Елена Ионова
Педагогический проект «Дружная семья — детский сад, родители и я!»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Русская сказка»
Педагогический проект
«Дружная семья – детский сад, родители и я!»
Автор:
старший воспитатель Ионова Е. В.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Педагогический проект „Дружная семья — детский сад, родители и я!“» размещена в разделах
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, эгоизма и насилия, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Наблюдения из опыта работы показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и непослушанием?».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, что бы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребенок самореализовался, развивая свои творческие возможности.
Причины возникновения проблемы: в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций.
В ходе работы над проектом мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями :
• Доброжелательности.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:
• непонимание родителями самоценности периода детства;
• неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;
• выявление и корректировка причины педагогических ошибок;
• недостаточность информации у родителей о деятельности детей в ДОУ.
Все это натолкнуло нас на организацию «Семейного клуба». В реализации данного проекта предполагается участие детей, родителей, воспитателей и специалистов.
Таким образом, эта интересная форма работы поможет родителям лучше познакомиться друг с другом, поделится опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Деятельность «Семейного клуба» направлена на осуществление нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта : дети, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель проекта :
Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта :
• Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
• Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
• Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
• Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Условия реализации проекта :
1. Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОУ и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Отличительные особенности:
Содержание данного проекта охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ, с учётом интеграции областей и тематических недель в ДОУ. Проект разработан таким образом, что можно использовать мини проекты на каждый месяц отдельно (сентябрь — образовательная область Социализация, октябрь – образовательная область Труд, ноябрь – образовательная область Физическая культура, декабрь – образовательная область Безопасность, январь – образовательная область Познание, февраль – образовательная область Чтение художественной литературы, март – образовательная область Художественное творчество, апрель – образовательная область Здоровье, май – образовательная область Музыка).
В проекте предлагаются рекомендации, которые могут стать опорой для педагогов при планировании образовательного процесса, а также консультации, семинары и рекомендации для родителей.
Данный проект может быть рекомендован к использованию в работе педагогов всех типов ДОУ и родителей. Проект не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в его реализации. Разработан проект в соответствии с федеральными государственными требованиями, учитывая организацию по взаимодействию с семьями воспитанников, интеграцию образовательных областей.
Предполагаемый результат:
Дети
• Появится интерес к новому, неизвестному в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
• Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
• Овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Сформируются основные физические качества и потребность в двигательной активности.
• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы.
Родители
• Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями.
• Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием.
• Познакомятся с традициями группы и ДОУ.
• Будут активными участниками утренников, праздников, игр.
Педагоги
• Приблизят семью к детскому саду.
• Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
• Познакомятся с традициями семей воспитанников.
Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Содружество» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Продукты:
• Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с семьями дошкольников.
• Информационно-методический материал для родителей (сборник) по развитию дошкольника.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
• Объяснять родителям, как образ семьи взаимодействует на здоровье ребенка.
• Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка: спокойное общение, питание, закаливание, движения.
• Негативные факторы (переохлаждение, перегревание, перекармливание и т. д., наносящие непоправимый вред здоровью.
• Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
• Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в д/с.
• Совместить с родителями и при участии медико-психологической службы д/с создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «Безопасность»
• Показать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости человека, природы, семьи, всего человечества.
• Знакомить родителей с достижениями детей.
• Показать формы работы д/с по проблеме безопасности детей.
Образовательная область «Социализация»
• Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в д/с.
• Привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве программы и взаимодействия семьи и д/с в воспитании детей.
Образовательная область «Труд»
• Изучить традиции трудового воспитания сложившегося и развивающегося в семьях воспитанников.
• Проводить акции по благоустройству и озеленению территории д/с.
Образовательная область «Познание»
• Обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в д/с и дома.
• Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в семье и д/с способствующей возникновению познавательной активности.
• Проводить совместные конкурсы, игры – викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
• Изучить особенности общения взрослых с детьми в семье. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в д/с и дома.
• Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (Семейные и родительские клубы) способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
• Показать родителям важность домашнего чтения способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
• Конкурсы, литературные гостиные, встречи с поэтами, посещение библиотеки. Поддерживать детское сочинительство.
• Привлекать родителей к проектной деятельности – оформление альбомов, газет, журналов, книг.
Сентябрь
(Играют дети — играем вместе)
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями :
— обновление и заключение договора между ДОУ и родителями;
— составление плана работы ДОУ по работе с семьей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель:
Нацелить родителей, приобщить родителей к активной, совместной форме в новом учебном году. Ознакомить родителей и детей с планом на год. Познакомить родителей с разновидностью игр и дать знания о ее ведении, материалах, задачах.
• Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра» (пополнение с. р. игр в группе пособиями)
• Анкетирование родителей : «Чему обучается ребенок в игре?»
• Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, «Ваши пожелания и ожидания» и др.
• Совместный рисунок с ребенком дома «Кем я хотел бы стать».
• Картотека игр для родителей «Играем дома».
• Консультации «Правила игры для детей и родителей», «Что необходимо учитывать при выборе игрушек».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместная игровая деятельность «Играют дети – играем вместе».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка, рассмотреть правила организации игровой деятельности, развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
Октябрь
(Через красивое – к человечному)
«ТРУД»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Приглашение родителей на круглый стол «Воспитываем добротой», подбор фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
• Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического и трудового воспитания дошкольников, повышение педагогической культуры родителей. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.
• Статьи, консультации, памятки: «Кормушки и как их сделать», «Домики от ветра» (Помощь при выборе места для кормушек, установки их, «Трудовое воспитание детей в семье», «Приучайте ребенка к труду» и др.
• Фотовыставка «От улыбки хмурый день светлей».
• Подбор стихов об осени, осеннем урожае.
• Собрание для родителей «Терпенье и труд, все перетрут».
3. Заключительный этап (4 неделя)
День добрых дел «Наши меньшие друзья».
Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Сплочение детского и взрослого коллектива.
Задачи: Познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада, содействовать обмену опытом семейного воспитания, укреплять внутрисемейные отношения.
Форма проведения: Совместное творчество детей и родителей.
Ноябрь
(Что бы ребенок рос здоровым)
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучение опыта родителей по профилактики заболеваемости детей, о роли семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
• Подбор литературы об охране здоровья.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Согласование точек зрения педагогов и родителей по вопросам физического развития детей, выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей, донести до родителей важность занятий физическими упражнениями.
• Статьи: «Зарядка позитивного мышления», «Подвижные игры».
• Фотогазета «Как мы бережем здоровье».
• Обмен семейным опытом по физическому воспитанию (рассказ о своих спортивных традициях).
• Консультации: «О правильной осанке», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» и др.
• Совместные мероприятия детей и родителей : «Наши шарики берем…», «Гимнастика вдвоем» и др.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров».
Цель: Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.
Задачи: Создать условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, помочь родителям пробудить у ребенка интерес к спортивной игре, развивать у него элементарные представления о полезности физической активности, создать в семье положительный эмоциональный климат.
Декабрь
(Безопасность ребенка)
«БЕЗОПАСНОСТЬ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучить компетентность родителей об обучении дошкольников безопасному поведению в условиях всеобщей выживаемости человека.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по данной теме.
• Оформление папки-передвижки «Детские страхи».
• Беседы с детьми «Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами».
• Памятки, консультации для родителей : «Наедине с опасностью», «Безопасность в вашем доме» и др.
• Экскурсия в пожарную часть города.
• Непосредственно образовательная деятельность «Юные пожарные спешат на помощь».
3. Заключительный этап (4 неделя)
1. Сюжетно-ролевая игра «Огонь друг – огонь враг».
Цель: Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
Задачи: Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях, знакомить детей с огнем и его свойствами, воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Форма проведения: Семинар – практикум «Обеспечение безопасности ребенка».
