Шепелева Надежда
Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Шепелева, Анна Журавлева, учителя-логопеды
Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка"
Пояснительная записка
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
В рамках проблемы совершенствования подготовки детей к школьному обучению особую значимость приобретают вопросы готовности к овладению чтением и письмом дошкольников. Актуальность их определяется современными тенденциями развития, стимулирующими поиски новых подходов к использованию чтения и письма как средства, способствующего развитию устной и письменной речи и преодолению их отклонений; высокими требованиями к организации начального обучения, а также несоответствиями между данными требованиями и готовностью детей к школе.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Абвгдейка“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальный и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Для полноценного речевого развития в соответствии с целевыми ориентирами необходима систематическая совместная деятельность детей и взрослых.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям современного обучения.
Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
— сформировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
— развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
— формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формировать умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
— развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
— развивать навыки речевого общения;
— развивать мелкую моторику, графомоторные навыки и зрительно-двигательную координацию.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой. Базой данного курса программы является пособие по обучению чтению дошкольников «Логопедический букварь» Сычевой Г. Е., 2002 год.
Методическое обеспечение программы
Ведущими принципами организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются:
личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).
Методы обучения:
словесные методы (беседа, объяснение, описание, разбор, оценка, задание);
практические методы (разучивание упражнений по частям и в целом);
наглядный метод (показ педагога, показ по видео, демонстрация фотографий).
Педагогические приемы: этапность – от простого к сложному; положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков; исключение отрицательных оценок.
Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, рабочая тетрадь «Как хорошо уметь читать».
Комплектование учебной группы
Для успешной реализации программы формируется группа из 10 человек.
Форма занятий
Работа с программой рассчитана на один год обучения, 2 занятия в неделю по 30 минут, общей численностью – 70 «академических» часов. Основная форма занятий – групповая.
Предполагаемый результат
Воспитанники должны знать и уметь:
различать понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий
различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;
знать буквы русского алфавита;
определять наличие и место заданного звука в слове;
анализировать звуковой состав слова;
определять количество слогов в слове, ударный слог;
плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;
ориентироваться на странице тетради, правильно располагать в ней предметные рисунки, узоры;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Способы проверки результатов освоения программы
Основной формой проверки результативности освоения содержания программы являются контрольные занятия, которые проводятся 2 раза в год и подразумевают оценку качества выполнение всех упражнений, обозначенных в программе и демонстрацию результатов работы для родителей в форме итогового занятия.
Учебно-тематический план
№
п/п Содержание программы Объем учебной нагрузки по программе (количество НОД)
1 Вводное занятие. «Для чего нужна речь» 1
2 Уточнение понятия «речевой звук», дифференциация понятий «звук – слово». 1
3 Звук [У]. Буква У 1
4 Звук А. Буква А 1
5 Звуки [А, У]. Буквы А, У 1
6 Звук [И]. Буква И 1
7 Звуки [А, У, И]. Буквы А, У, И 1
8 Звуки [М – М‘]. Буква М 2
9 Звуки [Н – Н‘]. Буква Н. 2
10 Звуки [П – П’]. Буква П. 2
11 Звук [О]. Буква О. 1
12 Звуки [К – К‘]. Буква К. 2
13 Звуки [Т – Т‘]. Буква Т. 2
14 Звуки [П, Т, К] 1
15 Звуки [Д – Д‘]. Буква Д. 1
16 Звуки [Т – Д, Т’ – Д‘]. 1
17 Звуки [Ы]. Буква Ы. 1
18 Звуки [Ы – И]. 1
19 Звуки [Г – Г‘]. Буква Г. 1
20 Звуки [Г, Г‘ – К, К‘]. 1
21 Звуки [Б – Б‘]. Буква Б. 1
22 Звуки [Б, Б’ – П, П‘]. 1
23 Звуки [В – В‘]. Буква В. 1
24 Звук [Й]. Буква Й. 2
25 Буква Я. 2
26 Звуки [Л – Л‘]. Буква Л. 2
27 Звуки [Л‘ – Й]. 1
28 Звуки [Э]. Буква Э. 1
29 Звуки [Х– Х‘]. Буква Х. 1
30 Звуки [К – Х] 1
31 Буква Ю. 2
32 Звуки [Ф – Ф‘]. Буква Ф. 1
33 Звуки [В, Вь – Ф, Фь] 1
34 Звук [Ч]. Буква Ч. 2
35 Звуки [Ч – Т‘] 1
36 Звуки [С - С‘]. Буква С. 1
37 Буква Е. 2
38 Звуки [З – З‘]. Буква З. 1
