Лола Хлямова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Занимательная математика»
срок реализации образовательной программы : 1 год.
воспитатель МДОУ «Детский сад №4»
Хлямова Л. К.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематическое планирование.
3. Организационно - педагогические условия реализации образовательной
программы.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
5. Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Занимательная математика»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» были использованы:
Типовая программа «Раз- ступенька, два – ступенька…», утвержденная 2016 г., издательство «Ювента» 2016 г., Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» :
Цель программы : развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
Образовательные 1. Способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
2. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
3. Создать условия для знакомства с составом числа;
4. Формировать умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
5. Обеспечить условия для знакомства с математическими знаками.
Воспитательные 1. Воспитывать познавательную активность;
2. Воспитание интереса к математическим занятиям;
3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Развивающие 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
3. Развитие самостоятельности, инициативности в деятельности в целом.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» - социально-педагогическая направленность.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и
ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Особенность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 6-7 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе 6 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Программа реализуется в течение 1 года.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы программы
Наименование разделов, тем Количество часов
Количество и счет 13
Величина 9
Пространственно-временные представления 8
Геометрические фигуры 4
Итого: 34
Тематическое планирование
Раздел Тема Цель
1. Количество и счет • Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить со счетом в пределах 20.
• Познакомить с числами второго десятка.
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
• Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
• Изучение состава чисел от 0 до 10.
• Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=).
2 Величина • Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
• Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
• Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
• Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
3 Пространственно-временные представления • Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
• Ориентировка во времени
• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
• Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
• Учить детей определять время на часах
4 Геометрические фигуры • Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. **2
• Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы социально-педагогической направленности «Занимательная математика» указано в приложении 1.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма обучения очная
Форма организации образовательной деятельности обучающихся - подгрупповая, индивидуальная.
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий - игровое занятие
Наполняемость объединения.
Наполняемость -23 человека на основании письменного согласия родителей.
Продолжительность одного занятия - до 30 минут, что соответствует нормам действующего СанПиН.
Объем нагрузки в неделю - 1 занятие.
Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления)
Наименования оборудования (инструментов, материалов, приспособлений) Количество
Группа для занятий 1
Раздаточный материал по темам 23 шт.
Демонстрационный материал к изучаемым темам 23 шт.
Касса цифр 1 набор
Веера с изображением цифр 23 шт.
Магнитные цифры и знаки 1 набор
Счетные палочки 23 набора
«Волшебный мешочек» 1 шт.
Простые карандаши и цветные карандаши 23 шт.
Палочки Кьюзенера 5 наборов
Линейки 23 шт.
Магнитная доска 1 шт.
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения Количество
Ноутбук 1 шт.
Интерактивная доска 1 шт.
Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов Количество
Практический курс математики для дошкольников «Раз – ступенька, два стуменька», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, издательство «Ювента, М. 2016 г.
1
Рабочая тетрадь по математике для детей 6-7 лет «Раз – ступенька, два – ступенька», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, издательство «Ювента», М. 2016 г. 23
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
По итогам освоения программы дети освоят :
-умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого, умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =;
-умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе предметных действий;
-умение решать задачи на сложение и вычитание;
-умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости, площади);
-умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм;
-умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом узнавать и называть другие геометрические тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
-умение различать отрезок, кривую, прямую линию;
-умение работать с десятками;
-умение называть последовательность всех дней недели, времен года.
5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТИЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится 2 раза в год (сентябрь - май) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе.
Методика проведения обследования уровня развитияматематических представлений детей.
1. Умение самостоятельно уменьшать и увеличивать число на 1.
Игровое упражнение «Сколько предметов»
Цель: обучать детей предметному счёту; развивать количественные представления, умение понимать и называть числительные.
2. Сравнение предметов по длине методом наложения.
Игровое упражнение «Какое бывает?»
Цель: учить классифицировать предметы по форме, цвету, величине.
3. Определение частей суток, дней недели, времени года.
Игровое упражнение «Назови соседей»
Цель: совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года).
4. Умение ориентироваться и решать в математические задачи.
Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее.
5. Умение называть признаки геометрических фигур, деление геометрических фигур на части.
Задание «Деление предметов на части».
Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Представление об условной мерке. Измерение длины.
Цель: выявить представления ребенка об условной мерке и умению измерять длину. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки.
7. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
Игровое упражнение «Расставь мебель в комнате».
Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д).
8. Логическое мышление.
Задание «Сравни пары предметов».
Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала.
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.
Приложение 1.
Содержание программы (приложение 1)
Сентябрь Цель
1. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
2. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
3. Тема: «Число 6. Цифра 6».
4. Тема: «Число 6. Цифра 6». 1) Повторить числа 1-5: образование, написание, состав.
2) Закрепить навыки количественного и порядкового счета.
1) Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.
2) Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше – позже, ввести в речевую практику термин задача.
1) Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.
2) Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.
1) Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников - шестиугольником.
2)Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.
Октябрь Цель
1. Тема: «Длиннее, короче».
2. Тема: «Измерение длины».
3. Тема: «Измерение длины».
4. Тема: «Измерение длины». 1) Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее». «короче».
2) Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.
1) Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
2) Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.
1) Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
2) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
3) Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
1) Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.
2) Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины «условие» и «вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.
Ноябрь Цель
1. Тема: «Число 7. Цифра 7».
2. Тема: «Число 7. Цифра 7».
3. Тема: «Число 7. Цифра 7».
4. Тема: «Пространственные отношения: слева, справа».
1) Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
2) Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.
1) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7.
2) Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.
1) Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
2) Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.
1) Закрепить пространственные отношения: слева, справа.
2)Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
Декабрь Цель
1. Тема: «Тяжелее, легче. Сравните по массе».
2. Тема: «Измерение массы».
3. Тема: «Измерение массы».
4. Тема: «Число 8. Цифра 8».
1) Формировать представления о понятиях тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
2) Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
1) Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.
2) Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.
1) Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.
2) Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.
1) Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
Январь Цель
1. Тема: «Число 8. Цифра 8».
2. Тема: «Число 8. Цифра 8».
1) Формировать счетные умения в пределах 8.
2) Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.
1) Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
2) Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
Февраль Цель
1. Тема: «Объем. Сравнение по объему».
2. Тема: «Измерение объема».
3. Тема: «Число 9. Цифра 9».
4. Тема: «Число 9. Цифра 9».
1) Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
2) Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.
1) Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
2) Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.
1) Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
2) Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.
1) Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
2) Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.
Март Цель
1. Тема: «Число 9. Цифра 9».
2. Тема: «Площадь. Измерение площади».
3. Тема: «Измерение площади».
4. Тема: «Число 0. Цифра 0». 1) Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
2) Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
1) Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственного и с помощью условной мерки.
2) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.
1) Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.
2) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.
1) Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.
2) Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Апрель Цель
1. Тема: «Число 0. Цифра 0».
2. Тема: «Число 10».
3. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед».
4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр». 1) Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
2) Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
1) Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.
2) Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.
1) Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
2) Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
1) Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
2) Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Май Цель
1. Тема: «Символы».
2. Тема: «Повторение».
3. Тема: «Повторение».
4. Тема: «Повторение. Путешествие в страну Математика». 1) Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).
2) Закрепить представления о составе чисел 8, 9 и 10, умение ориентироваться по плану.
1) Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
2) Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.
1) Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.
2) Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
1)Закрепить пройденного за год материала.