Наталья Лабутина
Проект для подготовительной группы «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья» для подготовительной группы № 3 МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ».
Разработала воспитатель Лабутина Н. В.
Вид проекта : Познавательно — творческий, групповой. Продолжительность проекта : Средней продолжительности.
Участники проекта :
Публикация «Проект для подготовительной группы „Я, ты, он, она — вместе дружная семья“» размещена в разделах
Дети подготовительного дошкольного возраста (6-7лет) : группы № 3, воспитатель Лабутина Н. В., родители детей группы.
Актуальность проблемы:
Педагоги отмечают, что «национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры».
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей к различным национальным культурам и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта. Проект решит образовательную цель: через художественное творчество дети усвоят характерные признаки национальных костюмов, жилищ, обычаев и традиций.
Гипотеза образовательного проекта :
В результате целенаправленной и системной работы с детьми подготовительного дошкольного возраста по теме «Я, ты, он, она вместе дружная семья» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, малой родине, о быте и культуре бурятского народа, казаков, семейских, эвенков.
Цель: Основной целью проекта является желание донести до детей и приобщить их к знаниям об этнокультурных традициях в республике Бурятия, их дружном соседстве. Продолжить развивать патриотическое воспитание, культурное и нравственное, экологическое, художественно – творческое. Знание своих этнокультурных традиций позволит детям шире воспринимать и понимать «корни» исторической действительности нашей «малой» родины.
Задачи:
— обогащать и актуализировать знания детей о культурных традициях РБ;
— познакомить детей с национальными костюмами каждой культурной традиции бурят, казаков, семейских, эвенков;
— учить детей определять национальные особенности костюмов, форму и значение.
— познакомить с национальными блюдами.
- познакомить с традиционными жилищами коренных народов;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
— формировать у детей интерес к этнокультурным традициям своего края, местному фольклору.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
— принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к традиционным культурам родного края;
— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам местного фольклора;
— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии, дружное соседство разнообразных этно-культурных традиций; знакомство с устным народным творчеством каждой фольклорной традиции; знакомство с народными праздниками; изучение национальных костюмов; народных игр, традиционной народной кухни через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.
Обеспечение проектной деятельности :
Интернет-ресурсы.
Познавательная и художественная литература.
Изоматериалы.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: принимают участие в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
— освоение проектного метода;
— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
— иметь представления об истории своего края;
— умение различать национальные костюмы, блюда, жилища, праздники;
— знание сказок каждой фольклорной традиции;
— знание и умение играть в народные игры бурят, забайкальских казаков, семейских, эвенков;
— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.
Для родителей:
— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
Для педагогов:
— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность:
— учет возрастных особенностей детей;
— адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
— постепенная подача материала от простого к сложному;
— частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность:
— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность:
— интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Средства оценки результатов успешной реализации проекта :
— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;
— анкетирование родителей о результативности проекта;
— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;
— творческие выставки «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «В краю родном», «Моё любимое национальное блюдо», «Национальный костюм»
Проект состоит из 3 этапов :
Подготовительный этап ( Срок реализации: сентябрь-октябрь)
Определение темы проекта;
Формулирование цели и определение задач;
Подбор материалов по теме проекта;
Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап ( Срок реализации: октябрь — февраль) :
Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Моя Бурятия»; рассматривание иллюстраций: о Байкале, природе Бурятии;
Посещение детьми фотогалерии в изостудии, беседа -рассказ о нашем удивительном крае;
На каждом занятии ведется просмотр и обсуждение (через проектор) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте и жилища бурят, забайкальских казаков, семейских, эвенков;
«Художественное творчество» — раскрашивание национальных костюмов, бурят, забайкальских казаков, семейских;
Чтение сказок местного регионального фольклора: Хитрый кот (бурятская народная сказка);
Продуктивная деятельность: лепка «Юрта и изба»;
Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-выставки ( в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;
Оформление мини- выставки «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в приемной детского сада;
Коллективная работа (коллаж) «Национальные костюмы народов Бурятии»;
Дидактические игры: «Найди одежду буряточки, казачки, семейской», «Кто и что готовит на праздник?», «Чей дом?»
Подвижные бурятские и русские народные игры: «Колдуй баба, колдуй дед!», «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;
Заключительный этап ( Срок реализации: март – апрель).
Викторина с детьми «Культурные традиции родного края»; Выступление детей по теме «Традиции моей семьи»;
Экскурсия в Этнографический музей;
Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;
Анкетирование родителей о результативности проекта.
Основные тематические занятия:
Сентябрь.
I. Республика Бурятия – территория культуры. Кто живет в Бурятии?
Цели:
1. Рассказать о Республике Бурятия.
2. Познакомить с народами, проживающими на территории р. Бурятия.
Октябрь.
II Национальная культура бурят.
Цели:
1. Рассказать о бурятской национальной культуре.
2. Выделить её особенности.
Ноябрь. III. Казачество Забайкалья.
Цели:
1. Познакомить детей с историей образования забайкальского казачества.
2. Познакомить с основными культурными традициями заб. казаков.
Декабрь. IV История и культурные традиции семейских.
Цели:
1. Дать знания о истории заселения семейских на территории Забайкалья.
2. Познакомить детей с культурой семейских.
Январь. V. Эвенки – как одна из самых малочисленных народностей Бурятии.
Цели:
1. Познакомить с эвенками, их культурными традициями.
2. Показать географическое проживание на территории р. Бурятия.
Февраль. VI. Улан- Удэ столица нашей Бурятии.
Цели:
1. Рассказать о столице Бурятии - Улан-Удэ.
2. Познакомить с историческими и культурными достопримечательностями города.
Март. VII. Викторина.
Цели:
1. Закрепить пройденный материал через игровую, соревновательную командную деятельность.
Апрель. VIII. Этнографический музей Республики Бурятии.
Выезд в этнографический музей группой № 3 МАОУ СОШ № 63.
Цели:
1. На наглядном примере показать детям жизнь и быт народов Забайкалья.
2. Закрепить полученные знания.