Михаил Туманов
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение». Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ
2016
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ п. Новозавидовский»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Хоровое пение“, Рабочая программа по учебному предмету „Музыкальная грамота“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
26 августа 2016 г. «Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ п. Новозавидовский»
___/ Саперова И. Г.
Разработчик – М. Г. Туманов,
преподаватель высшей категории
МБУ ДО «ДШИ п. Новозавидовский»
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- методы обучения
- Оснащение занятий
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Формы работы на уроках сольфеджио
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Контрольные требования на разных этапах обучения
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Список используемой литературы
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- методы обучения
- Оснащение занятий
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Формы работы на уроках сольфеджио
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Контрольные требования на разных этапах обучения
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Список используемой литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыкальная грамота» в обычном курсе музыкального воспитания и обучения является составной частью предмета «Сольфеджио».
Само название этого предмета всегда расшифровывалось, как «Пение по нотам». Умение голосом воспроизводить нотный текст лежит в основе навыка хорового пения. Опираясь на знание законов музыкального языка, этот навык формируется непосредственно в процессе пения, которому на обычных уроках сольфеджио не может быть уделено достаточного внимания. Поэтому в предлагаемом учебном плане развитию навыков сольфеджирования отводится отдельный предмет «Хоровое сольфеджио» (а также непосредственно хоровые занятия, а теоретическая часть и сопутствующая ей практическая работа, выделены в отдельный предмет «Музыкальная грамота».
Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи:
• Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
• Воспитание основ аналитического восприятия, осознания закономерностей организации музыкального языка и правил нотного письма;
• Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
• Выработка у обучающихся слуховых представлений.
В работе над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:
Сроки реализации программы :
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте с 6-7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета :
В соответствии с учебным планом, на предмет «Сольфеджио» отводится 51 час в год, из расчета - 1,5 часа в неделю.
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Всего
Полугодия 1 2 3 4 5 6
105
Количество недель 16 19 16 19 16 19
Аудиторные занятия 16 19 24 28,5 24 28,5 140
Самостоятельная работа 16 19 24 28,5 24 28,5 140
Максимальная учебная нагрузка 32 38 48 57 48 57 280
Курс музыкальной грамоты включает в себя следующие разделы:
- правила нотного письма;
- внутриладовые связи;
- освоение тональностей;
- воспитание чувства метроритма;
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков.
Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по музыкальной грамоте является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося.
Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.
Примерные условия реализации данной программы :
- Наличие учебных групп (не менее 3 человек);
- Наличие учебных пособий для обучающихся, методической литературы;
- Наличие наборов шумовых инструментов;
- Наличие дидактического раздаточного материала;
- Соблюдение межпредметных связей.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Реализация программы учебного предмета «Музыкальная грамота» обеспечивается доступом каждого обучающегося к нотным, учебно-методическим (печатным и электронным) ресурсам ДШИ.
- Учебный кабинет, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная грамота», оснащается пианино, звуковоспроизводящей аппаратурой, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, оформляются наглядными пособиями.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос;
- Беглый текущий опрос;
- Систематическая проверка домашнего задания;
- Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала;
- Контрольные уроки в конце каждой четверти;
- Контрольный срез по всем видам работ в конце учебного года;
- Тестирование на закрепление теоретических знаний.
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет музыкальная грамота неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СОЛЬФЕДЖИО
1 класс
№ п/п Содержание уроков (темы) Даты уроков Примечания
1 четверть сентябрь
1 Звуки высокие и низкие. Регистры.
2 Названия нот. Нотоносец.
3 Скрипичный ключ.
4 Ритм. Длительности. Четверти. Восьмые.
5 Половинные длительности.
6 Пирамида длительностей. октябрь
7 Такт, доля, размер.
2 четверть
8 Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. ноябрь
9 Ключевые знаки.
10 Устойчивые ступени. Трезвучие.
11 Неустойчивые ступени. Вводные звуки. декабрь
12 Скачки с I на V ступень.
