Яна Рожкова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика и танец»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты)
Пояснительная записка
Направленность программы : художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика и танец» (далее программа)разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательных организации», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ /Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242/, Уставом МАДОУ Детский сад 17, Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ Детский сад 17.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Ритмика и танец“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Возрастные особенности
Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.
К 7 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
В настоящее время существует множество программ похореографии, однако они в основном рассчитаны на длительное и глубокое освоение программного материала. Для коллектива нашего детского сада стала актуальной проблема разработки дополнительной образовательной программы по ритмике. Воснову дополнительной образовательной программы «Ритмика и танец» легла программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Дополнительнаяобразовательная программа «Ритмика» (далее Программа)относится к программам социально-педагогическойнаправленности.
Программа разработана с учетом потребности населения ГО Красноуфимск (родителей законных представителей).
В нашем городе Красноуфимске много детских коллективов, которые занимаются хореографией. Однако наш детский сад расположен в дали от центра города, соответственно родители, которые водят детей в наш детский сад, заинтересовались в развитие ритмических способностей своего ребенка в ДОУ, объясняют они это тем, что им не нужно ездить далеко, и тратить свое свободное время.
В связи с этим занятия детей хореографией родители рассматривают как способ становления образовательных интересов и развития детей. Занятия ритмикой и танцем позволяют направлять энергию детей в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности и безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, обучающиеся могут избавиться от физических и психологических зажимов, у них изменяются привычки, в повседневной жизни, появляются новые более гармоничные движения, они получают удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Занятия танцем улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности.
Цель: формировать у воспитанников навыки танцевального творчества и использовать сюжетно-образные движения, как средства более глубокого восприятия и понимания танца.
Задачи программы :
• учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
• учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
• развивать основы музыкальной культуры;
• развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
• развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
• формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
• Создать комфортную обстановку, ситуационного успеха для воспитанников;
Практическая значимостьНасыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даё т ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
Отличительная особенность программы. Программа основана на интеграции танца и ритмики
Адресат программы :воспитанников5 - 7 лет.
Объем программы :34 часов.
Срок реализации программы :2 года.
Режим занятий:
Продолжительность занятий для обучающихся 5 – 7 лет – 30 минут,
2 занятия в неделю. Число обучающихся одновременно находящиеся в учебной группе составляет от 10 до 15 человек. Учебный год распланирован на 34 учебных недель с 01.09.2020 по 31 мая 2021 г. Занятия проводятся в музыкальном зале.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практическойработы обучающихся
Теоретическая работа по программе предусматривает :
- беседы о правилах по технике безопасности;
- беседы об истории возникновения и развития танца; - беседы о характере музыкальных произведений;
- беседы о знакомстве со сценой и культуре поведения на сцене и за кулисами.
Практическая работа:
- разминка в начале каждого занятия, которая направлена на разогрев всех мышц;
-постановочная работа (изучение танцевальных движений, разводка номера, исполнение движений и хореографических постановок). Большое место в образовательном процессе для обучающихся дошкольного возраста занимает игра (психологическая потребность осмысления новых знаний через игры). На занятиях педагог использует музыкально-ритмические, коммуникативные игры («Угадай, кто поет», «Цыплята и кот», «Вертелочки», «Ворота», и другие). Программой предусмотрено посещение и участие в конкурсах, фестивалях современного танца с целью обогащения опыта обучающихся, дальнейшей мотивации на занятия танцем.
Содержание Программы направлено на формирование танцевальных знаний, умений и навыков, совмещение движения и музыки, которые несут в себе игру с ритмом, с откликом движения в звуке. Непосредственная образовательная деятельность по ритмике имеет богатое содержание. В него входят:
• общеразвивающие упражнения под музыку. Упражнения разогревают мышцы тела, развивают основные навыки и умения.
• построения и перестроения. При построении организовывается и дисциплинируется коллектив, в перестроении развивается у детей ориентировка в пространстве.
• упражнения с предметами (мячами, погремушками, бубнами и т. д.). Эти упражнения развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, способствуют развитию мелкой моторики.
• музыкально-ритмические игры. Игра способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Игра имеет большое и воспитательное значение. Здесь, как нигде, проявляется характер реб нка и его психофизические качества. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые раскрепощают реб нка, делают его поведение естественным и красивым.
• музыкальные загадки, танцевальные инсценировки песен, стихотворений. Такие задания развивают акт рское мастерство, воображение, творческие способности. Каждый элемент (упражнение, этюд, танец, игра и т. д.) имеет сво конкретное музыкальное оформление, заранее подготовленное и проверенное.
Планируемый результат:у воспитанников сформированы навыки танцевального творчества.
Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
Учебный план
(1-й год обучения)
№ п/п Наименование темы Теория Практика Всего Формы промежуточной аттестации
1 Водное занятие 1 - 1
2 Ритмика. Партер 3 5 8 Исполнение танцевальных движений по показу
3 Простые танцевальные движения 1 5 6 Исполнение танцевальных движений по показу
4 Классический танец 2 4 6 Исполнение танцевальных движений по показу
5 Игровые этюды 4 2 6 Исполнение танцевальных движений по показу
6 Концертная деятельность 1 4 5 Концертные выступления на фестивалях и конкурсах
7 Итоговое занятие 1 1 2
Итого: 13 21 34
(2-й год обучения)
№
п/п Тема Теория Практика Всего Формы промежуточной аттестации
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Азбука музыкального движения 1 4 5 Исполнение танцевальных движений по показу
3 Танцевально-образные движения 1 4 5 Наблюдение. Анализ педагога.
