МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Лола Хлямова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Занимательная математика»

срок реализации образовательной программы : 1 год.

воспитатель МДОУ «Детский сад №4»

Хлямова Л. К.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематическое планирование.

3. Организационно - педагогические условия реализации образовательной

программы.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Занимательная математика“» размещена в разделах

4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

5. Система оценки результатов освоения образовательной программы.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Занимательная математика»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением

Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р,

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» были использованы:

Типовая программа «Раз- ступенька, два – ступенька…», утвержденная 2016 г., издательство «Ювента» 2016 г., Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.

Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» :

Цель программы : развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи:

Образовательные 1. Способствовать формированию общего представления о множестве и числе;

2. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

3. Создать условия для знакомства с составом числа;

4. Формировать умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

5. Обеспечить условия для знакомства с математическими знаками.

Воспитательные 1. Воспитывать познавательную активность;

2. Воспитание интереса к математическим занятиям;

3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Развивающие 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

3. Развитие самостоятельности, инициативности в деятельности в целом.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» - социально-педагогическая направленность.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и

ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Особенность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 6-7 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе 6 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Программа реализуется в течение 1 года.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы программы

Наименование разделов, тем Количество часов

Количество и счет 13

Величина 9

Пространственно-временные представления 8

Геометрические фигуры 4

Итого: 34

Тематическое планирование

Раздел Тема Цель

1. Количество и счет • Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

• Познакомить со счетом в пределах 20.

• Познакомить с числами второго десятка.

• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

• Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

• Изучение состава чисел от 0 до 10.

• Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=).

2 Величина • Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

• Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

• Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

• Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

3 Пространственно-временные представления • Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

• Ориентировка во времени

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

• Учить детей определять время на часах

4 Геометрические фигуры • Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. **2

• Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

• Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» указано в приложении 1.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма обучения очная

Форма организации образовательной деятельности обучающихся - подгрупповая, индивидуальная.

Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий - игровое занятие

Наполняемость объединения.

Наполняемость -23 человека на основании письменного согласия родителей.

Продолжительность одного занятия - до 30 минут, что соответствует нормам действующего СанПиН.

Объем нагрузки в неделю - 1 занятие.

Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления)

Наименования оборудования (инструментов, материалов, приспособлений) Количество

Группа для занятий 1

Раздаточный материал по темам 23 шт.

Демонстрационный материал к изучаемым темам 23 шт.

Касса цифр 1 набор

Веера с изображением цифр 23 шт.

Магнитные цифры и знаки 1 набор

Счетные палочки 23 набора

«Волшебный мешочек» 1 шт.

Простые карандаши и цветные карандаши 23 шт.

Палочки Кьюзенера 5 наборов

Линейки 23 шт.

Магнитная доска 1 шт.

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения Количество

Ноутбук 1 шт.

Интерактивная доска 1 шт.

Перечень учебно-методических материалов

Наименование учебно-методических материалов Количество

Практический курс математики для дошкольников «Раз – ступенька, два стуменька», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, издательство «Ювента, М. 2016 г.

1

Рабочая тетрадь по математике для детей 6-7 лет «Раз – ступенька, два – ступенька», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, издательство «Ювента», М. 2016 г. 23

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

По итогам освоения программы дети освоят :

-умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого, умение

использовать для записи сравнения знаки >, <, =;

-умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе предметных действий;

-умение решать задачи на сложение и вычитание;

-умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости, площади);

-умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм;

-умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом узнавать и называть другие геометрические тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

-умение различать отрезок, кривую, прямую линию;

-умение работать с десятками;

-умение называть последовательность всех дней недели, времен года.

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТИЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится 2 раза в год (сентябрь - май) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе.

Методика проведения обследования уровня развитияматематических представлений детей.

1. Умение самостоятельно уменьшать и увеличивать число на 1.

Игровое упражнение «Сколько предметов»

Цель: обучать детей предметному счёту; развивать количественные представления, умение понимать и называть числительные.

2. Сравнение предметов по длине методом наложения.

Игровое упражнение «Какое бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по форме, цвету, величине.

