Галина Лисиенкова
Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание - самое святое из всех святых дел»
Святитель Феофан Затворник
(Слайд 4) Современный мир меняется (информационные технологии, компьютерные игры и т. д). СМИ вводят в жизнь современных детей новые ценности. Как сохранить нравственные ценности и возможно ли их сохранение? Есть ли культурный источник, сохраняющий неизменными нравственные ценности людей? На эти и другие вопросы отвечает наша программа.
Публикация «Презентация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Истоки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2019
(Слайд 5) 19 лет в нашем детском саду ведется работа по православному воспитанию детей. Ранее вопрос о православном воспитании был абсолютно новым. Работать поэтому было сложно, возникало множество вопросов, не хватало знаний, не было программы, позволяющей спланировать работу. Кроме того мы не имели никакой нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в данном направлении. Однако, именно в это время сформировалось мнение о необходимости кардинально изменить работу по вопросам нравственного воспитания детей. В начале своей деятельности работа по ознакомлению с основами православной культуры ограничивалась только подготовкой праздников «Рождество» и «Пасха». Былопонятно, как мало мызнаем об истории христианства. Чтобы давать знания необходимо самим многое знать. В этом помогли: МО под руководством о. Олега, православные курсы. А 2003 году вышел приказ Министерства образования о возможности обучать детей основам православия. Набазе нашей группы создан клуб «Истоки». Знакомство с основами православной культуры дети начинают с 3-х лет. Работа начинается в три этапа: анкетирование, родительское собрание, заявление. В 2009 году мною разработана,опробированапрограмма дополнительного образования детей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста -Истоки». Творческой группой педагогов ДОУ проведена экспертиза, программа принята на педагогическом совете. Рецензирована руководителем православного методического центра протоиереем Олегом (Переверзевым)
Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Программа предполагает встраивание материала в другие программы, а также интеграцию всех видов деятельности дошкольников на основе традиционных христианских ценностей. Актуальность программы очень значима, т. к. в России духовно- нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры. Программа не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.
(Слайд6-7) Главные цели и задачи программы: заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.
(Слайд8)Реализация поставленных задач базируется на основных принципах воспитательной системы. Все они ориентированы: на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом, на единство и взаимосвязь содержания воспитания и образования по всем направлениям.
(Слайд9-10)Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включает организацию предметно-развивающего пространство. В оформлении группы использованы элементы православной культуры: иконы, подсвечники. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Храмы родного города», «Святые места России», «Православные святые». Для родителей оформлена информация о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Православные праздники зимой», «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.
В нашей группе есть своя библиотека:
• литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
• литература для родителей и педагогов;
(Слайд 11)Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи. Привлекаются семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
(Слайд 12)В процессе реализации курса предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия с другими специалистами и педагогами, работающими с детьми, с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных мероприятий. В связи с этим ведется работа с педагогическим коллективом: открытые занятия, тренинги, мастер-классы, консультации и т. д. Участие педагогов в творческой продуктивной деятельности (слайд 13) «Выставка пасхальных блюд».
(Слайд 14) Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования разных методов работы: беседы, свободный диалог, театрализованные, ролевые игры, сюрпризные моменты, праздники, развлечения, перспективное планирование, интегрирование деятельности.
(Слайд 15) Перспективное планирование обеспечивает интегрированное взаимодействие с различными сферами детской деятельности : познавательной, музыкальной, художественно-творческой, игровой. Это позволяет реализовать воспитательно-образовательную работу по духовно-нравственному воспитанию в широком спектре.
(Слайд 16) Экскурсии, прогулки, наблюдения – важные формы в действенном познании.
(Слайд 17-20) Занятия проходят с учетом возрастных особенностей детей, имеют множество разновидностей. Это и традиционные информационно-содержательные беседы, диалоги, экскурсии, прогулки, тематические посиделки, творческо-рукодельные работы, игры.
(Слайд 21-23) Давно известно: ребенок познает мир – играя. Игра увеличивает знания ребенка о жизни и культуре, позволяет лучше понять сложный материал, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир ребенка. Дети дошкольного возраста все события воспринимают непосредственно и очень эмоционально, умеют сопереживать, сочувствовать. В этом помогают православные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
(Слайд 24-25) В культурно-эстетическом блоке вместе с музыкальным руководителем обогащаем впечатления детей: знакомством с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством, театрализованными постановками.
(Слайд 26-30)Значимым событием для детей является праздник. Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Для них праздник – всегда выдающееся событие, веселье, торжество, игра. В нашем клубе и детском саду сложились такие формы празднования значимых событий и дат как праздничный концерт, литературно-музыкальные композиции с элементами театрализации, народные гуляния, посиделки. Важным этапом в воспитательной работе является не только само проведение мероприятия, но и подготовка, в которой принимают участие педагоги, дети и их родители. У нас вошло в традицию широко отмечать Рождество, Масленицу, Пасху. Эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание, помогают формированию духовной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем.
(Слайд 31)В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание осуществляется через гармоничное построение целостного педагогического процесса. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека.