Ольга Шкода
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одним из приоритетов нашего детского сада является духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Нарастание негативных процессов в обществе, доминирование материальных ценностей над духовными, искажение у детей понятий о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В контексте данной проблемы возникает ряд действительно актуальных вопросов, они требуют безотлагательного обсуждения и решения.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Всё это подтолкнуло нас обратиться к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.
Каждый год мы проводим для детей интегрированные занятия, беседы, игры, праздники, развлечения, которые развивают в детях лучшие духовные и душевные качества такие как, скромность, послушание, миролюбие, искренность, уважение к личности человека; развивают волю, дисциплинированность, ответственность; воспитывают трудолюбие и патриотические качества личности.
В этом году в нашем детском саду было проведено многомероприятий по данному направлению. Особенно яркими и запоминающимися оказались мероприятия, посвящённые лучшим православным традициям, которые проводились с целью возрождения культа семьи и укрепления семейных ценностей. Мы понимаем, что особую роль в приобщении ребёнка к русским традициям и культуре играют народные и православные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием.
Наши педагоги смогли привлечь и заинтересовать народными и православными праздниками не только детей, но и их родителей. Взрослые с удовольствием принимали участие в организации и проведении праздников: «Ярмарка», «День Матери»; «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт, ничто не забыто…»; «Именины Берёзки», «Праздник любящих сердец», «День Петра и Февронии».
Для знакомства детей с русской культурой и традициями в детском саду нашими педагогами был оборудован кабинет «Русская изба». Нам было очень приятно, когда родители наших воспитанников приняли активное участие в подготовке необходимой атрибутики для «Русской избы», для создания православного уголка. Дети с удовольствием приходили и приходят в нашу импровизированную избу, чтобы помириться, если с кем в ссоре, найти «дело для души» или просто посмотреть православные открытки, познакомиться с русскими семейными обычаями и традициями. В этом году к работе с детьми были привлечены родители (старшее поколение, которые с удовольствием познакомили детей с особенностями русской культуры.
Работая в рамках духовно-нравственного воспитания, мы не можем обойти стороной воспитания в ребёнке патриотических качеств личности.
Для развития патриотических качеств личности ребёнка, для формирования представлений о военной истории своей Родины и воспитания гордости за героизм, подвиги своего народа в Великой Отечественной войне в нашем детском саду был разработан проект совместно с детьми и их родителями, посвящённый теме «Никто не забыт, ничто не забыто…» В процессе исследовательской деятельности дети и их родители с удовольствием искали ответы на интересующие их вопросы. Такие как: «Почему у наших прадедов так много орденов и медалей?», «Почему улицы нашего города названы именами людей участников Вов?», «Почему солдаты- наши земляки стали героями и о них помнит вся страна?», «Что делали женщины и дети на войне?». Для реализации данного проекта нашими педагогами были созданы специальные условия, позволяющие получить необходимую информацию.
В детском саду был оборудован специальный уголок мини-музей «Боевой славы», где были собраны материалы военных лет, фотоальбомы с историческими фотографиями из «семейного архива» наших воспитанников, военная атрибутика и многое другое было представлено в музее. В нашем мини-музее было отведено место для организации творческих выставок
детей по военной теме: «Цветы к памятнику женщинам героям», «Медали героям ВОВ», «Война глазами детей»,рисование «Дорога жизни» (блокада Ленинграда, иллюстрирование книги о детях героях «Недетское детство»,
«Герои земляки «Вечный огонь», «Письма с фронта» и многое другое было изготовлено детскими руками и помещено в нашем музее.
Организация подобного музея в стенах детского сада оказались делом не только увлекательным, интересным, но и вполне доступным при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями воспитанников.
В детском саду были организованы тематические литературные беседы по военной тематике, конкурсы чтецов, конкурсы пословиц и поговорок. Дети разгадывали кроссворды по теме, участвовали в викторине, ходили на экскурсию в музей нашего города «Дедушкина шинель», к памятным местам, встречались с ветеранами, на музыкальных занятиях и праздниках знакомились, пели песни военных лет. На физкультурных занятиях, досугах, развлечениях и праздниках дети с удовольствием участвовали в играх, эстафетах «Кто самый ловкий», «Взятие крепости», «Санитары».
Анализируя эффективность работы наших педагогов в целом, сегодня мы можем говорить о следующих результатах: использование предложенных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи посредством систематически направленной работы с родителями в контексте «Духовно-нравственного воспитания дошкольников» помогает нам-педагогам раскрыть потенциал родителей как участников педагогического процесса, активизировать их внимание на возрастные и личностные особенности ребёнка, пересмотреть общение с ним и, в первую очередь, уметь сохранять, передавать нравственные и духовные обычаи, ценности, созданные дедами и прадедами, уметь помнить и ценить подвиги своих предков.