Наталья Шевелева
Дополнительная общеразвивающая программа «Русские шашки для дошкольников»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Русские шашки для дошкольников»
Направленность: физкультурно – спортивная
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Шевелева Наталья Анатольевна,
Педагог - организатор
2016 -2017 уч. год
Пояснительная записка
Направленность Программы: физкультурно – спортивная. Ознакомительный уровень.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Русские шашки для дошкольников“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем не менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Шашки и шахматы - замечательный повод для объединения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
Обучение детей дошкольного возраста игре в шашки способствует также развитию у них умения ориентироваться на плоскости, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию, дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашечное творчество учит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, учит их думать.
Т. о., игра в шашки является мощным инструментом для полноценного развития интеллекта дошкольника и эффективным средством самовоспитания, причем, ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы кружка являются:
o Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
o СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
o Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
o Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Цель: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и
практики игры в Русские шашки.
Задачи:
1. Формировать представление о правилах игры.
2. Обучать детей различным комбинациям и ходам.
3. Учить ориентироваться на плоскости.
4. Учить производить расчеты на несколько ходов вперёд.
5. Приобщать детей к спортивно – творческой игре.
6. Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.
7. Формировать ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
8. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Организация и режим занятий.
Формы проведения занятий – группы до 12 детей.
Понедельник: 15.30 – 16.00, 16.05 - 16.35
Продолжительность занятия 30 минут.
Срок реализации Программы: 1 год.
Принципы организации занятий.
психологический комфорт и безопасность образовательной среды (эмоциональное благополучие и безопасность жизни детей);
создание условий для личностного развития каждого ребёнка (наличие проблемных ситуаций, проявление волевых качеств);
возможность для ребёнка проявить себя в самостоятельной и совместной (с другими детьми и педагогом) деятельности;
доступность предлагаемого дидактического материала;
от простого объяснения к более сложному;
чередование элементов теоретической и практической новизны с игровыми, обучающими (роль тренера) и соревновательными навыками.
Планируемые результаты:
- знание и выполнение правил игры в Русские шашки;
- знание шашечных терминов;
- умение ориентироваться на шашечном поле, знание особенностей его зонального разделения;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
- умение общаться и договариваться со сверстниками, сохраняя дружеские взаимоотношения, несмотря на исход игры.
Учебно-тематический план (всего 33 часа)
Формы проведения итогов реализации программы:
творческий отчет педагога - руководителя;
организация межгрупповых турниров, индивидуальных соревнований.
В течение учебного года планируется участвовать во внешкольных соревнованиях.
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы:
• Различные формы организации;
• Разнообразные приёмы подачи материала (см. Приложения к Программе);
• Максимальное количество часов практики игры.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Наличие отдельного помещения, соответствующего всем нормам и требованиям, согласно ФГОСам и СанПиНам.
2. Демонстрационное оборудование.
3. Индивидуальные шашечные доски и наборы шашек.
4. ПК
Учебно-информационное обеспечение программы:
1. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы».
2. Грцензон Б., Напереенков А. «Шашки – это интересно» - «Детская литература», 1989 г.
3. Каплунов Я. Л. «Секреты шашечного сундучка». - Санкт-Петербург, 2001 г.
4. Зак В. «Я играю в шахматы».
5. Нежметдинов Р. «Шахматы». – Казань, 1985 г.
6. Интернет-ресурсы:
• «Шашки всем» - http://www.shashkivsem.ru
• «Федерация шашек России» - http://shashki.ru/variations/
• «Играем с детьми в шашки», видео-уроки игры - https://www.youtube.com/playlist?list=PLy0Hqdfp068_EAwsp2bccDyK9PgDsBLtf
• «История возникновения шашечной игры» - http://fenix64.com/istoriya-proisxozhdeniya-shashek/