взаимоотношению между взрослыми и детьми.
Планомерная работа с использованием русского фольклора поможет детям понять, что они – часть великого русского народа!