Литвинова Наталья Анатольевна
Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в условиях детского дома
Пояснительная записка
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы воспитателей детского дома являются не только знания воспитанников, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим, остаётся неоспоримой важность работы педагогов с теми воспитанниками, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы образовательных учреждений таких детей называют «детьми, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», детьми «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к обучению, деформирована внутренняя регуляция поведения : социальные нравственные ориентации и представления.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
То есть возникают поведенческие отклонения, которые проявляются в
школьной неуспеваемости детей;
отсутствии интереса к учёбе, труду, организованному досугу;
недисциплинированности;
несоблюдении общественных норм поведения;
нарушении прав окружающих людей;
конфликтности;
высокой тревожности;
наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
гиперактивности (пассивности);
немотивированной агрессии, жестокости;
употреблении алкоголя и наркотических веществ;
правонарушениях.
Актуальность этой программы состоит в том, что в детский дом поступают дети, воспитывавшиеся в основном в асоциальной среде, что усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, и затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. То, как пройдёт процесс социализации, зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития. Отсутствие семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личностной модели поведения, диктуют необходимость специальных мер для раскрытия положительных качеств воспитанников детского дома, формирования правильной жизненной позиции личности, обладающей достойными ресурсами для успешной адаптации в обществе, приобретения навыков самопознания себя как личности и формирования правильных суждений о жизни и окружающем мире, иначе, без применения этих мер большинство воспитанников детского дома попадают в так называемую «группу риска», тем самым увеличивая число детей с отклоняющимся поведением.
В связи с тем, что особенности отклоняющегося поведения не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу для самого ребёнка, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, в процессе работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения необходимо придавать поступкам, совершённым ребёнком, значимость, тем самым оказывая произвольное, целенаправленное влияние на развитие процессов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств личности ребёнка, подростка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, мы создаём помехи, задерживаем развитие соответствующих отрицательных качеств и свойств личности ребёнка.
Направленность программы : социально-педагогическая.
Вид: модульная, составленная из самостоятельных устойчивых целостных блоков.
Структура программы
Программа включает себя 4 блока:
1. подготовительно-диагностический,
2. профилактический,
3. коррекционный,
4. аналитический.
Уровень усвоения программы : программа общекультурного уровня предполагает развитие познавательных способностей, расширение кругозора, уровня информированности, опыта общения при подготовке к самостоятельной жизни.
Цель программы - изменение и профилактика поведения подростков с отклоняющимся поведением, формирование устойчивых механизмов противодействия их возникновению предпосылок для такого поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи, решаемые в рамках реализации программы :
1. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, проведение работы по профилактике правонарушений, вредных привычек;
2. Воспитание правовой грамотности и законопослушного поведения;
3. Развитие компетенций воспитанников о межличностных отношениях, их особенностях, способах конструктивного взаимодействия;
4. Формирование осознанной жизненной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения;
5. Формирование у воспитанников устойчивых интересов, обеспечивающих занятость в кружках и секциях в соответствии с их желаниями и склонностями.
«Тот или иной ребёнок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, а, наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чём-нибудь ценном в духовном отношении» (Сорока-Росинский В. Н.). Не случайно Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский подчёркивали, что «трудный» подросток – всего лишь неудобный для взрослых.
В настоящее время в психологии выделены следующие виды отклоняющегося поведения у подростков :
девиантное поведение;
деликвентное поведение;
аддиктивное поведение.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» можно прочесть: «Девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п. И. Я. Гилинский ввёл в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Деликвентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Зависимое (аддиктивное) поведение – в широком смысле «стремление полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».
Формы зависимого поведения :
1. химическая зависимость (курение, алкоголь и т. д.);
2. нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
3. гэмблинг – игровая зависимость;
4. сексуальные аддикции;
5. религиозное деструктивное поведение.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди представителей науки. Так, И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность».Б. Д. Парыгин считает, что: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития».
А. В. Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания:
- традиционный – через семью и ближайшее окружение;
- институциональный – через институты общества;
- стилизованный – через субкультуру;
- межличностный – через значимых лиц;
- рефлексивный – индивидуальное переживание и осознание.
Как отмечается в ряде исследований Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, А. В. Петровского существует несколько социально-психологических механизмов, необходимых для осуществления процесса социализации:
• Идентификация –отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющими усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
• Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей, манер, движений, поступков.
• Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
• Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободно и интенсивнее.
• Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с неми, реализуемое в поведении.
Все эти факторы необходимо учитывать в процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Профилактика в технологиях работы с детьми c отклоняющимся поведением связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребёнка. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в воспитательной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении ребёнка, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.
Коррекция отклоняющегося поведения является социально – педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Категории детей, на профилактику и коррекцию поведения которых направлена реализация данной программы, (детей с отклоняющимся поведением)
С психолого-педагогических позиций можно выделить три основные группы детей с интересующими нас проблемами, требующими профилактики и коррекции :
1. дети с педагогический и/или социальной запущенностью («трудные», трудновоспитуемые и трудно обучаемые);
2. дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
3. дети, имеющие неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции.
Прохождение программы предполагается воспитанниками в возрасте от 14 и до 18лет. Контингент детей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети объединены в воспитательные группы (семьи) по 5 - 8 ребят в каждой.
В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях).
Педагогические формы, используемые при реализации программы :
• игры (игры-практикумы, ситуативно-ролевые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры).
• тестирование;
• упражнения;
• наблюдения;
• тренинги (аутопсихологический тренинг, социально-психологический тренинг, тренинг поведения, личностный тренинг);
• объяснение;
• внушение;
• диспут;
• сказкотерапия;
• психогимнастические упражнения;
• творческие лаборатории;
• рисование (тематическое и свободное);
• подвижные игры;
• имитационные и ролевые игры;
• беседы и проблемные ситуации;
• техники и приемы саморегуляции;
• дискуссии;
• мозговые штурмы.
