Котова Наталия Михайловна
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Рукотворное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Рукотворное чудо»
Возраст обучающихся 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Составитель
Котова Н. М.
воспитатель МБДОУ Инжавинский
детский сад «Березка»
Инжавино
2022г.
Блок №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «Рукотворное чудо»
1.1 Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Рукотворное чудо“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная программа «Рукотворное чудо» художественной направленности. Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н. Е. Веракса Т. С., Комаровой, М. А. Васильевой и учебного пособия «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролупова.
Уровень освоения – базовый
Актуальность программы
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем она значимее, тем успешнее идет его развитие, тем счастливее детство.
Актуальность и практическая значимость программы обусловлена рядом причин:
дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей;
это первоначальная ступень в художественной деятельности, которая позволяет познавать что-то новое;
переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребёнка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить своё место в большом и малом коллективе;
сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединятся по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе;
создаёт также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребёнка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. Программа «Рукотворное чудо» основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Отличительные особенности программы :
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его развитие, формирование общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Она направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей.
Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Играми поддерживается у детей стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к художественной деятельности являются именно игровые технологии. Отличительные особенности программы заключаются в использования на занятиях игровых технологий.
Игровые технологии позволяют:
проводить занятия в более увлекательной обстановке для ребёнка;
создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
вовлекают в процесс игры всю личность ребё нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий, разработана Программа «Рукотворное чудо».
Новизна программы «Рукотворное чудо» заключается в специальном подборе методических приемов и методов, составлении подборки дидактических игр и упражнений, направленных на раннее развитие творческого потенциала детей на основе возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста. На занятиях используются пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными.
Педагогическая целесообразность:
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка. Программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т. С., Лыковой И. А., Халезовой Н. Б., Аллаяровой И. Е. Программа кружка «Рукотворное чудо» вводит ребенка в мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа способствует : раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка, формированию интереса к художественной деятельности, формированию эстетического вкуса, развитию пространственного воображения, мышления, формированию умения планировать работу по реализации замысла.
Адресат программы : Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста 4-5 лет без предварительного отбора.
Особенности возрастной группы
Программа разработана для детей 4-5 лет.
Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
проявление произвольности всех психических процессов, но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована;
повышенная чувствительность;
полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания;
ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Народное декоративно-прикладное искусство. Продолжается знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (городецкой, хохломской росписью, расширяются представления о народных игрушках. Продолжается знакомство детей с изделиями народных промыслов; предлагается создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции. Продолжается знакомство с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков, учить использовать для украшения оживки. Дети знакомятся с хохломской росписью. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия: поднос, солонка, чашка, розетка и др. Для развития творчества в декоративной деятельности используются декоративные ткани. Предоставляется детям бумага в форме одежды и головных уборов: кокошник, платок, свитер. Развивается коллективное декоративное творчество. Предлагается расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.
Количество обучающихся в группе – не более 10 человек.
Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 36 часов.
Форма обучения — очная.
Особенности организации образовательного процесса – группа детей одного возраста, являющаяся основным составом объединения; состав группы постоянный.
Режим занятий –1раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 минут (1 учебный час) - общее количество часов в год –36. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 4 до 5 лет планируются занятия продолжительностью не более 20 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы–
Обучающие
Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.
Формировать умение различать виды декоративной живописи, освоение характерных элементов, колорита, композиции.
Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Развивающие
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Формировать умения и навыки необходимые для создания творческих работ;
Развивать желание экспериментировать, проявляя познавательный интерес;
Воспитательные
Формировать интерес к художественному творчеству;
воспитывать умения общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
Формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля
всего теория практика
1 Вводные занятия. Подготовительный период. 1 1 0 педагогическое наблюдение
2 Городецкая роспись Знакомство. 1 1 0 педагогическое наблюдение опрос, анализ
3 Элементы Городецкой росписи: прямая капелька, усик и веточка, дуга, спираль. 6 0 6 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
4 Городецкая роспись: листья 1 0 1 педагогическое наблюдение опрос, анализ
5 Городецкая роспись. Композиция: листья, усик, точка. 1 0 1 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
6 Композиция «Криуль» 1 0 1 опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
7 Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи 3 1 2 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
8 Городецкая роспись. Композиция. 2 1 1 педагогическое наблюдение опрос, анализ
9 Городецкий петушок 2 1 1 педагогическое наблюдение
10 Композиция «Гирлянда» 2 1 1 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
11 Коллективная работа «роспись доски городецким узором» 2 1 1 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
12 «Золотая Хохлома». Рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи. 1 1 0 педагогическое наблюдение опрос, анализ
13 Травный орнамент 3 1 2 педагогическое наблюдение опрос, анализ
14 Узор «листочки» 3 0 3 педагогическое наблюдение опрос, анализ
15 Узор «ягодки» 3 0 3 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
16 Орнамент с ягодками и листочками 3 1 2 педагогическое наблюдение опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях
17 Коллективная работа «хохломской букет» 2 0 2 самостоятельная работа, беседа,
педагогическое наблюдение
18 Итого 36 10 26
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Подготовительный период. (1 з.)
Теория. Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год.
Практика. Диагностика. 2. Городецкая роспись. Знакомство. (1з.) Теория. Рассказ об истории промысла. Практика. Выставка изделий городецких мастеров, тонирование бумаги, смешивание красок. 3. Элементы городецкой росписи: «прямая капелька», «наклонная капелька», «усик и веточка», «дуга», «дуга и спираль». (6з.) Теория. Введение новых понятий. Цветовая гамма. Практика. Техника рисования капельки, прорисовка наклонной капельки, умение рисовать всем ворсом и концом кисти, научить рисовать форму «усик», «веточка», приёмы выполнения «дуги», «спирали». 4. Городецкая роспись. Листья. (1з.) Теория. Учить рисовать композицию из листьев. Дать понятие о прорисовке концом кисти. Практика. Научить рисовать форму листа. Закреплять навык смешивания красок на палитре. Учить «оживлять» листья. 5. Городецкая роспись. Композиция: листья, усик, точка. (1з.) Теория. Дать понятие о композиции. Виды композиции. Практика. Прорисовка элементов городецкой росписи. Умение рисовать всем ворсом и концом кисти, умение нанести «оживку». 6. Композиция «Криуль» (1з.) Теория. Что такое «криуль». Практика. «Криуль» – это волна. Изображение изогнутой ветки с отходящими от неё стебельками для листьев и цветов. 7. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в городецкой росписи. (3 з.) Теория. Изделия городецких мастеров. Образцы узоров и последовательности рисования городецких цветов. Практика. Рисование купавки голубого и розового цвета. Рисование на полосе, чередуя купавки и листья. Рисование ромашки и розана. Нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре. 8. Городецкая роспись Композиция. (2з.) Теория. Развивать чувство композиции. Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Умение красиво располагать узор в заданной форме. Практика. Рассказ о составлении композиции из элементов цветочного узора. Составление узора на полосе, круге, разделочной доске. 9. Городецкий петушок. (2з.) Теория. Учить рисовать городецкого петушка по этапам. Практика. Упражнение в рисовании городецкого петушка. Дать понятие замалёвок, прорисовка, оживка. Рисование ворсом и концом кисти. Самостоятельный выбор элементов узора, украшающего края круга. 10. Композиция «гирлянда» (2з.) Теория. Учить составлять законченную композицию. Практика. Упражнения в составление узора из цветов и листьев. Самостоятельная работа: умение красиво расположить узор в заданной форме. 11. Коллективная работа: «Роспись доски городецким узором».(2з.) Практика. Самостоятельно завершить композицию на предложенной форме с помощью уже известных элементов узора: купавок, ромашек, листьев. 12. «Золотая Хохлома». Рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи. (1з.) Теория. Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. 13. Травный орнамент: узор травка, листочки, ягодки. (9з.) Теория. Постепенно, методом от простого к сложному научить детей рисовать сложный травный орнамент. Практика. Учимся рисовать мазки с небольшим плавным утолщением, приём прикладывания кисти к бумаге, рисование непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, рисование узора кистью и тычком. 14. Орнамент с ягодками и листочками. (3з.) Теория. Ритмичное чередование элементов орнамента, плавное течение ведущей линии «криуля». Практика. Упражнение в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов. 15. Коллективная работа «Хохломской букет». Практика. Самостоятельно расписать лепестки цветной бумаги хохломским узором.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения курса
По окончании обучения ребенок
может рассказать о городецком промысле, хохломской росписи
узнаёт городецкую технику росписи, её характерные признаки: цветовая гамма, городецкие цветы (купавки, ромашки, розаны)
узнаёт цветовую гамму хохломской росписи
умеет самостоятельно смешивать краску и подбирать цвет для узора
умеет составлять композицию: поясок, центрическая, смешанная
владеет понятиями: замалёвок, прорисовка, мазок, оживка
умеет выполнять упражнения на импровизацию и роспись объёмных изображений
1.5. Условия реализации программы
Занятия по образовательной программе художественной направленности проводятся в помещении игровой комнаты группы «Ягодка» МБДОУ "Инжавинский детский сад "Березка", в которой имеется необходимое оборудование для занятий – столы и стулья, соответствующие возрасту детей согласно требованиям САнПин. Имеются в достаточном количестве простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, альбомы, а так же в достаточном объеме раздаточный и наглядный материал.
