Вера Васильева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т. д.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Часто, наблюдая за поведением детей в повседневной жизни, мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?
Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Содержание программы «Социокультурные истоки» для ДО направлено на решение следующих задач:
* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;
* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
* формирование социальной активности детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры:
• традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;
• бережное отношение к родной природе,
• проживание календарных народных и православных праздников;
• традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;
• традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);
Задачи духовно нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС ДО:
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.
2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
3. Понимание своих национальных особенностей.
4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
5. Уважение к своей нации.
6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
7. Уважение к представителям других национальностей
8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений
Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждениевоспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственноговоспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником : влияние личностивоспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".
Развивающая среда должна быть наполнена материалами, согласно возрастных особенностей воспитанников и способствует выполнению задач образовательной деятельности. В развивающей среде нашей группы, создан центр по духовно-нравственному воспитанию. Он объединил темы и материалы к ним: «Семья», «Детский сад», «Родной город и наш край», «Страна Россия», «Москва – главный город России», «Русское народно-прикладное творчество». Развивающая среда наполнена настольными играми: «Семья», «Мой родной дом», «Детский сад», «Девочки и мальчики», «Моя Родина Россия», «Собери герб города Чебоксары», «Символика России» и другие. Созданы альбомы «Мама, папа, Я и мой город Чебоксары», «Россия родина моя», «Народов дружная семья». Среда оснащена серией книг по данным темам, включая книги духовные «Святое рождество» «Жития святых», «Детская библия» и другие. Учтен региональный компонент, находятся макеты, куклы в чувашских одеждах, альбом «Чувашская вышивка», настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эмоции», дидактический материал «Я и другие» позволяют знакомить детей с правилами, по которым мы живем.
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей
Основой гражданского общества является семья, и именно в семье решаются проблемы, которые столь остро стоят сегодня перед Россией. Семья России - словосочетание необычайно трепетное. В нем - и сила земли русской, и щедрая гордость за нашу многонациональную Родину, мудрость времен и преемственность поколений. В любой семье есть свои традиции, преемственность духовных и моральных ценностей, устоев и норм поведения. В семье формируется понимание плохо и хорошо, добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и наоборот. От того как воспитываются дети в семье, с каким багажом отца или матери, дедушки или бабушки, дяди и тети помогают вступить во взрослую жизнь, какие знания закладываются в них, зависит жизнь не только отдельного человека или его семьи, но и общества в целом. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна : чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.