Лапина Анастасия
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Лидер» для учащихся 5–8 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Омутнинского района Кировской области
Принята
на заседании педагогического совета
протокол № ___
от «__»___2018 г.
Утверждаю ___
Директор МКУ ДО ДДТ
Кузнецова Е. С.
Приказ №___
от «__»___2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Очно – заочная школа «ЛИДЕР»
Социально-педагогической направленности
Срок реализации 1 год
для детей в возрасте от 11 до 14 лет
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности „Лидер“ для учащихся 5–8 классов» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
педагог дополнительного образования
Лапина Анастасия
Александровна
Омутнинск
2018
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с письмом №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание, школьное самоуправление не исключение. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику–как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольнымипроцессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех еучастников. Для его организации необходимо создать команду активных учащихся средних и старших классов. Активную жизненную позицию школьников нужно сформировать, развить мотивацию к деятельности в социально значимых делах. Только с определенным запасом знаний, умений и навыков возможна эффективная реализация лидерской позиции. Данная программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность курса заключается в том, что данная программа по целевой направленности является социально-педагогической и призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи; нацелена на создание объединения учащихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни, направлена на реализацию компенсационной функции свободного времени по отношению к урочной деятельности.
Новизна курса заключается в том, являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности. Станут лидерами в структуре детского самоуправления.
1.2. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы : формировать лидерское мировоззрение учащихся через овладение основами психологии, ораторского, организа-торского искусства, нацелить их на работу в органах детского самоуправления.
Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить с методикой организации и проведения КТД;
- привить интерес к участию в школьном самоуправлении;
- научить обучающихся работать с литературой, самостоятельно выделять основное и обобщать собранный материал, делать заключения, выводы, соединять воедино историческую информацию;
- сформировать навыки работы в разновозрастном коллективе;
- формировать чувство самоконтроля.
Развивающие:
Формирование у ребенка положительной «Я-конкуренции», которая характеризуется тремя факторами:
- уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
- убежденностью в овладении им тех или иных видов деятельности;
- чувством собственной значимости.
Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
Формирование активной гражданской позиции.
Воспитательные:
Развитие лидерских качеств личности.
Развивать коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность.
Научить уважать чужое мнение, отстаивать свое, руководить работой коллектива.
Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотрудничества.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Программа насыщена разнообразными методиками, тренингами, тестами, которые помогут лучше узнать самого себя, сравнить себя с другими людьми, понять особенности своего характера, разобраться кто такой лидер, как стать лидером и как самосовершенствоваться в лидерской деятельности.
Кроме того, в программе предложены конкретные дела, которые позволяют объединить усилия детских организаций в подготовке лидера, осуществлять совместный поиск наиболее эффективных форм этой работы. А также рассмотрены основные вопросы социологии и журналистики.
Занятия имеют педагогическое основание для того, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли применить полученные знания и приобретенные навыки в рамках ученического самоуправления.
Приоритет отдается диалогическим методам обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу, что создает максимальные условия для развития личности.
Возраст обучающихся и сроки реализации дополнительной образовательной программы
Данная программа предусмотрена для детей 5-8классов (11-14 лет) на базе дома детского творчества Омутнинского района, что позволяет им приобрести навыки организации школьного самоуправления. Содержание обучения включает много практических занятий на развитие организаторских способностей, формирование навыков коллективной деятельности.
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Отбор основных форм и методов совместной деятельности ведется с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с этим применяются следующие формы:
деловые и ролевые игры;
творческие задания;
проигрывание ситуаций;
дискуссии;
моделирование;
проектирование;
тренинги;
«мозговые атаки»;
круглые столы;
беседы;
организация и проведение КТД;
создание и реализация проектов.
Режим занятий в 3 раза (3 сессии) в год. Форма обучения – очно – заочная.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I.Раздел «Мастерская организатора».
Включает в себя два курса, один из которых «Лидер - какой он?», который предусматривает диагностические формы работы с учащимися - участниками ТО, практикумы и творческие формы проведения занятий, на которых ребята смогут проявить все свои таланты, способности к организации, ораторскому искусству, журналистскому делу.
Второй курс «Мир КТД» расскажет о формах и видах коллективно-творческих дел, разовьёт умения и навыки создания сценариев КТД, поможет в подготовке и проведении дела. Ребята смогут побывать в разных социальных ролях, организуя Совет дела, распределяя обязанности, проводя анализ сделанного.
II.Раздел «Творческая лаборатория».
Необходима в такой программе для того, чтобы в полной мере смогли проявиться таланты и способности ребят быть лидерами. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы и что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели.
предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Разработка и проведение малых форм организации КТД в классе, параллели. Здесь предполагается, что члены ТО будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали.
III.Раздел «Воспитательная работа».
Даст представление, с помощью каких педагогических средств будет идти формирование и сплочение стихийного коллектива творческого объединения «Лидер».
Воспитательная работа направлена на сплочение коллектива ТО и на создание атмосферы творчества, а также на реализацию целей и педагогических задач, поставленных образовательной программой.
IV. Раздел «Социальное проектирование»
Этот раздел отвечает за обучение обучающихся технологии разработки школьных социальных проектов
V. Звонкий голос детства
Разучивание лидерских песен
VII. Портрет лидера. «Тренинг личностного роста, умение работать в команде». Как быть лидером.
Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон. Развитие у подростков недостающих ему навыков общения; Обсуждение проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Формирование лидерской позиции, закрепление навыков лидерского поведения.
VIII. Информационный пиар
Познакомить с особенностями создания публикаций в программе
Microsoft Publisher. Познакомить с технологией создания стенгазеты, тематикой стенгазет; познакомить с различными видами классных уголков, создать макет классного уголка; познакомить с технологией создания школьной газеты в программе Microsoft Publisher.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие своей значимости в осуществлении КТД;
• понимание важности совместной деятельности коллектива в достижении единых целей;
• воспитание дисциплинированности, ответственности
• четкое выполнение обозначенных поручений;
• овладение основами ораторского искусства;
• в ходе реализации программы «Лидер» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы будут привлечены именно те обучающиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план на 2018-2019 учебный год
№ Тема раздела Кол-во часов Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов
1 Информационный пиар 12ч 4ч 8ч
2 Тренинг личностного роста, умение работать в команде 12ч 4ч 8ч
3 Звонкий голос детства 4ч 4ч
4 Творческая лаборатория 12ч 4ч 8ч
5. Социальное проектирование 34ч 4ч 30ч
6. Портрет лидера 12ч 4ч 8ч
7. Как быть лидером? 12ч 4ч 8ч
ИТОГО: 146ч 44ч 102ч
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы :
Для возможности реализации образовательной программы необходимо наличие соответствующего помещения – класс с проектором и проекторной доской, актовый зал для проведения дискуссий и круглых столов.
Кадровое обеспечение реализации программы :
Педагог – организатор, педагоги дополнительного образования.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Тестирование, деловые игры, квесты, анализ результатов проведённых мероприятий, фотоотчёт проведённых мероприятий, социальный проект.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Удостоверение об окончании курса очно - заочной школы «ЛИДЕР»
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная;
• индивидуально- групповая;
• групповая (или в парах);
• фронтальная.
Основной вид занятий – практический.
Методы обучения:
• объяснительно – иллюстративный;
• репродуктивный;
• проблемный;
• частично поисковый или эвристический;
• исследовательский.
Педагогические приемы:
• организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
• стимулирование (поощрение, похвала, соревнование, самооценка);
• сотрудничество (партнерские отношения);
• свобода выбора.
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
№
п/п Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал Формы подведения итогов
I Мастерская организатора Исследования, дискуссии, беседы, ролевые игры, практические занятия, круглый стол, экскурсии Словесные, наглядные, практические, групповые, индивидуальные, репродуктивные, коллективные, в парах СD – диски, видеофильмы, раздаточный материал, справочная литература
Экран рулонный
Стерео система
Телевизор
Музыкальный центр
Колонки
Проектор SONY
Ноутбук
Ноутбук Acer
Микрофоны
Радиомикрофон ETY58S Круглый стол, мастер-класс, проведение комплекса мероприятий
II Информационный пиар Словесные, наглядные, практические, групповые, индивидуальные, репродуктивные, коллективные, в парах СD – диски, видеофильмы, раздаточный материал, справочная литература
Круглый стол, мастер-класс, проведение комплекса мероприятий
III Творческая лаборатория Исследования, дискуссии, беседы, ролевые игры, практические занятия, круглый стол, экскурсии Словесные, наглядные, практические, групповые, индивидуальные, репродуктивные, коллективные, в парах СD – диски, видеофильмы, раздаточный материал, справочная литература
Экран рулонный
Стерео система
Телевизор
Музыкальный центр
Колонки
Проектор SONY
Ноутбук
Ноутбук Acer
Микрофоны
Радиомикрофон ETY58S Круглый стол, мастер-класс, проведение комплекса мероприятий
IV Социальное проектирование Исследования, дискуссии, беседы, ролевые игры, практические занятия, круглый стол, Словесные, наглядные, практические, групповые, индивидуальные, репродуктивные, коллективные, в парах СD – диски, видеофильмы, раздаточный материал, справочная литература
Экран рулонный
Стерео система
Телевизор
Музыкальный центр
Колонки
Проектор SONY
Ноутбук
Ноутбук Acer
Микрофоны
Радиомикрофон ETY58S Круглый стол, мастер-класс, проведение комплекса мероприятий
Звонкий голос детства Беседы, практические занятия Словесные, групповые Колонки
Проектор SONY
Ноутбук
Ноутбук Acer
Микрофоны
Радиомикрофон ETY58S
Фортепиано Мастер-класс
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] : методическое пособие / М. И. Рожков. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012.
3 Степанов, С. Е. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания: методические рекомендации [Текст] / С. Е. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : Творческий центр «Сфера», 2012.
4. Воспитательныйпроцесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2001.
5. Кулъневич, С. В. Воспитательная работа в современной школе [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - М. : Творческий центр «Учитель»; Ростов н/Д., 2000.
6. Кипарис-7. Коллективно-творческие дела. - М. : Педагогическое общество России, 2004.
7. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» // «Воспитание школьника». - 2002. - № 10; 2003. - № 2.
8. Классныйруководитель : журн. - 2002. - № 6.
9. Антологиясценариев КТД, тематических праздников, линеек МОУ гимназии № 10 / сост. Л. А. Калитвенцева, Н. А. Белиби-хина. - Волгоград, 2005.
10. Нечаев М. П. Социальный проект «Школьное самоуправление» : подходы, технологии, методики. – Москва, 2009г.
11. Ананьев В. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
12. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
13. По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
14. Закон об образовании, 2009
15. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
16. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
17. Конвенция о правах ребенка.
18. Кукушкин В. С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
19. Липкина А. И. Самооценка школьника. – М., 2006
20. Немов Р. С. Психология. – М., 1995
21. Подласый И. П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
22. Саврасов В. П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд. дис. – Л., 2005
23. Шильштейн Е. С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
24. По ступенькам лидерства, Омск 2008.
25. Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».
Интернет ресурсы
1. https://www.e-reading-lib.com/chapter.php/
148050/198/Shamina___Luchshie_igry_dlya_deteii_na_svezhem_vozduhe.html
2. https://socpedagogika.narod.ru/igr.html
3. https://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml
4. https://www.summercamp.ru/index.php5/
5. pandia.ru›text/77/219/8612.php