Марина Иванова
Проект взаимодействия с родителями воспитанников «Папа, мама, детский сад и я — дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект взаимодействия с родителями воспитанников
«Папа, мама, детский сад и я – дружная семья»
на 2018 – 2019 год
Автор проекта :
Иванова Марина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников, оно не станет.
Публикация «Проект взаимодействия с родителями воспитанников „Папа, мама, детский сад и я — дружная семья“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальна потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход, который побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др., считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.
Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и у них отмечается эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы и ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с семьями воспитанников «Папа, мама, детский сад и я - дружная семья». По этому поводу ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Таким образом, в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос об организации взаимоотношений педагога с семьями воспитанников на сегодняшний день стал особенно актуальным.
Цель проекта : создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи проекта :
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (посёлке, городе, республике);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Вид проекта : практико - ориентированный.
Тип проекта : групповой.
Срок реализации проекта : с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года (долгосрочный)
Целевая группа проекта : педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники.
Место реализации проекта : МБДОУ «Карабашский детский сад общеразвивающего вида № 1 «Рябинушка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Этапы реализации проекта :
1. Предварительный:
Деятельность педагога Деятельность педагога с семьями воспитанников
Формирует проблему - обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе.
Устанавливает актуальные познания родителей о воспитательном потенциале ДОУ.
Составляет план работы по реализации проекта «Папа, мама, детский сад и я - дружная семья»
Дополняет предметно –информационную среду.
Разрабатывает конспекты организованной образовательной деятельности воспитанников.
Подбирает методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал.
Собирает информацию для родителей (консультации, сообщения, буклеты, памятки и др.)
Создает презентацию «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живем»
Проводит педагогический мониторинг «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» (методика Е. Н. Степанова)
Вхождение в проблему проекта :
-Карта родительских идей : «Что знаем? Что хотели бы узнать? Как узнать?»;
-Обсуждают цели и стратегии предметно – информационного
метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;
-Рассматривают наглядно-текстовую информацию: памятки, стенды, папки – передвижки, журналы;
-Закрепляют знания необходимые для ухода и воспитания детей через научно-методическую, художественную литературу, беседы, консультации и т. п.
-Информирование родителей о предстоящем проекте, которое дает возможность ознакомиться подробно с темой, целю, задачами и актуальностью
-Обсуждение общих вопросов
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Семейные традиции и нормы», анкета – очерк «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», тест – опрос «Взаимоотношения в семье"
-Индивидуальные беседы;
-Информация в родительском уголке;
- Акция «Телефон доверия».
2. Основной:
Комплексно – тематический план взаимодействия с семьями воспитанников
Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, досуги, развлечения, выставки, акции и др.) Консультации
(групповые, подгрупповые) Наглядная информация
Август - Сентябрь
V неделя августа - I неделя сентября «До свидание лето - мы снова вместе»
Родительское собрание «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада»
Форма организации: круглый стол.
1. Семейные летние фото «Как я провёл лето».
Форма организации: коллаж.
Совместное деятельность с родителями «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Форма организации: семейный клуб.
Совместная деятельность с родителями «Красота – волшебная сила»
Форма организации: развлечение.
Устный журнал «Что должен знать ребёнок в 4-5 лет»
Родительская встреча «Безопасность детей на улицах поселка». • Оформление родительского уголка (визитка, распорядок дня, ООД)
• Консультация «Возрастные особенности воспитанников 4-5 лет»
II неделя «Салон красоты» (Международный День красоты)
Индивидуальные беседы о том, что нужно воспитанников аккуратно одевать и убирать волосы.
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
• Информационный лист «Международный день красоты»
III неделя «Профессия - лесник» (День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности).
•
Беседа с родителями "О значении растений в жизни воспитанников" Папка – передвижка «Берегите природу!»
Рекомендации для родителей «Растения»
IV неделя «Кто работает в детском саду?» (День дошкольного работника)
Анкета «Чего вы ждете от детского сада в этом году?»
Консультации «Хвалить или ругать», «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице»
Информационный лист «День дошкольного работника»
Октябрь
Совместное мероприятие с бабушками и дедушками «День пожилого человека»
Форма организации: мини-концерт.
Изготовление кормушек для птиц «Покормите птиц зимой».