13 Тональность До-мажор.
3 четверть
14 Тональность Ре-мажор. январь
15 Тональность Соль-мажор. февраль
16 Нижний и верхний тетрахорды. март
17 Тональность Фа-мажор.
4 четверть
18 Интервалы. апрель
19 Повторение и закрепление пройденного. май
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СОЛЬФЕДЖИО
2 класс
№ п/п Содержание уроков (темы) Даты уроков Примечания
1 четверть сентябрь
1 Повторение пройденного в I классе.
2 Мажорные тональности до 2-х знаков при ключе.
3 Мажор и минор. Одноимённые тональности. октябрь
4 Параллельные тональности.
2 четверть
5 Три вида минора. ноябрь
6 Тональность Ля-минор.
7 Тональность Ми-минор. декабрь
8 Тональность Ре-минор.
3 четверть
9 Тональность си-минор. январь
10 Два бемоля при ключе.
11 Тональность Си бемоль-мажор.
12 Тональность Соль-минор. февраль
13 Интервалы – ступеневая и тоновая величина.
14 Секунды большие и малые.
15 Терции большие и малые. март
16 Терции большие и малые.
17 Чистые интервалы.
4 четверть
18 Секунды, терции, кварты, квинты и октавы. апрель
19 Ритм. Такты, доли такта, группировка длительностей.
20 Четверть с точкой и восьмая.
21 Ритмические упражнения с участием шестнадцатых. май
22 Повторение пройденного.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СОЛЬФЕДЖИО
3 класс
№ п/п Содержание уроков (темы) Даты уроков Примечания
1 четверть сентябрь
1 Повторение: одноимённые и параллельные тональности, порядок ключевых знаков, три вида минора, тональности до двух знаков при ключе.
2 Тональности Ля-мажор и фа#-минор. октябрь
3 Тональности Ми бемоль-мажор и до-минор.
2 четверть
4 Интервалы. Повторение материала II класса. ноябрь
5 Обращение интевалов.
6 Септимы и сексты. декабрь
3 четверть
7 Аккорды. январь
8 Мажорные и минорные трезвучия.
9 Трезвучия главных ступеней. февраль
10 Обращения трезвучий март
4 четверть
11 Ритм: четыре шестнадцатых. апрель
12 Восьмая и две шестнадцатые.
13 Две шестнадцатые и восьмая. май
14 Повторение и закрепление пройденного.
Формы работы на уроках музыкальной грамоты
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию, ритмические упражнения и слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальная грамота» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, в том числе: первичные теоретические знания, знание музыкальной терминологии;
• умения осуществлять элементарный анализ нотного текста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.
Виды и содержание контроля:
• устный опрос (индивидуальный и фронтальный, включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;
• самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания.
Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная пятибалльная система оценок.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.
Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей.
Теоретические сведения.
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка на фортепиано.
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др., но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т. д.).
Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Музыкальный диктант.
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе на диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т. д.
Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения, а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию, а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Возможны и другие формы диктанта:
• гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);
• ритмический;
• фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т. д.).
Воспитание творческих навыков.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.
Творческие задания должны быть доступны обучающимся.
Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:
• допевание ответной фразы;
• досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;
• сочинение мелодий на заданный текст.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т. д.
СПИСОК
используемой литературы на уроках по музыкальной грамоте
1. Е. М. Золина. Домашние задания по сольфеджио 1-3 классы. ООО «Престо» 2000 г.
2. Ю. В. Фролова. Сольфеджио. Подготовительная группа, 1-3 классы.
Ростов-на Дону «Феникс» 2004 г.
3. Е. Быканова, Т. Стоклицкая. Музыкальные диктанты. Москва «Советский композитор" 1979 г.
4. Г. Ф. Фридкин. Музыкальные диктанты. Москва «Музыка» 1965 г.
5. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Музыкальные диктанты. Москва «Музыка» 1995 г.