3. Определение частей суток, дней недели, времени года.

Игровое упражнение «Назови соседей»

Цель: совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года).

4. Умение ориентироваться и решать в математические задачи.

Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее.

5. Умение называть признаки геометрических фигур, деление геометрических фигур на части.

Задание «Деление предметов на части».

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.

6. Представление об условной мерке. Измерение длины.

Цель: выявить представления ребенка об условной мерке и умению измерять длину. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки.

7. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

Игровое упражнение «Расставь мебель в комнате».

Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д).

8. Логическое мышление.

Задание «Сравни пары предметов».

Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Оценка уровня освоения ребенком программного материала.

1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.

Приложение 1.

Содержание программы (приложение 1)

Сентябрь Цель

1. Тема: «Числа 1-5. Повторение».

2. Тема: «Числа 1-5. Повторение».

3. Тема: «Число 6. Цифра 6».

4. Тема: «Число 6. Цифра 6». 1) Повторить числа 1-5: образование, написание, состав.

2) Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

1) Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

2) Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше – позже, ввести в речевую практику термин задача.

1) Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.

2) Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

1) Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников - шестиугольником.

2)Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

Октябрь Цель

1. Тема: «Длиннее, короче».

2. Тема: «Измерение длины».

3. Тема: «Измерение длины».

4. Тема: «Измерение длины». 1) Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее». «короче».

2) Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.

1) Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.

2) Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

1) Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

2) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

3) Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

1) Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.

2) Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины «условие» и «вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

Ноябрь Цель

1. Тема: «Число 7. Цифра 7».

2. Тема: «Число 7. Цифра 7».

3. Тема: «Число 7. Цифра 7».

4. Тема: «Пространственные отношения: слева, справа».

1) Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.

2) Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

1) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7.

2) Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

1) Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.

2) Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

1) Закрепить пространственные отношения: слева, справа.

2)Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

Декабрь Цель

1. Тема: «Тяжелее, легче. Сравните по массе».

2. Тема: «Измерение массы».

3. Тема: «Измерение массы».

4. Тема: «Число 8. Цифра 8».

1) Формировать представления о понятиях тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

2) Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

1) Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

2) Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

1) Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.

2) Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

1) Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.

2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

Январь Цель

1. Тема: «Число 8. Цифра 8».

2. Тема: «Число 8. Цифра 8».

1) Формировать счетные умения в пределах 8.

2) Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

1) Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.

2) Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

Февраль Цель

1. Тема: «Объем. Сравнение по объему».

2. Тема: «Измерение объема».

3. Тема: «Число 9. Цифра 9».

4. Тема: «Число 9. Цифра 9».

1) Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

2) Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

1) Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

2) Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

1) Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.

2) Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

1) Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

2) Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

Март Цель

1. Тема: «Число 9. Цифра 9».

2. Тема: «Площадь. Измерение площади».

3. Тема: «Измерение площади».

4. Тема: «Число 0. Цифра 0». 1) Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

2) Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

1) Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственного и с помощью условной мерки.

2) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

1) Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

2) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

1) Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.

2) Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Апрель Цель

1. Тема: «Число 0. Цифра 0».

2. Тема: «Число 10».

3. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед».

4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр». 1) Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.

2) Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

1) Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.

2) Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

1) Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

2) Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

1) Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.

2) Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Май Цель

1. Тема: «Символы».

2. Тема: «Повторение».

3. Тема: «Повторение».

4. Тема: «Повторение. Путешествие в страну Математика». 1) Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

2) Закрепить представления о составе чисел 8, 9 и 10, умение ориентироваться по плану.

1) Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.

2) Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

1) Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.

2) Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

1)Закрепить пройденного за год материала.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Лидер» для учащихся 5–8 классов Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования дом детского творчества Омутнинского района Кировской области Принята на.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Здоровый ребенок» .

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» Пояснительная записка. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность: В основу программы кружка положены идеи развития личностного.

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФИКСИКИ» Направленность программы: научно-техническая Возраст обучающихся:.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки» Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Песочные картинки" Возрастной диапазон: 4 - 5 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Опубликовано: 18 января 2019 в 19:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Лола Хлямова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД