Екатерина Малашина
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая логопедия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«Игровая логопедия»
Уровень: стартовый
Срок реализации программы : 36часов
Категория детей: дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет
с нарушениями фонетического и фонематического развития.
Автор-составитель:
Малашина Екатерина Геннадьевна
учитель-логопед
Серпухов, 2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебный план….5
3. Учебно-тематический план…. …. 6
4. Содержание изучаемого курса….….9
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Игровая логопедия“» размещена в разделах
5. Методическое обеспечение программы…. 11
6. Список литературы…12
1. Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной дополнительной общеразвивающей программой коррекционно-развивающей направленности, которая представляет коррекционно-развивающую систему,обеспечивающую полноценное овладение фонетическимстроем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия,лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливаетформирование коммуникативных способностей, речевого и общего психическогоразвития ребенка дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует активизации всех каналов коммуникации у детей с проблемами в развитии: рецептивного (понимание, организующего (ассоциирование воспринятого, выявления связей и отношений между предметами и словами, экспрессивного (выражение мыслей в устной речи).
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой Программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, Б. Д. Элькониным.
В Программе также нашли отражения идеи ряда учё ных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева.
При разработке программы использовались следующие нормативно-правовые и локальные акты:
• Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
• Устав ОУ;
• Положение о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Психолого-педагогический и медико-социальный центр «Шанс»
Цель программы :
Оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, посещающим общеразвивающие группы ДОУ, для достижения ими необходимого и достаточного уровня в развитии и успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи Программы :
-Своевременно диагностировать и предупреждать речевые нарушения у
дошкольников.
- Осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детейдошкольного возраста.
- Формировать и развивать фонематический слух у детей с нарушениями
речи.
-Развивать произвольное внимание.
-Совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
Программа адресована для работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет с нарушениями фонетического и
фонематического развития.
Срок реализации программы зависит от возрастных, индивидуально психологических особенностей ребенка, структуры и степени выраженности речевых нарушений. Основной период – 36 часов. Программа реализуется в групповой форме. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 40 минут.
По окончании обучения по данной программе планируются следующие результаты:
-коррекция звукопроизношения;
-развитие просодической стороны речи,
-формирование слоговой структуры слова;
-коррекция лексико-грамматической стороны речи;
-формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого - ребенка.
По результатам обследования составляется отчет о логопедической работеи речевом развитии детей, прошедших курс логопедических занятий.
Используемые методики:
-Н. В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
(Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС
ДО)
-О. Б. Иншакова Альбом для логопеда - М., Владос, 1998г.
(иллюстрированный материал для обследования устной речи детей).
-О. И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного
возраста - С-Пб., Литера, 2011г.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую
систему компоненты:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематических процессов.
3. Состояние навыка звукового анализа.
4. Состояние активного словаря.
5. Состояние грамматического строя речи.
6. Состояние связной речи.
Для качественного анализа особенностей развития речи и
коммуникативной деятельности детей, занимающихся с логопедом,
заполняются речевые карты воспитанников и применяется система оценки
состояния речевого развития детей.
Для достижения положительных результатов реализации данной программы предусматривается широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей участников коррекционного процесса.
2. Учебный план
Цель программы : оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, посещающим общеразвивающие группы ДОУ, для достижения ими необходимого и достаточного уровня в развитии и успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Категория обучающихся: дети в возрасте от 4 до 5 лет с нарушениями фонетического и фонематического развития.
Срок обучения: 36 часов.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительность занятия составляет 40 мин.
№
п/п Наименование разделов
Всего часов В том числе Формы контроля
теория практика
1. Диагностичес
кий раздел 4 1 3 -Сбор данных о ребенке.
-Обследование звукопроизношение-Анализ.
2. Коррекционно-развивающий раздел 32 4 28 -Наблюдение.
- Беседа.
-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.
Итого: 36 5 31
3. Учебно–тематический план
№
п/п Наименование разделов
Всего часов В том числе Форма контроля
теория практика
1. Диагностический 4 1 3
1.1 Первичная Диагностика 2 0,5 1,5 Сбор данных о ребенке.
-Обследование звукопроизношение.
-Анализ;
1.2 Итоговая диагностика 2 0,5 1,5
2. Коррекционно-развивающий 36 5,5 30,5
2.1 Тематический цикл «Овощи» 2,25 0,25 2
- Беседа.
-Наблюдение;
-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.
2.2 Тематический цикл «Фрукты» 2,25 0,25 2
2.3 Тематический цикл «Деревья» 1,25 0,25 1
2.4 Тематический цикл «Одежда и обувь» 2,25 0,25 2
2.5 Тематический цикл «Посуда» 2,25 0,25 2
2.6 Тематический цикл «Продукты питания» 2,25 0,25 2
2.7 Тематический цикл «Домашние животные» 1,25 0,25 1
2.8 Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» 1,25 0,25 1
2.9 Тематический цикл «Дикие животные» 1,25 0,25 1
2.10 Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» 1,25 0,25 1
- Беседа.
-Наблюдение;
-Оценивание общего уровня полученных знаний на коррекционных занятиях.
2.11 Тематический цикл «Домашние птицы» 1,25 0,25 1
2.12 Тематический цикл «Дикие птицы» 1,25 0,25 1
2.13 Тематический цикл «Домашние и дикие животные» 1,25 0,25 1
2.14 Тематический цикл «Игрушки» 2,5 0,25 2
2.15 Тематический цикл «Наш дом» 2,5 0,25 2
2.16 Тематический цикл «Транспорт» 2,5 0,25 2
2.17 Тематический цикл «Растения» 1,25 0,25 1
2.18 Тематический цикл «Насекомые» 1,75 0,25 1,5
2.19 Тематический цикл «Ягоды» 1,25 0,25 1
2.20 Тематический цикл «Грибы» 1,25 0,25 1
2.21 Тематический цикл «Грибы и ягоды 1,25 0,25 1
2.22 Тематический цикл «Прогулка в лес» 1,25 0,25 1
Итого : 36 5,5 30,5
4. Содержание изучаемого курса
Развитие общих речевых навыков, формирование произношения.
Для развития общих речевых навыков предлагаются различные виды работ по преодолению просодических компонентов речи – задания на повышение и
понижение тона, ускорение и замедление темпа речи, задания на воспроизведениеритмических структур, расстановку логических ударений, мягкую атаку голоса,силу, длительность звучания; обучение плавному речевому выдоху, четкости, дикции, интонированию.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех
анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляциизвуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним изэтапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются идетализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционногоаппарата.
Развитие фонематических представлений.
Развитие фонематических процессов включает задания на развитие слухового восприятия, слуховой памяти, чувства ритма, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов и предложений.
1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;
2) Развитие умения разделять слова на звуки;
3) развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети
подводятся к полному звуковому анализу слов.
Развитие лексики и грамматического строя.
Раздел содержит задания для развития активного словаря и
формирования грамматического строя на морфологическом и синтаксическом уровнях. Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапахкоррекционного обучения так или иначе сочетается с формированиемграмматического строя речи. К этому разделу относятся изменения грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием.
Развитие связной речи.
Ведется работа над диалогической и монологической формой речи в тесной
связи с формированием звуковой стороны речи. Для овладения пересказом детей учат прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка с ФФН и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видовработы по развитию речевой деятельности.
Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия
формировать действия пространственного моделирования текста, в котором
фиксируются его основные части. Дети обучаются контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д., выразительность.
Сочетание фонетических заданий с лексическими и грамматическими дает
возможность устранить не только недочеты фонетико-фонематического развития и осуществить предусмотренное программой обучение грамоте, но и восполнить пробелы в развитии словаря и формировании связной грамматически правильной речи.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в ходе групповой образовательной деятельности.
5. Методическое обеспечение
Для формирования звукопроизношения используются профили артикуляций звуков (альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).
Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды.
Для формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза используются: набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., перфокарты, «Логопедическое лото», таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Кроссворды», «Чайнворды», «Ребусы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.
Для формирования лексико-грамматического строя речи используются:
предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель», «Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года», игры на «развитие словообразования», тематические лото, перфокарты на вставку слов в предложениях игры «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово», лото «Синонимы», «Антонимы», карточки с деформированными тексами.
Для развития связной речи учащихся используются: схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками, карточки с деформированными тексами, сборники «Забавные истории», «Рассказы в картинках.
Для развития мелкой моторики, речевого дыхания используются: мозаики, кубики, наборы бус и пластмассовых шариков, картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике.
В процессе реализации программы используются : магнитная доска, пазлы, пластилин, пальчиковые краски, расходные материалы для создания аппликаций.
6. Список литературы
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. М., «Гном», 2011 г.
2. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ –
М., «Сфера», 2008.
3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. «Владос», 2013.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения. – М., «ГНОМ и Д», 2001.
5. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. -
М., «ТЦ СФЕРА», 2014г.
6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
старшей группе для детей с ОНР — СПб., «Детство-пресс», 2012.
7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. – М., «ГНОМ и
Д», 2011.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного
учреждения компенсирующего вида. – М. «Школьная Пресса», 2013.
Литература для родителей
1. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР М. : Сфера, 2015. — 64 с.
2. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей— 2016 С. 42-45
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. М., «Гном», 2011 г.
4. Негипко Н. Логопедический букварь. М., Сфера, 2012г.