39 Звуки [С, С‘ – З, З’] 1
40 Звук [Ц]. Буква Ц. 1
41 Звуки [Ц – С]. 1
42 Звук [Ш]. Буква Ш. 2
43 Звуки [С – Ш] 1
44 Звук [Щ]. Буква Щ. 1
45 Звуки [С – С‘ – Щ] 1
46 Звуки [Ч – Щ] 1
47 Звук [Ж]. Буква Ж. 1
48 Звуки [Ж – З] 1
49 Звуки [Ш – Ж] 1
50 Буква Ё. 2
51 Звуки [Р – Р’].Буква Р. 1
52 Звук [Р, Р‘ – Л, Л’]. 1
53 Буква мягкий знак. 2
54 Разделительный твердый знак. 2
55 Итоговое занятие «В сказочной стране» 1
Итого 70
Содержание программы
1. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятия:
— уточнить правильное произношение звуков;
— развивать артикуляционную моторику;
— учить различать на слух изученные гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости; по звонкости и глухости; по месту и способу образования;
— учить выделять звук из состава слова;
— формировать умение характеризовать звук;
— учить анализу и синтезу слогов (обратных, прямых, закрытых, со стечением согласных) и слов различного звукослогового состава;
— формировать умения подбирать к схеме слово; преобразовывать слоги и слова;
— учить делению слов на слоги; слоговому анализу двух-трехсложных слов; слогообразующей роли гласных звуков; составлению слоговых схем слов;
— воспитывать умение находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
— использовать ребусы и кроссворды для формирования навыков звукового анализа слова;
— формировать понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударение.
2. Обучение грамоте, работа с разрезной азбукой, письмо, чтение:
— познакомить с буквами;
— учить выполнять звукобуквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, слов различного звукослогового состава и предложений из 2,3,4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;
— преобразовывать слоги и слова;
— формировать навык чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов, предложений;
— ознакомить с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
3. Развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; формировать мыслительные операции (навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
4. Развивать мелкую моторику рук и графомоторные навыки:
упражнять в штриховке, обведении по контуру, раскрашиванию;
упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
упражнять в рисовании разнообразных линий;
учить печатать буквы разных размеров, слоги, слова, предложения.
Критерии и показатели уровней освоения программы детьми старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; знает буквы русского алфавита; определяет наличие и место заданного звука в слове; анализирует звуковой состав слова; определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, сознательно читает слова и предложения; ориентируется на странице тетради, правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Средний уровень: допускает ошибки при различении понятий: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не всегда правильно различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; путает буквы русского алфавита; затрудняется в определении наличия и места заданного звука в слове; под руководством педагога анализирует звуковой состав слова; не всегда правильно определяет количество слогов в слове, ударный слог; плавно читает слоги, иногда затрудняется в понимании прочитанных слов и предложений; допускает ошибки при ориентировании на странице тетради, расположении в ней предметных рисунков, узоров; при взаимодействии со сверстниками и взрослыми малоактивный.
Низкий уровень: не различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий; не может различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; не знает буквы русского алфавита; не определяет наличие и место заданного звука в слове; не может выполнить анализ звукового состава слова; не определяет количество слогов в слове, ударный слог; не читает слоги, слова и предложения; плохо ориентируется на странице тетради, не правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры; не взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Литература
1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. — М. : Просвещение, 1985.
3. Косинова Е. М. Логопедический букварь. —М. : Махаон, Азбука —Аттикус, 2012. —112 с.
4. Косинова Е. М. Пишем вместе с логопедом. —М. : Махаон, Азбука —Аттикус, 2013. —64 с.
5. Савицкая Н. М. 28 занятий для обучения грамоте в детском саду и дома. —СП. б. : Издательский Дом «Литера», 2012. —64 с.
6. Сычева Г. Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. —М. : Прометей, Книголюб, 2002. —96 с.
7. Цуканова С. П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012.– 32 с.
8. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1-3 для индивидуальной работы / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. .
9. Цуканова СП., Бетц Л. Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I-III период обучения / СП. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.