Передкова Ольга
Проект «Мы одна большая дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
социально-личностной направленности
«Мы одна большая дружная семья»
Автор проекта: педагог-психолог Передкова О. В.
Идея создания проекта возникла после проведения ряда обследований детско-родительских отношений в семье и отношения родителей к ДОУ в целом.
Использовался тест «Рисунок семьи» Тейлор, обследовалось 94 воспитанника старшего дошкольного возраста, где чувство неприятия в семье и низкий уровень эмоциональной связи показали 40 % воспитанников. С родителями проводился тест «взаимоотношения в семье», участвовало 140 родителей, в группах разных возрастов, 43 % родителей отмечают взаимоотношения в семье с детьми удовлетворительными и недостаточными.
Публикация «Проект „Мы одна большая дружная семья“» размещена в разделах
Детям не хватает внимания, сочувствия, понимания со стороны родителей. Родители понимают, что им самим необходимо изменить свои взаимоотношения как с детьми, и так же содействовать установлению дружеских, доверительных, партнерских отношений с педагогами детского сада. Педагогам, в свою очередь необходимо искать новые формы и методы работы для создания комфортного психологического климата в детском учреждении.
Также было проведено анкетирование «Детский сад глазами родителей»,которое показало, что эмоциональное отношение детей и родителей к детскому саду нестабильно, с одной стороны родители возлагают большие надежды на детский сад в плане образования и даже воспитания детей, но не всегда устанавливаются партнерские, доверительные взаимоотношения с педагогами.
Поэтому необходимо создать условия в детском саду для установления эмоционально-устойчивых отношений педагогов с родителями, и родителей с детьми, путем включения семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. А также изучить эмоциональный отклик родителей, детей и педагогов на введение новых форм сотрудничества с семьями воспитанников.
С этой целью был реализован проект «Мы одна большая дружная семья».
Подготовительный этап включал в себя работу как с педагогами, так и с детьми и их родителями. Работа на этом этапе строилась следующим образом: с педагогами - неделя педагогических идей по проекту,оформление помещений детского сада, тренинг по взаимодействию с родителями. С родителями- обсуждались варианты творческих работ, мастер-классов, подготовились плакаты дня открытых дверей, где каждый родитель мог посетить не только мероприятие с родителями, а также просто понаблюдать образовательный процесс ДОУ с детьми. Мы старались подобрать такие формы и методы работы, чтобы любая семья могла выбрать для себя то, что действительно было бы им интересно и позволило в полной мере проявить свои творческие способности.
Проект длился всю последнюю неделю ноября, каждому дню соответствовала своя тематика.
Темой первого дня проекта стала «Наш детский сад», где детей и родителей ждали открытые акции, викторины, конкурсы, выставки.
В этот день для родителей наших воспитанников в холле детского сада появился «Забор психологической разгрузки», на котором родители могли поделиться своими пожеланиями, опасениями и критическими замечаниями к работе нашего ДОУ. Родители проявили большую активность в участии в этой акции. Также утро для родителей началось с акции «Радуга настроений», где они могли выражать свое настроение в течение всей недели проекта.
Открылся конкурс «Мой портрет в лучах солнца» Родители приносили фотографии своих детей, оформленные в солнечных лучах, на каждом из которых было написано, как они ласково называют своего ребенка. Хочется отметить, что этот конкурс вызвал большой эмоциональный отклик у детей, так как участвовали все семьи без исключения. Большая часть работ стала совместным творчеством всей семьи.
Для детей в этот день проводилась викторина
«Наш любимый детский сад», дети показали отличные знания о нашем учреждении и, конечно же, не остались без награды все участники.
Вечером родителям было предложено принять участие в викторине «Наш детский сад».
Викторина для родителей была проведена также с целью исследования отношений родителей к детскому саду. Большинство родителей не знакомы со структурой и особенностями детского сада, некоторые даже не знают воспитателей, не знакомы с особенностями образовательного процесса, что говорит о необходимости открытых мероприятий для родителей, для знакомства родителей с детским садом и установления партнерских взаимоотношений.
Также совместно с ребятами и родителями в коридорах была оформлена выставка совместных работ «Наш любимый детский сад». Дети с удовольствием рассказывали о своих работах своим друзьям и педагогам. Проведение этой выставки –это возможность для детей и родителей уделить друг другу внимание, пообщаться, поделиться своими чувствами и переживаниями, проявить фантазию и воображение.
Для ребят средних, старших и подготовительных групп в раздевалках группы появились стенды «Настроение дня». На них ребята в течение всей недели, так же, как и родители приклеивали кружочки, обозначающие свое настроение. Можно было проследить, как этот проект влияет на эмоциональное состояние детей и их родителей.
Так как проект направлен на партнерские взаимоотношения «дети-родители-педагоги»,для педагогов также стартовала акция «Зонтик настроения». Можно было сделать вывод, что активные формы работы вызывают у педагогов, как удовлетворение, также и иногда эмоциональную неустойчивость. С целью создать для педагогов позитивный настрой в этот день началась акция «Тайный друг». В течение всей недели проекта педагоги могли написать добрые пожелания в адрес свои коллег.
Второй день проекта - «День дружбы».
Так же, как и в первый день, утро началось с акции для родителей «Дерево добрых пожеланий», которая проводилась в холле детского сада. Педагогам было приятно прочитать добрые, теплые пожелания в наш адрес, их было очень много, многие родители даже благодарили конкретных педагогов по имени -отчеству. Это также вызвало у педагогов чувство удовлетворения от своей работы и мотивировало педагогов на установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.
