Ирина Имакаева
Дополнительная программа по познавательному развитию «Робототехника» для воспитанника 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«РОБОТОТЕХНИКА»
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Введение «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
-развивающего образования;
-научной обоснованности и практической применимости;
-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
Публикация «Дополнительная программа по познавательному развитию „Робототехника“ для воспитанника 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей;
-решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
-учета ведущего вида деятельности дошкольника - игры.
С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
-Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
-Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
-Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
-Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
-Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
-Обучение воображению, творческому мышлению;
-Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
-Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. LEGO позволяет старшим дошкольникам:
-совместно обучаться в рамках одной бригады;
-распределять обязанности в своей бригаде;
-проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
-проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
-создавать модели реальных объектов и процессов;
-видеть реальный результат своей работы.
Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :
Познавательные УУД : определять, различать и называть детали конструктора,
А конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
-уметь работать по предложенным инструкциям.
-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
-уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
-уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
if 1
Основная ведущая идея программы - создание развивающего пространства для детей, системообразующей деятельностью которого является творчество. Творчество, являясь способом свободного самовыражения, в случае с конструированием (конструкторы «LEGO») подразумевает, в первую очередь, работу по схеме, т. е. первичны анализ и синтез, за которыми уже следует самовыражение в виде собственно сконструированных моделей. Именно это и является особенностью нашей дополнительной образовательной программы. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально - волевой сфере высших психических функций.
Программа рассчитана на освоение дошкольниками LEGO технологии на протяжении пребывания их в детском саду с 6 до 7 лет. Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 часа в неделю. Занятия проводятся по подгруппам во вторую половину дня в специально оборудованном кабинете, продолжительностью 30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с сентября по апрель месяц. Количество занятий: в неделю - 1; в год - 31. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора LEGO, базовые детали, компьютеры, принтер, сканер видеооборудование.
Возрастные особенности детей
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы5 выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.
Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать.
В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. Например, дети шести лет по ходу игры в «путешественников» сооружают судно из крупных модулей, а дети четырех-пяти лет, играя в «детский сад», строят мебель для кукол. Как правило, такие постройки имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Процесс их создания не является для детей основной целью и по времени очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача, воспитателя и др., что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Цели и задачи работы
Цель: развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
Задачи:
-познакомить с основными принципами механики;
-развивать мелкую моторику;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании и т. д.).
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
-развивать умения работать по предложенным инструкциям,
-развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
К концу года дети должны знать основные принципы механики, уметь классифицировать материал для создания модели, уметь работать по предложенным инструкциям.
Содержание психолого-педагогической работы по реализации
дополнительной образовательной программы познавательной направленности «Робототехника»
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Методы, используемые для достижения цели
-словесные - в начале занятия беседа с детьми, обсуждение выбранной темы, как выполнить работу, в конце темы проводится обсуждение выполненной работы;
-наглядные - детям демонстрируют образцы изделий, которые они будут выполнять;
-практические - после объяснения, каждый ребенок выполняет работу самостоятельно, с использованием предложенных приемов работы.
Занятия Лего-конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и доводя до совершенства конечный результат.
Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность -10 минут).
Цель первой части - развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:
-Совершенствование навыков классификации.
-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
-Развитие комбинаторных способностей.
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть - собственно конструирование.
Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или свободно выбранной теме.
-Ознакомление с окружающей действительностью.
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть - обыгрывание построек.
Формы деятельности:
-методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;
-экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;
-деятельность в виде практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов УМК; предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая.
Различают три основных вида конструирования:
-Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
-Конструирование по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
-Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Основные формы и приемы работы с воспитанниками :
-Беседа
-Ролевая игра
-Познавательная игра
-Задание по образцу (с использованием инструкции)
-Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
-Викторина
-Проект
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
-конструкторы ЛЕГО,
-технологические карты,
-книга с инструкциями к конструктору ЛЕГО,
-компьютер,
-проектор,
-экран
Ш
т
Учебный план
Дополнительная образовательная программа кружка «Робототехника»
Дополнительная образовательная программа Кол-во нед/год
Возрастная категория: с 6 до 7 лет 1/31
ИТОГО: 1/31
Перспективный план дополнительной образовательной программы
«Робототехника»
Номер
недели № п/п Программное содержание Содержание занятия
Сентябрь
1. 1. История создания ЛЕГО. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО конструированию. Познакомить детей с историей создания лето конструктора. Уточнить и закрепить знания детей по технике безопасности при работе с конструктором, и компьютером.
