Алешкова Любовь
Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юный экономист» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
по познавательному развитию
«Юный экономист»
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Алешкова Любовь Витальевна
Воспитатель
Вохма
2020
Пояснительная записка.
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию „Юный экономист“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность для детей - необходимый этап в процессе воспитания. Это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой ребенка с ранних лет жизни.
К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Нормативно-правовая база
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013г.);
- Концепцией развития дополнительного образования детей Костромской области до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской оьласти№293-ра от 31.12.2014г. ;
- Уставом Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области;
- Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»
Актуальность программы
В настоящее время в России очень низкий процент информированности населения, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защитить в случае нарушений. Современные дети ежедневно сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают зарплаты, рост цен в магазинах, поэтому мы помогаем создать у детей правильное представление о деньгах и семейном бюджете. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, например: что такое кредитная карта, так же должны знать, что жить нужно посредствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. В связи с этим, я считаю работу по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста актуальной.
Педагогическая значимость программы заключается в том, что финансовое воспитание детей помогает правильно относиться к деньгам и как с ними обращаться. Ребенок должен знать, прежде чем заработать деньги, нужно потрудиться.
Есть несколько причин для финансового воспитания детей :
• чем больше ребенок знает о деньгах в детстве, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними во взрослой жизни;
• возможность комфортно жить;
• зная о деньгах, ребенок может проявить самостоятельность.
Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.
Новизна программы заключается в последовательном развитии осмысления воспитанниками ценности финансовой грамотности в современном обществе.
Цель: формирование у дошкольников первичной социальной компетенции в сфере личных и семейных финансов.
Задачи:
• заложить у детей нравственные основы финансовой культуры;
• формировать ответственное отношение к деньгам;
• научить оценивать любые результаты труда, товары или деньги;
• учить принимать самостоятельные решения, находить наилучший выход из ситуации;
• обогатить словарный запас основными экономическими понятиями;
• формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Количество часов - недельных - 1 час, месячных-4 часа, в год-36 часов.
Вид детской группы: смешанный (девочки и мальчики).
Программа рассчитана для воспитанников 6-7 лет.
Сроки реализации - 1 год
Продолжительность занятия – 1 час.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используются групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретические и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, восприятия художественной литературы, встреч с интересными людьми. Практические занятия разработаны в виде - экскурсий, игр, викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых игр, театрализации.
Используются методы проведения занятий: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы создают у детей представление по теме. Для этого используются: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки.
Наглядные методы: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация.
Практические методы: рисование, импровизация, игровая беседа с элементами движений, экспериментирование, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, творческие задания, игровые упражнения, рассматривание, игры-драматизации.
Одна из технологий проведения занятий, отражающих идеи личностно-ориентированного подхода – это разноуровневое обучение. Это педагогическая технология организации учебно–воспитательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала ребенком в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
В основу программы положены принципы :
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.
Оценка уровня достижения планируемых результатов воспитанниками проводится в два этапа. В начале учебного года – вводный, и в конце учебного года – итоговый по итогам пройденного материала.
Критерии и методы оценивания:
Критерии Входный Итоговый Методы оценивания
Сформиро-ван
(2) Частично сформирован
(1) Сформиро-ван
(2) Частично сформирован
(1)
Заложены нравственные основы финансовой культуры Беседа, наблюдение
Сформировано ответственное отношение к деньгам Беседа, наблюдение
Умеет оценивать любые результаты труда, товары или деньги Беседа, наблюдение
Умеет принимать самостоятельные решения, находить наилучший выход из ситуации Беседа, наблюдение
Обогащен словарный запас основными экономическими понятиями Беседа, наблюдение
Сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых Беседа, наблюдение
Ожидаемые результаты:
По итогам реализации Программы воспитанники знают :
- что деньги – вознаграждение за работу;
- что нужно жить по средствам и тратить деньги с умом;
- что сберегать непросто, но полезно;
- об истинных ценностях и богатстве человека – семье, друзьях и здоровье.
По итогам реализации Программы воспитанники умеют :
- ответственно относиться к деньгам;
- экономить и сберегать;
- бережно относиться к вещам, игрушкам, деньгам;
- отдавать «долг» и уважительно относиться к собственности другого
человека;
- ставить цель и первичные навыки планирования.
У воспитанников развиты :
- уважительное отношение детей к труду;
- нравственные основы финансовой культуры;
- словарный запас с основными экономическими понятиями;
- уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Форма подведения итогов реализации дополнительной программы : Экономический КВН
Учебно-тематический план.
№
п/п Тема кол-во часов по теме
всего теория практика
1 Введение. Знакомство детей с работой кружка «Юный экономист» 1 1
2 Без труда нет жизни на земле 4 3 1
3 Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны 5 3 2
4 Покупаем, продаем, обмениваем 4 2 2
5 Тратим разумно, сберегаем и экономим 8 4 4
6 Учимся занимать и отдавать долги 2 2
7 Учимся планировать 6 2 4
8 Богатство и бедность 2 1 1
9 Зачем нужна реклама 3 1 2
10 Итоговое занятие - экономический КВН 1 1
36
Содержание программы
1. Введение (1 час)
Теория. Беседа. Знакомство детей с работой кружка «Юный экономист». Проблемные ситуации на основе известных сказок: Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту); Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»; Михалков С. «Как старик корову продавал» (1 час).
2. «Без труда нет жизни на земле». (4 часа)
Теория. В форме беседы, загадок дети знакомятся с понятиями: «труд», «профессия», «продукт», «продукт труда», «товар». Рассказывание детей на тему «Профессия моей мамы (моего папы)». Приглашен гость. (3 час)
Практика. Игра «Кому что нужно», д/и «Профессии», ситуационные задачки.
(1 час)
3. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны (5 часов)
Теория. Беседа, обсуждение. Знакомство с понятиями «деньги», «монета», «купюра», «доход», «заработок», «заработная плата», заучивание пословиц и поговорок (3 часа)
Практика. Игра «Распредели товары», игра «Хочу и надо», командная игра «Вопрос – ответ», игра в лэпбук «Банкомат», (2 часа).
4. Покупаем, продаем, обмениваем (4 часа)
Теория: Знакомство с понятиями «покупка», «цена», «продажа», «обмен», «расходы», «покупатель», «продавец», «выгодно», «невыгодно», «дешево», «дорого», «капризы», «желание», «возможности» (2 часа)
Практика: вечер досуга «Аукцион» театрализация сказки «Белочкины желания» (2 часа)
5. Тратим разумно, сберегаем и экономим (8 часов)
Теория. Знакомство с понятиями «личный бюджет», «карманные деньги», «семейный бюджет», «домашнее хозяйство», «сбережения», «копилка», «кошелек». Знакомство со сберегательным банком и что в нем нужно сберегать. (4 часа).
Практика. Дидактическая игра «Найди пару», дидактическая игра «Кому нужна вода?», викторина по теме «Учимся экономии и бережливости», ролевая игра «Путешествие в Простоквашино», экскурсия в Сберегательный банк (4 часа).
6. Учимся занимать и отдавать долги (2 часа)
Теория. Знакомство с понятиями «долг», «должник», «заем» в ходе бесед, обсуждений пословиц и поговорок, ситуационных задач (2 часа).
7. Учимся планировать (6 часов)
Теория. Знакомство с понятиями «план», «экономия» в ходе бесед, обсуждений пословиц и поговорок, ситуационных задач (2 часа).
Практика: Игра «Давай составим план», игра «Магазин», игра: «Что можно купить, что нельзя», игра «На необитаемом острове», игра «Прием гостей» (4 часа).
8. Богатство и бедность (2часа).
Теория: Знакомство с понятиями «богатство», «бедность», «жадность», «ценность» в ходе бесед, обсуждений пословиц и поговорок, ситуационных задач. Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги их не купишь. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Жадный мальчик» (1 час).
Практика: интерактивный мини-спектакль «Колобок и Теремок на новый лад» (1 час).
9. Зачем нужна реклама (3 часа).
Теория: Знакомство с понятиями «реклама» в ходе бесед, ситуационных задач. (1 час).
Практика: Игра «Прорекламируй товар», создание рекламного буклета «Игрушка» (2 часа).
10. Итоговое занятие - экономический КВН. (1 час)
Практика. Закрепление знаний по пройденному материалу (1 час).
Календарно-тематический план
№
занятия Дата Тема занятия Содержание занятия
1 сентябрь Вводное занятие. Знакомство детей с работой кружка «Юный экономист». Проблемные ситуации на основе известных сказок
2 сентябрь Без труда нет жизни на земле. Знакомятся с понятиями: «труд», «профессия», «продукт», «продукт труда», «товар».
3 сентябрь Профессии моей семьи. Рассказывание детей на тему «Профессия моей мамы (моего папы)».
4 сентябрь Знакомство с профессией бухгалтер. Приглашен гость – бухгалтер. Знакомство с профессией «бухгалтер»
5 октябрь Обобщающее занятие по теме. Д/и «Кому что нужно»,
д/и «Профессии», ситуационные задачки.
6 октябрь Что такое деньги. Знакомство с понятиями «деньги», «монета», «купюра».
7 октябрь Что такое доход. Знакомство с понятиями «доход», «заработок», «заработная плата».
8 октябрь Закрепление знаний по теме. Закрепление знаний о деньгах, о заработной плате, заучивание пословиц и поговорок на данную тему.
9 ноябрь Игровые упражнения по теме. Д/и «Распредели товары», д/и «Хочу и надо», командная игра «Вопрос – ответ»
10 ноябрь Знакомство с банкоматом. Игра в лэпбук «Банкомат».
11 ноябрь Покупаем, продаем, обмениваем. Знакомство с понятиями «покупка», «цена», «продажа», «обмен», «расходы», «покупатель», «продавец».
12 ноябрь Наши возможности. Знакомство с понятиями «выгодно», «невыгодно», «дешево», «дорого», «капризы», «желание», «возможности»
13 декабрь Вечер досуга. Вечер досуга «Аукцион».
14 декабрь Театрализация. Театрализация сказки «Белочкины желания».
15 декабрь Тратим разумно, умеем сберегать Знакомство с понятиями «личный бюджет», «семейный бюджет»
16 декабрь Моделирование ситуаций. Знакомство с понятиями «карманные деньги», «копилка», «кошелек»
17 январь Моделирование ситуаций. Знакомство с понятиями «домашнее хозяйство», «сбережения»
18 январь Что такое Сберегательный банк. Знакомство со Сберегательным банком и что в нем нужно сберегать.
19 январь Игровые упражнения по теме. Дидактическая игра «Найди пару», дидактическая игра «Кому нужна вода?»
20 январь Викторина. Викторина по теме «Учимся экономии и бережливости»
21 февраль Сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Простоквашино»
22 февраль Экскурсия в Сберегательный банк Экскурсия в Сберегательный банк.
23 февраль Занимаем и отдаем. Знакомство с понятиями «долг», «должник», «заем». Ситуационные задачи.
24 февраль Обобщающее занятие по теме. Закрепление знаний по теме, обсуждение пословиц и поговорок.
25 март Учимся планировать.
Знакомство с понятиями «план», «экономия» в ходе бесед, обсуждений пословиц и поговорок, ситуационных задач.
26 март Закрепление знаний по теме. Закрепление знаний по теме. Ситуационные задачи.
27 март Игровые упражнения по теме. Д/и «Давай составим план».
28 март Игровые упражнения по теме. Д/и «Магазин», д/и «Что можно купить, что нельзя».
29 апрель Ролевая игра. Ролевая игра «На необитаемом острове»
30 апрель Ролевая игра. Ролевая игра «Прием гостей».
31 апрель Богатство и бедность Знакомство с понятиями «богатство», «бедность», «жадность», «ценность» в ходе бесед, обсуждений пословиц и поговорок, ситуационных задач. Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги их не купишь. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Жадный мальчик».
32 апрель Интерактивный мини-спектакль Интерактивный мини-спектакль «Колобок и Теремок на новый лад»
33 май Зачем нужна реклама. Знакомство с понятиями «реклама»
34 май Игровые упражнения по теме. Игра «Прорекламируй товар»
35 май Мастерская. Создание рекламного буклета «Игрушка»
36 май Закрепление знаний по пройденному материалу Экономический КВН по сказке В. Катаева "Цветик - семицветик"
Материально-техническое обеспечение
В работе используются ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, фотоаппарат, интерактивная доска, веб-камера,, все это обеспечивает достижение поставленных цели и задач.
Имеется необходимый материал для реализации программы, который обеспечит достижение планируемых результатов. Разработаны дидактические игры: «Кому что нужно», «Распредели товары», «Хочу и надо», «Прорекламируй товар», «Кому нужна вода?»;
карточки для игры “ Что можно купить?”, разрезные картинки «Собери купюру»;
сценарий театрализованной сказки «Белочкины желания»; разработана викторина по теме «Учимся экономии и бережливости»; экскурсия в Сберегательный банк; дидактическая игра: «Назови магазин», сюжетно-ролевая игра «Банк», «Путешествие в Простоквашино»; презентации: «Профессии», «Производство денег в России», «История денег», «Сберегательный банк и знакомство с профессией банкира».
Информационное обеспечение
Кружок юного экономиста с программами и разработкой конспектов https://proshkolu.ru/user/Nadegda797/file/520462/
Азбука финансов https://www.azbukafinansov.ru
Экономическая игра- презентация https://ppt4web.ru/ehkonomika/junyjj-ehkonomist.html
Сборник сюжетно-ролевых игр для дошкольников 2Маленький Экономик» Мамина М. Л., Белоусова Е. М.
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=43392
Список литературы:
1. Беседы об экономике : Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2009 - 96 с. Шорыгина Т. А.
2. Деньги. Издательство «Ювента», 2003 – 16 с. Шатова А. Д.
3. Самоучитель семейных финансов для детей. М. : ОК Пресс, 2019-80 с. 2. Блискавка Е. Дети и деньги.
4. Сборник сюжетно-ролевых игр для дошкольников «Маленький Экономик» Мамина М. Л., Белоусова Е. М.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017. Блохина О. А. Терешева О. В.