Гульмира Ахмедова
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому направлению для детей 5 лет «Волшебный конструктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
по техническому направлению (Конструирование) для детей 5 лет
«Волшебный конструктор»
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по техническому направлению для детей 5 лет „Волшебный конструктор“» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Старшая группа
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение имеет конструирование.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание объемных построек из пластиковых конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Тематика дополнительного образования по конструированию рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 32 занятия в год, длительность занятия – 25 минут.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Принципы построения программы
Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования из пластикового конструктора.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Содержание педагогического процесса
Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов.
Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
Структура совместной деятельности
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – до 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Активизация памяти и внимания.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки работ.
Список используемой литературы
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Лиштван З. В. Конструирование – Москва : «Просвещение», 1981.
Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва : Издательский дом «Карапуз», 2009.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
Тематическое планирование
Разновозрастная группа
№
п\п Тема Кол-во часов
Октябрь
1 Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. 1
2 Скрепление деталей. Сборка прямой змейки одного цвета. 1
3 Скрепление деталей. Сборка моста «через речку». 1
4 Строим башни одного цвета. Строим разноцветные башни. 1
Ноябрь
5 Строим башни двух цветов и разной высоты. 1
6 Закрепление формы, цвета, скрепления деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек. 1
7 Конструируем заборчики разной высоты двух цветов 1
8 Конструируем узкие и широкие ворота и заборчик 1
Декабрь
9 Моделируем новогоднюю игрушку. 1
10 Конструируем плоскостной домик. 1
11 Конструируем новогоднюю елочку (с опорой на схему). 1
12 Конструирование по замыслу (выставка работ). 1
Январь
13 Моделируем новогоднюю игрушку. Выставка работ. 1
14 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора. 1
15 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора 1
16 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора 1
Февраль
17 Конструируем домик (4 стены, объемный) 1
18 Конструирование лесенки разной высоты 1
19 Конструируем мебель : стол, стул, шкаф 1
20 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. 1
Март
21 Цветок для мамы (по рисункам). 1
22 Конструируем мебель : диван, кровать (по схеме). 1
23 Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек. 1
24 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора. 1
Апрель
25 Зоопарк. Обыгрывание построек. 1
26 Комната для куклы. Обыгрывание построек. 1
27 Комната для куклы. Обыгрывание построек. 1
28 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора 1
Май
29 Конструирование гаража для машин. 1
30 Конструирование дома (4 стены, объемный). 1
31 Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора 1
32 Конструирование по замыслу, выставка работ. 1
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5 лет
Уровень развития ребенка Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
Умение правильно
конструировать поделку по замыслу
Высокий Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Средний Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.