2. 2. История создания ЛЕГО. Продолжать знакомить с конструктором, элементами набора и их названиями, с ЛЕГО деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.
3. 3 Путешествие по ЛЕГО-стране. Зубчатые колёса. Изучение механизмов. Начало составления ЛЕГО-словаря. Познакомить детей с терминами, их роль в создании конструкций.
4 4. Путешествие по ЛЕГО-стране. Учить слушать инструкцию педагога. Начальная робототехника (учить строить модель по схеме).
Октябрь
1. 5. Путешествие по ЛЕГО-стране. Повышающая зубчатая передача. Изучение механизмов. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Учить строить модель по схеме.
2. 6. Путешествие по ЛЕГО-стране. Перекрёстная ременная передача. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Учить строить модель по схеме.
3. 7. Путешествие по ЛЕГО-стране. Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.
4. 8. Путешествие по ЛЕГО-стране. Мотор и оси. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.
Ноябрь
1. 9. Блок «Цикл». Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.
2. 10. Блок «Вычесть из Экрана». Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.
3. 11. Танцующие птицы. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать знакомить с ременными передачами, учить экспериментировать со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. Продолжать знакомить с видами крепежа, сконструировать модель птицы.
4. 12. Умная вертушка. Конструирование и программирование заданных моделей. Показать детям влияние размеров зубчатых колёс на вращение вертушки. Активизировать в речи детей знакомые термины.
Декабрь
1. 13. Обезьянка - барабанщица. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать знакомить с основными видами движения. Учить изменять количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки
2. 14. Голодный аллигатор. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.
3. 15. Рычащий лев.
Конструирование и программирование заданных моделей. Учить программировать льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.
4. 16. Рычащий лев.
Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.
Январь
2. 17. Порхающая птица. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить создавать программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен, а также звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.
3. 18. Нападающий. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить измерять расстояние, на которое улетает бумажный мячик. Развивать словарный запас и навык общения при объяснении работы модели. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. 19. Вратарь.
Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить трехмерную модель по двухмерным чертежам. Подсчитывать количество голов, промахов и отбитых мячей, создать программу автоматического.
Февраль
1. 20. Ликующие болельщики. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить конструировать и программировать механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. Активизировать в речи детей знакомые термины
2. 21. Спасение самолёта. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель самолета испытать ее движение и уровень мощности мотора. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
3. 22. Спасение самолёта. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать звук, зависящий от показаний датчиков наклона. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
4. 23. Спасение от великана. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить изменять поведение модели: устанавливать датчик расстояния и программировать реакцию великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре.
Март
1. 24. Непотопляемый парусник. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель парусника, запрограммировать звук, ее движение и проверить работу мотора при разных уровнях мощности. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре. Активизировать в речи детей знакомые термины.
2. 25. Грузовик
Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель грузовика, запрограммировать звук, ее движение и проверить работу мотора при разных уровнях мощности. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре. Активизировать в речи детей знакомые термины.
3. 26. Мотоциклы. воспроизведении. Продолжать знакомить детей с различными видами мотоциклов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме, используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при
4. 27. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Учить разрабатывать, собирать и программировать свои модели. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.
Апрель
1. 28. Постройка архитектурного сооружения. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а так же для последующего его описания и планирования способа действий. Освоение детьми постройки крана LEGO и его программирование.
2. 29. «Модель вертолета». Познакомить детей с различными видами вертолетов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки. Овладение детьми действиями конструирования.
3. 30. «Колесо обозрения». Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки. Овладение детьми действиями конструирования и программирования из LEGO WEDO по замыслу детей по обозначенным темам.
4 31. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.