Для наших воспитанников в этот день мы приготовили поход в группы к малышам, совместный просмотр добрых советских мультфильмов, новые интересные игры на сплочение детского коллектива и развитию коммуникативных навыков. Ребята старших групп заранее приготовили для малышей подарки, некоторые даже принесли подарки, изготовленные дома вместе с семьей, которые в этот день им и вручили.
Дети охотно играли в коммуникативные игры и готовились научить играть родителей.
Вечером прошел «День гостя» - «Играем всей семьей». Дети приглашали родителей поиграть в коммуникативные игры.
Третий день проекта «Моя семья».
Начался с оформлением выставок, плакатов, стенгазет на тему «Моя семья». Семьи наших воспитанников проявили большую активность в участии в этом тематическом дне. Для детей это стало возможностью лишний раз освежить в памяти эти драгоценные моменты, проведенные вместе со своими родителями.
Проведение такого рода мероприятий мотивирует детей рассказывать ровесникам и педагогам
о своей семье, профессиях своих домочадцев, своих традициях и хобби, способствует сплочению семьи, эмоциональному благополучию как в семье, так и в детском саду.
Реализация проекта совпала с празднованием праздника День Матери, мы не могли обойти стороной этот момент и четвертый день проекта был целиком посвящен мамам наших воспитанников.
Утро, по традиции этой недели началось с приятных слов для наших мам, для них была приготовлен буклет с добрыми пожеланиями в стихах. С детьми мы в течение всего дня проводили конкурс «Лучший комплимент для мамы», дети очень старались придумать для мамы необычное, оригинальное поздравление.
Конечно же, в этот день все детские работы были посвящены маме. Это были и детские рисунки, и поделки, и поздравительные открытки.
В старших и подготовительных группах мам ждал приятный сюрприз – это видео поздравление. Его мы записали и смонтировали заранее, дети проявили выдержку, храня в тайне наш сюрприз. После такого сюрприза мамы долго обнимали своих детей, хвалили их, гордились ими, что говорит об установлении эмоциональной связи детей и родителей.
В других группах были проведены мастер –классы «Моя мама –мастерица» -на них дети и родители научились мастерить куклу-оберег, познакомились с техникой декупажа и основам росписи по дереву.
В старшей группе № 5 прошел мастер класс «У моей мамы необычная профессия», его провела мама- инструктор по лечебной физкультуре.
Во время проведения наших совместных мероприятий в группах сложилась теплая, дружеская, по- настоящему семейная атмосфера, что способствовало сплочению педагогов и родителей наших воспитанников
Родители-участники проявили себя как творческие, активные люди, детям было приятно смотреть на рассказы и мастер-классы своих мам, и, несомненно, в этот момент они очень гордились своей мамой, и впечатление об этом вечере надолго осталось в детских сердечках. Также хочется отметить, что родителям понравилось участвовать в этих мероприятиях и они уже самостоятельно активно предлагали идеи для совместного творчества.
Пятый день – это подведение итогов недели.
Для родителей в холле детского сада появился почтовый ящик обратной связи, куда родители могли положить небольшую заполненную анкету с пожеланиями, предложениями и впечатлениями о проведенной неделе «Мы одна большая дружная семья».
Были подведены итоги акций «Настроение дня» для родителей, детей и педагогов. Отметили положительный эмоциональный настрой родителей, педагогов и детей к проекту.
Завершилась акция для педагогов «Тайный друг». В конце недели каждый педагог получил приятный сюрприз в виде писем от коллег, что вызвало у педагогов эмоциональный подъем и удовлетворение от своей работы.
Для педагогов был проведен тренинг «Профилактика эмоционального выгорания», обсуждение итогов проекта.
У детей проект вызвал также положительный эмоциональный настрой, были конечно и небольшие разочарования для детей, если кто-то из родителей не смог прийти на совместные мероприятия, но педагоги очень внимательно отнеслись к этим детям, они с удовольствием участвовали в играх с другими родителями и педагогами.
Победители конкурса «Мой портрет в лучах солнца», викторины «Наш детский сад» были отмечены призами и памятными дипломами.
По ходу реализации проекта были использованы методы диагностики отношения родителей к детскому саду, отслеживания эмоционального состояния всех участников проекта:
-Анкеты-опросники «Тест родительских взаимоотношений», «Детский сад глазами родителей»
-Наглядные акции «Настроение дня»,
-Беседы педагогов, педагога- психолога с родителями, детьми, педагогами о впечатлениях проекта.
-Викторина «Наш детский сад».
Мы увидели, что родители хотят и будут принимать участие в совместных мероприятиях, были предложены новые интересные темы для совместных детско-родительских проектов. Реализация проекта помогла родителям по-другому взглянуть на своих детей, на их проживание в детском саду. Родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих родителей. Начал формироваться положительный настрой родителей и детей на совместные мероприятия. Увеличилось количество родителей с положительным отношением к детскому саду. Дети восполнили дефицит общения со взрослыми. В каждой группе остался кусочек семьи воспитанников – альбомы «Мой портрет в лучах солнца», альбомы с рисунками и фотографиями «Моя семья», «Мой детский сад», поделки от мастер-классов.
Педагоги смогли заинтересовать родителей в участии в наших мероприятиях, сделать так, что каждая семья нашла себе занятие по душе. Активным участниками стали не только родители, но и педагоги, мы совместно спроектировали деятельность детей и родителей, молодые и малоактивные педагоги включились в деятельность реализации проекта, были смотивированы на организацию совместных мероприятий с родителями.
Поставленной цели удалось достигнуть, неделя принесла удовлетворение, сплочение педагогического коллектива и родителей, был создан благоприятный психологический климат в ДОУ.