Январь
(Путешествие в страну знаний)
«ПОЗНАНИЕ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучить знания родителей о математических, развивающих играх. Ответы на вопросы родителей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия в области «Познание»; повышение педагогической культуры родителей. Дать углубленные знания о математических, развивающих играх.
• Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
• Экологические акции: «Кормушка», «Скворечник», «Посади дерево» и др.
• Анкета для родителей : «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме и величине».
• Памятка для родителей «Особенности развития детей пятого года жизни».
3. Заключительный этап (4 неделя)
• Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается».
• Викторина для детей и родителей «Ума палата».
Цель: Рассмотреть возрастные, индивидуальные особенности детей; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи; дать углубленные знания о математических, развивающих играх.
Форма проведения: Встреча – путешествие.
Февраль
(Волшебный мир книги)
«ЧТЕНИЕ ХУДОДЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучение опыта родителей о том, какую роль играет чтение книг для всестороннего развития детей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
• Семейная газета «Роль книги в семейном воспитании».
• Папка-передвижка «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг».
• Памятка «Что учитывать выбирая книгу для ребенка», «Как стать хорошим читателем».
• Консультации: «Как заучивать наизусть стихотворение с детьми», «Воспитание любви к книге у дошкольников».
• Творческая мастерская «Если книжка заболела».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Театрализованное представление, викторина — «Мир сказок».
Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Форма проведения: Семейная гостиная.
Март
(Волшебные краски)
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучение опыта родителей о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Ознакомить родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности. Воспитывать желание проявить творчество и инициативу.
• Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамами».
• Оформление семейных газет «Мы мамины помощники».
• Памятки, консультации: «Волшебные рисунки», «Нетрадиционные техники рисования в домашних условиях», «Рисуем вместе с ребенком».
• Подбор стихов, рисунков, пожеланий.
• Фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместно-игровой досуг «Волшебные краски».
Цель: Воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности, формировать у родителей и детей понятие о важности игр развивающих восприятие цвета.
Форма проведения: Дружеская встреча.
Апрель
(Здоровье в порядке, спасибо зарядке)
«ЗДОРОВЬЕ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач.
• Изучить опыт родителей об охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни; познакомить родителей с разными видами гимнастики; развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело и энергично.
• Подбор стихов, пословиц о здоровье и спорте.
• Устный журнал «Движение это жизнь».
• Папка-передвижка «Комплекс утренней гимнастики с детьми и родителями», комплексы дыхательной гимнастики, для глаз и др.
• Изготовление спортивного инвентаря из бросового материала.
• Консультация специалистов по профилактике плоскостопия, семинар «Как топает ваш малыш».
• Родительское собрание «Формирование потребности в здоровом образе жизни».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместный досуг «Мой веселый звонкий мяч».
Цель: Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейного опыта по физическому воспитанию дошкольников.
Форма проведения: Семинар – практикум.
Май
(Здравствуй, лето)
«МУЗЫКА»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
• Определение проблемы, цели и задач
• Проанализировать результаты образовательной, культурно-досуговой деятельности «Семейного клуба» за учебный год.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Дать информацию об успехах работы «Семейного клуба» на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.
• Создание фотогазеты «Вместе весело шагать», «Мы счастливы, потому что мы вместе».
• Викторина для родителей и детей «Музыкальная палитра».
• Памятки и консультации для родителей «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста», «Музыкальное воспитание в семье» и др.
• Подготовка призов, грамот, дипломов и благодарственных писем для награждения воспитанников и родителей группы, принимавших активное участие в жизни «Семейного клуба».
• Разучивание песен на летнюю тему и веселого отдыха.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Мультимедийная презентация проекта «Семейный клуб» — Содружество.
Цель: Проанализировать результаты совместной работы «Семейного клуба»; поблагодарить родителей, оказавших большую помощь группе в течение учебного года
Форма проведения: Творческий отчет.