• беседы;
• лекции;
• психодрама;
• «круглые» столы.
Специально выделенные в режиме дня занятия по Программе планируются 2 раза в неделю, в остальное время ребята закрепляют эти знания в повседневной жизни. В течение учебного года планируется проведение 72 таких занятий для первой и второй ступени освоения программы, которые основаны на возрастной периодизации: 1 ступень – 14-16 лет; 2 ступень –– 17 – 18 лет.
14-18 лет - в этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Им свойственна огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Принципы профилактики и коррекции поведения детей с отклоняющимся поведением :
В целях повышения эффективности проведения профилактических и коррекционных мероприятий необходимо руководствоваться при реализации программы следующими принципами:
1. Ведущим в системе специальной профилактической и коррекционной деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их неравномерность развития. Закон неравномерности развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т. е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Реализация принципа единства диагностики, профилактики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную профилактическую и коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в профилактическом и коррекционном педагогическом процессе. При планировании и организации профилактической и коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые подросток в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.
4. Принцип комплексного использования методов и приемов профилактической и коррекционно-педагогической деятельности. При осуществлении данной работы необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельности со сверстниками или взрослыми.
5. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы; т. е. сложности в поведении ребенка - следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества со взрослыми, которые входят в круг общения ребёнка, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.
6. Принципом ориентации на позитив в поведении и характере ребенка (Макаренко требовал рассматривать ребенка как главную ценность в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Прежде всего, педагог должен видеть в ребенке лучшее, на основе которого у ребенка формируются позитивные качества, вера в себя. Что позволяет по-новому взглянуть на себя).
7. Принципом социального закаливания детей. Предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных адекватных способностей человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости.
8. Принципом природосообразности воспитания. Предполагает под собой то, что ребенка необходимо воспитывать не только как мужчину или как женщину, но и как жителя конкретной страны, члена общества, имеющего определенные социальные статусы в жизни, меняющиеся несколько раз.
9. Принцип мотивированности. В деятельности ребенка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание ребенка что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и взрослому необходимо поощрять любые начинания подростка.
10. Принцип учета возрастных особенностей.
Содержание, методика и планирование работы должно основываться на возрастных особенностях детей, для учета индивидуальных особенностей детей.
Данная программа «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения воспитанников в условиях детского дома» предназначена для воспитанников детского дома преимущественно подросткового возраста (15-18 лет).
11. Принцип устремлённости в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков должна охватывать все области жизнедеятельности ребё нка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:
целенаправленное и целесообразное с учётом специфики развития подростка воздействие на его сознание;
вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;
воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня «Я - концепции») путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.
Поскольку дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными для общения, чтобы установить с ними контакт для профилактической и коррекционной работы, требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
В целях максимального исключения такого результата, для решения поставленных задач предполагает строить свою работу следующим образом:
1. Расположить ребёнка к общению.
Этому помогут сдержанное и доброжелательное обращение, непринуждённая беседа на отвлечённые темы.
2. Найти общий интерес.
Здесь предполагается обращение внимания на уникальность личности, переход от общих суждений о людях к оценке качеств отдельного человека.
3. Выяснить спектр положительных качеств, присущих ребёнку.
Необходимо продемонстрировать своё отношение к этим качествам, а также отношение к отрицательным качествам в целом.
4. Выяснить наличие опасных для общения качеств.
Необходимо выяснить качества, мешающие общению, провести прогнозирование ситуаций общения.
5. Стремиться к положительным установкам в поведении при организации процесса общения.
В процессе общения необходимо учитывать положительные, помогающие общению, и негативные, мешающие общению, качества личности, принимать особенности другого, как неотъемлемую часть личности.
6. Устанавливать оптимальные отношения.
Составить общий план действий по самоизменению, который может быть реализован только при наличии взаимного доверия и уважения.
Педагогические методы, применимые в процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников :
1. Метод общественного влияния.
2. Метод коррекции через труд.
3. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.
4. Сильные тормозящие приёмы и просто тормозящие приёмы (предупреждение, приказ, наказание, метод «взрыва» А. С. Макаренко; разъяснение, убеждение, затем — предупреждение, принуждение). Тормозящие приёмы применяются лишь после соответствующей серии приёмов личностного и щадящего подходов, после того как воспитатель убедится, что внутренние силы ученика не откликаются на его усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты подростком, в противном случае они вызовут ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. И, конечно же, методы отрицательного стимулирования не должны задевать личного достоинства, унижать личность.
5. Метод эмоционального принятия ребенка является одним из ведущих, и включает в себя ряд техник: контакт глаз; физический контакт с ребенком; технику пристального внимания; технику "активного" слушания; технику эффективной похвалы.
6. Метод принятия личностных особенностей ребенка: вовлекая ребенка в кружки по интересам, в спортивные секции, студии помогаем проявить ему свои личные наклонности и умения, делая его успешным в той области, где он более востребован.
Развитие индивидуальности и коррекции различных сторон психики воспитанника достигается через подбор психогимнастических упражнений, которые помогают детям с повышенной утомляемостью, истощаемостью, с неврозами, нарушениями характера.
Данная программа тесно связана с уже использующимися в работе программами :
- профилактической программой «Вектор жизни», направленной на формирование у воспитанников детского дома социально позитивных потребностей своей жизнедеятельности, мотивации на здоровый жизненный стиль и высокоэффективные поведенческие стратегии;
- реабилитационной программой по профилактике суицидального поведения «Грань»;
- дополнительной общеобразовательной программой по подготовке воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни «Путь к успеху».