В группе имеется доска и цветные маркеры на водной основе, мальберты. В ходе занятий используется видеопроектор.
Занятия проводит педагог Котова Н. М., образование высшее, категория – первая.
Дидактическое обеспечение программы
Оборудование: рабочие тетради по основам народного искусства, кисти, бросовый материал, народные игрушки, иллюстрации.
Материальное оснащение: доска магнитная, картины предметные и сюжетные, карандаши простые и цветные, акварель и гуашевые краски, листы белой плотной бумаги, кисти, деревянные расписные изделия, репродукции, динамические таблицы.
Методическое оснащение: рабочая тетрадь по основам народного искусства для индивидуальной работы детей, таблицы по цветоведению, построению орнамента.
Методическую основу дополнительной образовательной программы «Рукотворное чудо» составляет:
1. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролупова, - М, ; Скрипторий,2003;
2. Программа «Детство» Т. И. Бабаева, ООО «Издательство-Пресс»,2014.
1.6. Формы аттестации
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, самостоятельная работа, контрольное занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие.
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей.
1.7. Оценочные материалы
Педагогическая комплексная диагностика
уровня практического освоения материала декоративно-прикладного искусства для детей 4-5 лет по программе «Детство» Т. И. Бабаева, «Цветные ладошки» И. А. Лыкова.
Диагностика:
Детей оцениваем по 3-х бальной системе.
1. представление видов декоративно-прикладного искусства: форма – дидак. игра «Назови правильно»
2. анализ произведения д. -прикладного искусства – д. игра «Делаем покупки»
3. сравнение произведений д. -прикладного искусства – д. игра «Подарок»
4. выражение отношения к произведениям д. -прикладного искусства – д. игра «Выставка»
Высокий уровень: ребёнок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Знает характерные особенности народного промысла. Аргументирует выбор того или иного изделия.
Средний уровень: ребёнок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла.
Низкий уровень: неохотно вступает в игру. Путает и не всегда правильно называет народные промыслы, с трудом выделяет характерные особенности промысла.
№ Имя ребёнка Представления
разных видов
росписи Анализ
произведения
д. -прик. искусства Умение
передавать цветовую гамму Элементы декора в рисовании Описание росписи и сравнение с др. Выражение отношения к произведениям народного искусства Уровень
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому.
В результате суммы полученных баллов делается вывод: 20-24 балла – высокий уровень; 10-20 баллов – средний; 5-10 баллов – низкий уровень освоения программы.
1.8. Методические материалы
В работе по программе художественной направленности «Рукотворное чудо» используются следующие методики:
особенности организации образовательного процесса - очно;
методы обучения - словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, проектный;
методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
Категории учащихся: дети дошкольного возраста 4-5 лет;
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы:
раздаточные, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, альбомы по искусству, таблицы по цветоведению, построению орнамента, таблицы по народным промыслам.
1.9. Список литературы.
1. Бондаренко Т. М. Конспектные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2006.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/ Детство-Пресс,2004.
3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура детям. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М. ,2005.
4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет – М., «Карапуз – Дидактика»,2007.
5. Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика – Синтез,2002.
6. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7 лет) – издательство «Мозаика-Синтез», М. 2006
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М. Скипторий. 2003