Форма организации: акция
Изготовление поделок и композиций из овощей и природного материала «Осенняя сказка».
Форма организации: творческая выставка.
Фото с любимыми животными с рассказом «Любимый питомец»
Форма организации: фоторепортаж.
Совместное мероприятие с родителями «Осень, осень за окошком».
Форма организации: семейный клуб.
I неделя Домашние и дикие животные
Папка – передвижка «Злая собака»
Консультация «Общение с животными»
Информационный лист «Всемирный день животных», «День пожилого человека»
II неделя Во саду ли, в огороде
Индивидуальные беседы о пользе овощей и фруктов» Ширма «Витаминный календарь»
Буклет «Зачем нужна прививка» Консультация для родительского уголка «Профилактика нарушений осанки у дошкольников»
III неделя Птицы (зимующие, перелетные)
Беседа «Как помочь птицам поздней осенью и зимой» Рекомендация для родителей «Зимующие птицы»
IV неделя Осень, осень в гости просим
Индивидуальные беседы об одежде детей в группе и на улице
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
• Папка - раскладушка «Стихи о осени»
Ноябрь
1. Совместное мероприятие с мамами «Мама – самый лучший друг, это знают все вокруг!» (приурочено ко Дню матери).
2. Форма организации: развлечение.
Изготовление поделок «Золотые мамины руки!»
Форма организации: выставка.
I неделя Мой посёлок по особому мне дорог.
Устный журнал «Мой посёлок - моя малая Родина» Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Фотоколлаж «Путешествие по родному посёлку»
II неделя «Папа, мама и я - дружная семья»
Устный журнал «Здоровый образ жизни формируется в семье»
Фотоальбом «Воспитание ребенка в народных традициях» (Знакомство с устройством русской и татарской избы) Консультация «Что и как читать ребёнку дома?»
III неделя «Здравствуйте! Иснмесез! Hello!» (Всемирный день приветствий)
Беседа «Вежливые слова»
Рекомендации для родителей «Что означает слово «Здравствуй»?» Плакат «Здравствуйте мы пришли»
Информационный лист «День приветствий»
IV неделя «Мамочка моя любимая – ты самая в мире красивая!» (День Матери)
Беседа «Какие обязанности выполняет ребёнок дома?» Информационный лист «День матери»
Памятка «Изречение известных людей о маме»
Папка-передвижка «Всех дороже мне она… Это мамочка моя!»
Декабрь
Родительское собрание «Правила движения – достойны уважения»
Форма организации: тренинг.
Совместная деятельность родителей с детьми по здоровьесбережению «Моё здоровье в моих руках».
Форма организации: ООД.
Изготовление поделок по ПДД «Чудо светофор».
Форма организации: выставка
Оформление стенгазеты «Пристегнись!»
Форма организации: акция
Совместное творчество родителей и детей «Новогодняя открытка»
Форма организации: конкурс-выставка.
Подготовка к развлечению «Чудеса у Новогодней Ёлки».
Форма организации: семейный клуб. I неделя «Я вырасту здоровым» (Международный день инвалидов)
Устный журнал «Использование пескотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Консультация в родительский уголок «Ребенок и другие люди».
Информационный лист «День инвалида»
II неделя «Мы поедем, мы помчимся»
Индивидуальные беседы о правилах дорожного движения
Тест – опрос по ПДД «Знаете ли вы?» Информация для родителей «Внимание, гололёд!»
Книжка-малышка по ПДД.
III неделя «Мебель»
Рекомендации для родителей : «Познавательные выходные» - провести с ребёнком опыт и сделать зарисовки к нему (напр. Окрашивание воды).
Предложить прочитать детям «Пряничный домик» Бр. Гримм. Информационный стенд «Мебель – это что такое?»
Папка-передвижка «Учите вместе с нами» (предложить родителям для развития памяти детей, пропеть вместе с ними вечером «» (дать слова)
IV неделя «Дед Мороз всех зовет вместе встретить Новый год» (Новый год)
Рекомендация для родителей
«Организация прогулок в зимний период»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Папка-передвижка «Зима - сказочница»
Ларец Деда Мороза «Живая ёлка, хоровод, подарки: встречаем Новый год вместе с ребенком»
Информационный лист «Праздник Новый год»
Консультация «Изучением татарский язык»
Январь
Оформление стенда «Новый год в кругу семьи»
Форма организации: фотовыставка
Подготовка корма для птиц «Они остались зимовать, мы им будем помогать!»
