Анастасия Филина
Проект «Вместе дружная семья» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 5–6 лет
Введение: Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Публикация «Проект „Вместе дружная семья“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья».
Итоговый продукт –«Праздник, посвящённый дню Матери».
Продолжительность проекта Среднесрочный Сентябрь - Ноябрь
Тип проекта познавательно-исследовательский
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы №7, воспитатель группы, родители.
Возраст детей 5-6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка, в связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Актуальность
Необходимость осознания родителями важности повышения их педагогической культуры. Поиск новых подходов в организации общения педагогов с детьми и их родителями.
Цель проекта Формирование представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Развитие у детей чувства семейной сплочённости, воспитание интереса к истории своей семьи.
Формирование навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей.
Укрепление семейных ценностей и традиций.
Задачи проекта Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных
Итоговое мероприятие проекта Проведение досуга «Моя семья»
Семейный досуг «У самовара»
Продукт проекта Коллективная работа «Вместе дружная семья»
Фотовыставка «Мама лучший друг»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Ожидаемые результаты по проекту Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей
Подготовительный этап
Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?».
Составление перспективного плана мероприятий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Знакомство с темой проекта, появление заинтересованности по теме проекта. Знакомство с темой проекта, изучение наглядной информации.
Организационный этап Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка конспектов занятий,
подбор художественной литературы по теме проекта.
Создание семейного альбома для детского сада.
Составить рассказ про себя плану.
Рисование семьи.
Дидактическая игра: «Кто старше?»
Активное участие в формах работы по теме проекта.
Поговорить с ребенком о семье.
Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?
Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи Прохождение тестирования и анкетирования на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель».
Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта.
Ознакомление с информацией консультаций, папок передвижек и буклетов на тему проекта.
Сбор информации по проекту совместно с ребенком. Создание совместно с ребенком альбома на тему «Моя семья».
Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка».
Формирующий этап Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
Разработка консультации для родителей «Что такое генеалогическое древо?».
Создание папки-передвижки «Что в имени твоём?».
Выставка детских рисунков «Моя семья».
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Участие в тематических беседах, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдениях, экспериментирование с солнцем, в подвижных играх, дидактических и сюжетных играх, участие в практических играх, рисовании. Активное участие в итоговом мероприятии. Совместная работа детей, родителей и педагога по созданию и оформлению выставки по теме проекта.
Итоговый этап Обработка результатов по реализации проекта.
Родительское собрание "Моя семья - что может быть дороже".
Презентация проекта «Моя семья».
Расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях. Анализ результатов проектной деятельности Экскурсия на выставку
Перспективный план мероприятий
Сроки реализации Содержание деятельности Цели, задачи
Понедельник НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья» Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.
Чтение. РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки.
Д/и «Чей я ребенок, угадай» Учить находить на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство.
Вторник Беседа «Выходной день в моей семье» Вызвать желание рассказать об интересных событиях, поделиться впечатлениями, развивать связную речь детей, учить слушать других, не перебивая.
Чтение. РНС «Гуси-Лебеди» Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Развивать творческое воображение, речь детей.
Д/и «Сложи картинку» Учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Среда НОД по ОО «Речевое развитие» – «Рассказывание белорусской народной сказки «Пых» Учить детей пересказывать знакомую сказку совместно со взрослым. Учить узнавать героев сказки по характерным признакам. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.
Чтение. М. Матвеева «Синяя чашка» Помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Четверг НОД по ОО «Познавательное развитие» – «Домашний труд» Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи. Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Чтение. К. Паустовский «Теплый хлеб» Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Д/и «Закончи предложение» Способствовать развитию у детей речевой активности, быстроты мышления.
Пятница НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) – «Мебель для моей семьи» (стол, стул) Учить описывать предмет; учить соблюдать пропорции деталей при лепке, прищипывать пластилин с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара.
Чтение. С. Маршак «Сказка об умном мышонке» Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.
Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Учить детей изменять глаголы по числам и лицам.
Понедельник НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья» (продолжение) Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.
Чтение. В. Катаев «Цветик-семицветик» Развивать произвольное внимание, слуховую память; развивать связную речь, формировать неречевые способы общения; формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь; воспитывать умение слушать друг друга.
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?» Развивать мелкую моторику рук.
Вторник Беседа «Как я помогаю родителям?» Помочь разобраться в своих трудовых обязанностях по дому. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Чтение. Е. Пермяк «Мамина работа» Познакомить детей с профессией штукатура. Формировать представления детей о трудовых операциях, выполняемых штукатуром, результате его труда.
Д/и «Дружная семья» Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи.
Среда НОД по ОО «Речевое развитие» – «Группировка предметов: одежда, обувь, головные уборы» Закреплять обобщающее понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; уточнять представления об одежде; учить различать ее по сезонам. Учить договаривать предложения, отвечать на вопросы.
Чтение. Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» Формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы.
Д/и «Родственные отношения» Придумать загадки по плану: как этот человек выглядит? Что он делает дома? Кто он мне?
Четверг Беседа «Как мы отдыхаем?» Уточнить знания детей о понятии "отдых" и показывать его необходимость; формировать представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают.
Чтение. В. Белов «Мамина дочка» Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Д/и «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать?» Помочь детям вспомнить и назвать ближайших родственников.
Пятница Театр картинок «Маша и медведь» Вызвать чувство радости. Создать веселое настроение. Способствовать отзывчивости на доступные возрасту литературно- художественные произведения. Воспитывать умение наблюдать за развитием действия в представлении. Закрепить знания о русских народных сказках.
Чтение. А. Барто «Как Вовка бабушек выручал» Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Д/и «Скажи, как тебя ласково дома называют» Активизация ласкательных существительных.
Результативность. Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, о том, что в результате проведенных мероприятий в рамках проекта (беседы, НОД, чтение художественной литературы, дидактические игры) прослеживается положительная динамика в духовно-нравственном воспитании дошкольников в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Используемая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : - М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : - М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : - М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».
Литература
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - синтез, 2014
2. Данилина Т. А., Взаимодействие ДОУ с социумом. – М. : АРКТИ, 2004
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : - М. : Т. У. Сфера, 2004
4. Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
5. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М. : Просвещение, 1998
6. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. – М. : АКАЛИС, 1998
7. Тимофеева М. В., Система сопровождения родителей, Волгоград, 2009
8. Осипова Л. Е., Работа ДОУ с семьёй, 2008
9. Пазухина И. А., Давай познакомимся, Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2004