Ольга Усанова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление, которое включает следующие компоненты:
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
- понимание моральных норм (их смысла и назначения - необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);
- децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;
- способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,
- понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора.
Те высокие нравственные и эстетические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. На мой взгляд, все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов К сожалению, обычным и распространенным явлением для последнего времени стало у многих детей проблема в эмоционально-волевой сфере: повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка, высокая агрессивность, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоций.
Работая с детьми дошкольного возраста долгое время, мною наработана практика использования произведений искусства для эмоционального развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Освоение детьми языка чувств посредством ознакомление с видами искусств вызывает и развивает познавательный интерес к произведениям искусства. Привлекательность искусства воплощается в эстетической форме. Произведения искусства включают в себе элементы, которые способствуют максимальной внушаемости и впечатляемости его идеи. Они передают мысли и чувства от человека к человеку, приобщают к процессу переживания.
Дети очень любят, когда им читают различные книги. Сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Ребёнок приобретает привязанности, формируются предпочтения.
С целью развития способности детей адекватно проявлять свои чувства, умения выражать свои мысли и желания, на основе пособия Е. А. Алябьевой «Эмоциональные сказки» разработала цикл занятий «Я и мой мир», для детей 5-7 лет. В пособие представлены авторские сказки, которые развивают у детей умение различать и выделять эмоции и чувства, их оттенки, называть и выражать их в речи. Эмоциональное развитие ребенка напрямую связано с его нравственным становлением, что и учтено при сочинении художественных произведений и разработке методического сопровождения. К большому сожалению, в современном мире мы всё чаще обращается к разным клубным формам искусства для самовосстановления и реабилитации, и учим детей именно так пользоваться произведениями искусства. Искусство прописывается как лекарство, а открывается оно уже не как непосредственно-выражаемое в образах переживание, то есть не как музыка, а как музыкотерапия, не как танец, а как танцевальная терапия, и даже не как литература и поэзия чувств, а как библиотерапия и только по назначению. Самое ценное, на мой взгляд, в произведениях Е. А. Алябьевой, что эмоциональные переживания её героев тесно связаны с искусством. При чтении дети погружались в пространство художественного произведения. Эмоции героев передавались юным читателям. Дети их явственно чувствовали, ощущали. Были на одной волне с персонажами сказок, рассказов и стихотворений. Так при знакомстве детей с такими эмоциями как удивлении, изумлении и восторг, читали произведения, где герои посещали театр, слушали оперу, смотрели балет. Это послужило мотивацией для знакомства с тем или иным видом искусства. После прочтения сказки «Мои воспоминания о балете» просматривали запись балета «Лебединое озеро», что вызвало большой интерес к балету, и девочки старшей группы выразили свое желание стать балеринами. Сказка «Как я ходил в кукольный театр» вызвала у детей много положительных эмоций и желание поиграть в «театр». Послушав сказку «Как я посетил оперу», дети смотрели в записи отрывки из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», получили сильные впечатления.
Корнем мотивацию к занятиям искусством является удовлетворение потребности обмена чувственным опытом. В беседах по произведениям Е. А. Алябьевой, дети учились делиться своим чувствами, описывать чувства другого человека.
В целях школьной дезадаптации и формирования мотивационной готовности к школе использую в работе с детьми подготовительной группы сказки «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Исходя из содержания сказки, включаю в процесс образовательной деятельности произведения художников. Чтение сказок сопровождаю просмотром репродукций картин с использованием ИКТ:
сказка «Школьные оценки» - картина «Опять двойка» художник Ф. Решетников, «Опять пятерка» Н. Заболотский;
сказка «Букет для учителя» - картина «Добро пожаловать», художник Н. Ватолина;
сказка «Игры в школе» - картина «Устный счёт» художник, Н. Богданов- Бельский;
сказка «Домашнее задание - картина «Приготовление уроков», художник Н. Богданов-Бельский
сказка «Смешные страхи» - картина «1-ое сентября», художник А. Волков и другие.
В беседах о картинах и художниках дети делятся своими впечатлениями. Большое внимание уделяется тому, как художник демонстрирует характер человека, что он думает о человеке на портрете, пейзаже и т. д. : что способствует развитию эмоциональности восприимчивости, способности чувствовать искусство, не только видеть то, что хотел сказать мастер, но и сформировать свои впечатления.
Итак, знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Искусство формирует у детей психологические потребности в эмоциях, социальном «Я», заставляющем стремиться через живопись, музыку, танец, литературу к себе подобным. И, наоборот, глубокие внутренние переживания, вызванные тем или иным произведением, вызывают у детей познавательный интерес к искусству и желание творить самому. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, принятия общечеловеческих ценностей и следования им в дальнейшей жизни.
Используемая литература
1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦСфера, 2015
2. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 - № 11 – с. 35.
3. Паола Волкова Искусство детям. – АСТ, 2016
4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009.
6. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.
7. Панфилова М. А Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.