Форма организации: экологическая акция
I - II неделя Зимушка, зима в гости к нам пришла. Зимние забавы.
Индивидуальная консультация «Как одеть ребенка зимой»
Предложить родителям провести опыт со снегом «Клуб юных Экошек»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Информационный стенд «Зимние игры и забавы для больших и маленьких»
Информационный лист «Приметы Зимушки – зимы»
Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной»
III неделя Животные зимой
Устный журнал «Организация под/ игр на свежем воздухе»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Рекомендация для родителей «Животные зимой»
Экологический журнал «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
IV неделя Спички детям не игрушка
Родительская встреча «Учим детей правилам пожарной безопасности» Буклет «Правила пожарной безопасности»
Февраль
Оформление плаката «Поделись своей добротой»
Форма организации: акция
Оформление уголка книг писателей на русском и татарском языках «Счастливый ребёнок»
Форма организации: выставка
Подборка экспонатов «Боевая слава защитников Отечества»
Форма организации: мини - музей одного дня
Совместная деятельность «Мы защитники страны - мы умны, ловки, сильны и нашей армии нужны!»
Форма организации: день открытых дверей
I неделя «Мы дружим и не соримся» (День доброты)
Индивидуальные беседы «Вежливые слова»
Консультация для родителей : “Посеять в детских душах доброту”
II неделя «Мама, папа» - с этих слов начался родной язык» (Международный день родного языка)
Устный журнал «Какие сказки читать детям?» - знакомство с русскими и татарскими народными сказками.
Беседа «Говорим дома» Памятка «Родной язык – моё богатство»
Папка передвижка «Что такое фольклор?»
III неделя «Мой папа – лучший самый» (День защитника Отечества)
Устная консультация «Будущие солдаты нашей Родины» Папка-раскладушка «Защитники Отечества»
Консультация «Искусство быть отцом»
IV неделя «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду и любить и уважать»
Предложить родителям посетить магазины, где продают посуду Рекомендация для родителей «Посуда»
Март
Мероприятие с родителями «Любимая моя мамочка»
Форма организации: день открытых дверей
Родительское собрание «Семья – что может быть дороже»
Форма организации: семейный клуб + творческая мастерская.
Оформление уголка «Мамы разные нужны, мамы разные важны»
Форма организации: фотовыставка
Организация помощи птицам «Семейное гнездышко»
Форма организации: акции I неделя «Мама золотая» (Международный женский день– 8 марта)
Устный журнал «Поиграй со мной мама»
Консультация «Мама слово золотое – роль матери в воспитании дошкольника»
II неделя «Народная игрушка»
Анкета "В какие игрушки играют ваши дети?"
Папка-передвижка «Играйте с ребёнком в народные игры и игрушки»
Консультация «Правила безопасного общения с компьютером»
III неделя «Шустрых рыбок рой пляшет под водой» (Всемирный день водных ресурсов)
Рекомендации родителям :
Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены
Информационный лист «Всемирный день воды»
IV неделя «Летит над полем птичка. Испокон века, книга растит человека» (Международный день птиц. Международный день детской книги)
Рекомендации для родителей «Перелетные птицы»
Анкета – опрос «Какие книги вы читаете?» Папка-передвижка «Что узнали мы о птицах»
Информационный лист «День театра»
Апрель
Подготовка атрибутов «Веселые перебежки»
Форма организации: спортивный досуг.
Организация совместной деятельности «Ярмарка космических идей»
Форма организации: выставка поделок.
Вечер речевых игр совместно с родителями «Весна, шагает по планете»
Форма организации: КВН
Привлечение родителей к благоустройству прогулочных площадок «Спеши делать добро»
Форма организации: акция
Совместная деятельность родителей и детей «Читаем детям сказки Габдуллы Тукая»
Форма организации: акция I неделя «Кто любит спорт, тот здоров и бодр» (Всемирный день здоровья)
Информация для родителей «Правила личной гигиены дома»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Фотогазета «Как мы бережем здоровье»
Памятка «Прогулка- это важно»
Консультация «Разный темперамент – разная эмоциональность»
II неделя «Путешествие в космос» (День космонавтики)
Дать рекомендации родителям по домашнему чтению.
