Мария Белякова
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению мордовскому-эрзя языку «Тештине»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Тештине» предназначена для организации работы по обучению детей 4-5 лет одному из мордовских языков (эрзянскому) в условиях русскоязычного дошкольного учреждения.
Направленность программы. Направленность дополнительной образовательной программы речевая, работа по обучению мордовскому (эрзянскому) языку, воспитанию любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
Темочки:
- Мордовия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Новизна программы. Новизна программы : обучение детей эрзянскому языку посредством театрализованной деятельности и дидактических игр.
Актуальность программы. Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998 г. № 19-3 «О государственных языках Республики Мордовия»). Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанский, эрзянский) языкам в детском саду необходимо.
Важное место в системе обучения мордовскому (эрзянскому) языку детей дошкольного возраста занимают: знакомство детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
Отличительные особенности программы. Поступление эрзянской речи регулирует непосредственно образовательная деятельность, закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности. Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.
Овладение мордовским (эрзянским) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
Педагогическая целесообразность программы. Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всём мире признано языковое «погружение»; в течение определённого периода все обучение ведётся только на целевом языке. Метод языкового погружения предусматривает обучение детей на чужом для них, целевом языке. При организации процесса обучения детей эрзянскому языку целесообразно использовать интегративный подход.
При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
• принцип развивающего обучения;
• функционально- семантический принцип;
• принцип целостности;
• принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
• принцип личностно- ориентированного подхода;
• принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Цель программы «Тештине». Формирование у детей 4-5 лет двуязычия (билингвизма, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей мордовского народа, способствование интеграции в современное многоязычное общество, для успешной социализации ребёнка.
Задачи программы.
Образовательные:
• обучение детей конструктивным способам и средствам взаимодействия с окружающими людьми на эрзянском языке в пределах доступной им тематики, предполагающее развитие звуковой культуры речи, накопление словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи;
• развитие двух основных форм устной эрзянской речи; понимание речи (слушание, аудирование (восприятие на слух и понимание устной речи) и говорение;
• ознакомление детей с культурой и бытом мордовского народа.
Развивающие:
• развитие языковых способностей ребёнка, которые позволяют ориентироваться в звучащей эрзянской речи, понимать и адекватно реагировать на неё;
• развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром, радости познания и любознательности.
Воспитательные:
• воспитание у детей чувства осознания себя как личности, уверенно чувствующей себя в двух языках и культурах;
• приобщение детей к национально- нравственной культуре мордовского народа, формирование позитивного к ней отношения;
• воспитание внимательного, заинтересованного отношения к людям, говорящим на других языках, с которыми ребёнок может встретиться в повседневной жизни.
Возраст детей. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : 4-5 лет. Состав группы 10 человек.
Обучаться эрзянскому языку в дошкольном возрасте можно вне национальной принадлежности, было бы желание ребёнка и его родителей.
Сроки реализации. Программа разработана на 1 год обучения и рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 20 минут.
Этот год обучения рассчитан на детей от 4 до 5 лет, содержание языкового материала определяется направлением «Ребёнок и его ближайшее окружение».
Форма и режим занятий. Форма детского образовательного объединения - кружок.
Проводится во второй половине дня в средней группе по 20 минут 2 раза в неделю. Общее количество учебных часов- 34 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
Освоение этих двух форм речевой деятельности предполагает:
• развитие звуковой культуры речи;
• накопление определённого словаря;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• формирование навыков речевого общения;
т. е., в процессе обучения эрзянскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух и говорить по - эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений, а также владеть несложными образцами связной речи.
Программа определяет также содержание работы по формированию таких умений и навыков, которые обеспечивают аудирование;
• различать звуки и их сочетания;
• узнавать слова и понимать их значение (пенч, вакан);
• узнавать и различать грамматические формы (няка-някат, нумоло-нумолот, налкси-налксить) и предложения с ними.
В качестве формы контроля развития ребенка проводится:
• задания на описание картинки с изменённым содержанием (на тренировочной картинке зеленые шары, на контрольной – красные или изменено количество шаров и т. д.).
• проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе групповых упражнений и игр. Он может проводиться в ходе занятия. Такой контроль следует проводить регулярно в конце каждой недели и в конце каждой темы. Итоговые проверки проводятся за квартал, полугодие, учебный год.
С помощью мониторинга (наблюдения) отслеживаются и оцениваются результаты обучения.
Форма подведения итогов. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме диагностики личностного роста.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Содержание изучаемого курса включает: обучению детей 4-5 лет эрзянскому языку в условиях русскоязычного дошкольного учрежденияпосредством театрализованной деятельности и дидактических игр.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
В содержание работы по формированию умений и навыков говорения входит произношение слов, образование новых слов и употребление их в речи, а также составление из слов и словосочетаний, высказываний.
Учебно-тематический план данной программы обхватывает такие разделы:
1. «Вводное занятие. Игрушки». Ознакомление с мордовским-эрзя языком. Основные сведения об истории народа, его происхождение и расселение. Обозначение словом видимых предметов, распознавание их в составе высказываний. Знакомство с новыми словами («каткине», «чеерне»).
2. «Мы знакомимся». Приветствие на эрзянском языке. Введение новых слов. Соотношение слова на эрзянском языке с объектами русской речи.
3. «Семья». Члены семьи. Знакомство с новыми эрзянскими словами. Закрепление знания ранее изученных слов.
4. «Овощи и фрукты». Овощи на грядке. Фрукты. Закрепление знакомых слов и речевых образцов на тему «Семья». Активизация знакомых слов в речи детей, работа над их произношением. Активизация грамматических навыков в играх и игровых ситуациях.
5. «Цвет». Основные цвета. Обучение правильному произношению звука [а] в слове и изолированно. Активизация в речи детей названий предметов и названий цветов на эрзянском языке.
6. «Части тела». Приветствие на эрзянском языке. Части тела (пильге-пильгть (нога-ноги). Члены семьи (закрепление).
7. «Домашние животные и птицы». Домашние животные. Домашние птицы. Обучение пониманию содержания вопроса и умению отвечать односложно (Те кие? –Те алаша? – Да, те скал). Активизация грамматических навыков в игровых ситуациях.
8. «Дикие животные». Представители диких животных. Грамматические конструкции, активизация словарного запаса. Диалогическая речь детей. Цвет и счёт предметов. Интерес к живой природе.
9. «Пища и посуда». Продукты питания. Посуда. Расширение словарного запаса детей новыми словами и речевыми образцами. Составление с новыми словами словосочетаний.
10. «Зима». Признаки зимы. Фольклор. Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками обрядами.
11. «Весна». Знакомство с новыми словами на эрзянском языке на тему «Весна». Явления природы. Деревья.
12. «Одежда и обувь». Обучение детей эрзянской разговорной речи. Активизация изученных слов, обобщающих слов – одежда, обувь. Соотношение слов на эрзянском языке с соответствующими предметами окружающего мира. Мордовский национальный костюм. Мордовское декоративно-прикладное искусство. Мордовские узоры.
13. Итоговое занятие. Закрепление знаний ранее изученных тем. НОД «В гостях у бабушки Олды».