Любовь Пенькова
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинка» (модифицированная)
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Пластилинка» по содержанию является художественой; по функциональному предназначению - художественно–прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилинка» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.
Формы обучения и виды занятий:
По количеству детей участвующих в занятии – групповая (10-15 человек, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Объем программы : образовательная программа "Пластилинка" рассчитана на 144 часа.
Срок освоения программы : образовательной программы "Пластилинка"- 1 год.
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раз в неделю с сентября по май, длительностью 2 часа.
1.2 Цель и задачи программы :
Задачи программы :
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;
Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредством пластилинографии.
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№ Название разделов Общее кол-во часов Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов Форма аттестации
1. Знакомство с пластилинографией. 6 3 3 Тест
2. Выкладывание работ пластилиновыми шариками. 50 8 42 Контрольное занятие
3. Выкладывание работ пластилиновыми колбасками. 50 8 42 Контрольное занятие
4. Обратная аппликация. 60 9 51 Контрольное занятие
5. Декорирование с помощью пластилина. 50 8 42 Контрольное занятие
ИТОГО: 216 36 180
Содержание учебно-тематического плана.
1. «Знакомство с пластилинографией» (6 часов) :
Теория (3 часа) - знакомство обучающихся с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.
Практика (3 часа) – выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином.
Форма контроля – тест
2. «Выкладывание работ пластилиновыми шариками» (50 часов) :
Теория (8 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми шариками.
Практика (42 часов) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
Форма контроля – контрольное занятие.
3. «Выкладывание работ пластилиновыми колбасками» (50 часов) :
Теория (8 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их изготовления.
Практика (42 часов) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми колбасками : скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
Форма контроля – контрольное занятие.
4. «Обратная аппликация» (60 часов) :
Теория (9 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой обратной аппликации, правилами работы в данной технике.
Практика (51 часов) – работа по формированию навыков в технике обратной аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Итоговой задачей является самостоятельно выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу объёме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Форма контроля – контрольное занятие.
5. «Декорирование с помощью пластилина» (50 часов) :
Теория (8 часов) – Создание композиции из отдельных деталей.
Практика (42 часов) – Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином. Изготовление поделок с использованием пластилина, как средства декорирования.
Форма контроля – контрольное занятие.
1.4 Планируемые результаты.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях объединения происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинка" проходят в виде контрольных занятий и выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график.
№ Название разделов, тем Общее кол-во часов Кол-во часов Дата план Дата факт
теория практика
1. Знакомство с пластилинографией. 6 3 3
Вводное занятие. 2 1 1
Инструменты и материалы. 2 1 1
Знакомство с основными фигурами. 2 1 1
2. Выкладывание работ пластилиновыми шариками. 50 8 42
Знакомство с техникой. 2 1 1
Изделие «Мультипликационные герои» 8 1 7
Изделие «Морской мир» 8 1 7
Изделие «Транспорт» 8 1 7
Изделие «Игрушки» 8 1 7
Изделие «Животный мир» 8 1 7
Изделие «Растительный мир» 6 1 5
Контрольное занятие 2 1 1
3. Выкладывание работ пластилиновыми колбасками. 50 8 42
Знакомство с техникой. 2 1 1
Изделие «Дерево» 8 1 7
Изделие «Пейзаж» 8 1 7
Изделие «Животный мир» 8 1 7
Изделие «Мир растений» 8 1 7
Изделие «Барашки» 8 1 7
Изделие «Улитка» 6 1 5
Контрольное занятие 2 1
4. Обратная аппликация. 60 9 51
Знакомство с техникой. 2 1 1
Изделие «Розы» 8 1 7
Изделие «Мультипликационные герои» 8 1 7
Изделие «С днем Победы» 8 1 7
Изделие «Любимой мамочке» 8 1 7
Изделие «Пасха» 8 1 7
Изделие «Пейзаж» 8 1 7
Выполнение изделия на свободную тему 8 1 7
Контрольное занятие 2 1 1
5. Декорирование с помощью пластилина. 50 8 42
Знакомство с техникой. 2 1 1
Декорирование бутылки 16 2 14
Декорирование фоторамки 14 2 12
Декорирование карандашницы 14 2 12
Контрольное занятие 2 1 1
Итоговая выставка работ 2 2
ИТОГО: 216 36 180
2.2Условия реализации программы
1. Основное оборудование:
нож (стек);
материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением;
доска для лепки.
2. Дополнительное оборудование :
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления, диски, стеклянные закрывающиеся банки, тарелки, фоторамки, стеклянные бутылки.
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся объединения «Пластилинка» включает в себя текущую и итоговую аттестацию. Текущая аттестация проводится в форме контрольного занятия или теста, форма фиксации – контрольный лист. Итоговая аттестация проводится в виде выставки, форма фиксации – диплом или грамота.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Оценка «отлично» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом, за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, обучающийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
2.4 Оценочные материалы
– тестирование, наблюдение, творческая деятельность, диагностическая карта.
2.5 Методические материалы
Демонстрационная лепка педагога. Педагогу надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его воспитанников – лучше педагога сразу ни один воспитанник еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться, в конце концов, к качеству лепки педагога.
Пока ребенок не научится, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается воспитанникам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту воспитанников, к их зрительной памяти. Например, педагог просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом. Разделив все исполнение изделия на этапы, педагог обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия педагога.
4. Контроль исполняемого воспитанниками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного педагогом действия каждому воспитаннику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки воспитаннику изделие педагога для развития сенсорики пальцев. Во время контроля педагог обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если воспитанник согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна воспитаннику, следует провести сравнение с образцом – с работой педагога или с правильной работой любого другого воспитанника. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства воспитанников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство воспитанников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, педагог может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
3. Список литературы
1. «Зоопарк из пластилина» Алёна Багрянцева. – М. :Эксмо,2014 – 64с. :ил.
2. «Герои сказок из пластилина» Светлана Левсовская. – М. :Эксмо,2014 – 64с. :ил.
3. «Зверушки из пластилина» Светлана Левсовская. – М. :Эксмо,2014 – 64с. :ил.
4. Пластилинография для малышей. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с.
5. Пластилинография – 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006. –96 с.
6. Лепка с детьми 5-6лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с. :цв. Вкл.
7. Лепка с детьми 4-5лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с. :цв. Вкл.