Папка-передвижка «Стихи и загадки о космосе»
Информационный лист «12 апреля — День космонавтики»
III неделя «Здравствуй матушка Весна. Зеленая планета»
Беседы «Чем занять ребенка на прогулке весной»
Наблюдения с детьми весной «Весна, шагает по планете»
Беседы:
Учим детей соблюдать правила поведения в лесу
Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится» Речевая папка «Стихи о весне»
Памятка «Берегите Землю!»
IV неделя Сказки Габдуллы Тукая
Устный журнал «Татарские народные сказки» Информационный лист «Великий татарский поэт – Габдулла Тукай»
Май
Оформление стенда с пословицами и поговорками о труде
Форма организации: дерево
Организация уголка «Военная техника»
Форма организации: мини-выставка
Спортивная семейная эстафета с элементами ПДД «Мы – за здоровый образ жизни»
Форма организации: семейный клуб
Оформление стенда рисунков «Пусть всегда будет солнце»
Форма организации: выставка
Родительское собрание «Наши интересы и увлечения»
Форма организации: презентация
I неделя «Я бы в столяры пошёл – пусть меня научат!» (праздник весны и труда)
Рассказать детям о профессиях мамы и папы, месте работы, значимости Вашего труда. Рассмотреть трудовые награды, которыми удостоены члены вашей семьи. Информационный лист «Праздник мира и труда»
Консультация в родительский уголок «Обязанности дошкольника дома»
II неделя «Великий светлый праздник – День Победы»
Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы»
Экскурсия вместе с родителями к обелиску ВОВ Папка «День Победы»
Буклеты для родителей «Главный праздник страны».
Стенд «Памятники нашего посёлка»
III неделя «Безопасность ребёнка – забота семьи»
Беседы:
Моя семья – моя крепость
Семья как фактор воспитания ребенка
Памятка «Ваш ребёнок пассажир».
Тренинг «Семья нужна человеку на…»
Информационный лист «День семьи»
Консультация «Чем и как занять ребёнка дома?»
Стенд «Это мы знаем»
IV неделя Животные жарких стран
Рекомендации для родителей «Носорог, жираф, слон и и все, все, все»
V неделя «Встречаем лето. Насекомые»
Устный журнал «Обеспечение безопасности детей
летом»
Маршруты выходного дня «Если дома не сидится»
Консультация «Рекомендации родителям на лето»
Папка – раскладушка «Чем занять детей летом? Совместная деятельность детей и родителей»
3. Заключительный
Деятельность педагога Деятельность педагога с семьями воспитанников
-Подведение итого по теме проекта.
-Представить результаты совместного творчества педагогов и родителей.
-Презентация «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живем»
- Участвуют в развлечениях, досугах, выставках, конкурсах ДОУ
-Готовят конкурс - презентацию «Семья года» - (апрель) : выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления.
- Обмениваются опытом работы по теме проекта.
Планируемые результаты реализации проекта :
1. Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью воспитания детей, формирования целостной картины мира дошкольников.
2. Проявляют высокую степень включенности в реализации задач проекта.
3. Знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста
4. Знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
5. Реализуют методы, приемы родительской поддержки детей в дошкольный период.
6. Взаимодействуют с педагогами по реализации проекта.
7. Самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты.
8. Самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора
Список использованной литературы:
1. Детский сад и семья/Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др. ; Под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд. ; испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
2. Ким А. М. Обязанности дошкольника дома//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2013 - № 8 – с. 96 – 98
3. К. Н. Паркинсон, М. К. растомджи, С. Паври. Дети. Как воспитывать. – СПб., 1992. – 124 с. : 135 илл.
4. Козлова С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М. : Школьная Пресса, 2003. 32 с. – (Программа «Я-человек»). – (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 34)
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
6. Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. Тбкне мктпкч белем бир программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.
7. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
8. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 144 с.
9. П. Ф. Каптерев. задачи семейного воспитания : Избранное/Составители, вступительная статья М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2005. – 192 с., ил.
10. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
11. Степнова Е. А. Роль отца в современной семье// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2013 - № 2 – с. 72 - 77
-