4 Основные виды движений 1 5 6 Исполнение танцевальных движений по показу
5 Рисунки танца. Пространственные перестроения
1 5 6 Исполнение танцевальных движений по показу
6 Постановочная деятельность. Репетиционный период. 1 4 5 Исполнение танцевальных движений по показу
7 Концертная деятельность. 1 5 6 Концертные выступления на фестивалях и конкурсах
Итого: 7 27 34 38
Календарный учебный график
Начало учебного года 01 сентября 2020 г.
Окончание учебного года 31 мая 2021 г.
Продолжительность учебного года 34 учебных недель
Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10 сентября. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января по 20 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие, с 21
Содержание программы
1 год обучения
Тема1. «Вводное занятие». Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Рождение искусства танца».
Тема2.«Ритмика. Партер».
Понятия: разминка, кросс, партер,«ровная спина», «вытянутая стопа».
Практическая работа:
-движение головы: повороты направо
- налево в различном характере, вверх – вниз, наклоны вправо – влево;
-движение плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, с plie, поочередное выведение плеча вперед – назад; наклоны корпуса вперед – назад, в сторону;
-вытягивание ног вперед, в сторону, назад, с переводом носка на каблук, сочетание с полуприседанием;
-шаги: легкий шаг с носка, шаг на полу-пальцах, легкий бег на полу-пальцах, шаг с подскоком, галоп, шаг польки;
-прыжки на двух ногах по шестой позиции; -упражнения на полу.
Тема 3. «Простые танцевальные движения».
Практическая работа:
1. Виды шагов:
а) спокойная ходьба - амплитуда и длинна шага не большая;
б) шаг на полу пальцах;
в) крадущийся шаг.
2. Топающий шаг – поочерёдные притопы правой, левой ногой на месте, и с продвижением вперёд.
3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево, на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной.
4. «Пружинки»
5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».
Тема 4.«Классический танец : Пространственные перестроения».
История возникновения и развития русского народного танца. Изучение и отработка: притопы, шаги с притопом, шаги с подскоками, шаги польки, шассе, танцевальные этюды.
Практическая работа:
положение корпуса, рук, ног в народной пляске;«ковырялочка»;«гармошка»;«припадание»;«хлопушка»; шаги: с носка, тройной, с каблука.
Тема 5: «Игровые этюды».
Исполнение игровых этюдов:
а) «Маленькие гномики»
б) «Ёжик по лесу бежал»
в) «Ветер веет - ветер веет»
г) «Я ребенок как картинка»
д) «Серый слон»
е) «Любопытная Варвара»
ё) «Лохматый пёс»
ж) «Мишка косолапый»
Тема 6. : «Концертная деятельность»
Беседа:«Правила поведения на конкурсах и фестивалях». -подготовка и проведение открытых занятий; -подготовка и проведение отчетных концертов;
Тема 6. «Итоговое занятие» подготовка и проведение открытого занятия для родителей и детей.
2-й год обучения
Тема 1. «Вводное занятие».
Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа: Полезно, вкусно, вредно (полезные и вредные для здоровья продукты).
Тема2.
Азбука музыкального движения
• Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
• Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
• Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
• Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
• «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
• «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт «четыре» и «более» прыжков.
• Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
• Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница» - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
• «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
• Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
• Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Тема 3. «Танцевально-образные движения».
«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии
с четверостишьями.
• Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
• Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
• Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
• Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
• Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
• Этюд, имитирующий действия человека.
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)
у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
захотелось бабке («бабка» надевает косынку)
искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание).
Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями).
Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).
Тема 4.«Основные виды движений».
• Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
• Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
• Шаги на полу пальцах.
• Шаги на пятках.
• Шаги в комбинации с хлопками.
• Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
• Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
• Галоп (лицом в круг).
Тема 5. Рисунки танца. Пространственные перестроения.
Понятие пространственных перестроений.
• Круг.
- лицом и спиной;
- по одному и в парах.
Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.
Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.
• Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.
Тема 6. Постановочная деятельность. Репетиционный период.
Практическая работа: подбор танцевального репертуара, изучение репертуара и совершенствование исполнительского мастерства, создание постановок, номеров, сводные репетиции.
Тема 7. «Концертная деятельность».
Беседа: «Правила поведения на конкурсах и фестивалях». Практическая работа: -подготовка и проведение открытых занятий; -подготовка и проведение отчетных концертов;
Планируемые результаты
Имеет представление:
- о терминах, определяющие характер музыкальных произведений;
- о терминах классического танца;
- о терминах современного танца;
- о новых направления, видах хореографии и музыки;
- о жанрах музыкальных произведений.
Обучающиесядолжны уметь:
- импровизировать под музыку соответствующего характера;
- придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;
- самостоятельно искать способы передачи в движениях музыкальных образов;
- придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве
Оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Методы контроля:
Входной (определяет уровень подготовленностиобучающихся в области хореографии при поступлении в объединение).
Текущий (контрольное задание, устный опрос, наблюдение,хореографическая постановка и др.).
Итоговый (отчётный концерт).
Программа составлена на основе программ «Эстрадный танец» авторов Корниловой Ольги Владимировны;
Применяемые формы контроля: собеседование, игровые конкурсы, наблюдения, открытые и зачётные занятия (по полугодиям, контрольные задания с самостоятельным решением творческих задач, выпускные экзамены.
Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества. Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы :
• творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
• умение выразить чувства;
• коммуникативные навыки;
• активность, сообразительность, умение импровизировать, двигаться под музыку;
• сформированность общей культуры;
• владение основными танцевальными движениями;
• сформированность представлений о танцевальной культуре;
• развитый профессиональный интерес;
• сформированность теоретических знаний и практических умений;
• творческая индивидуальность;
• преподавательские навыки при работе в качестве помощника руководителя коллектива. Основными критериями оценки освоения программного материала остаются результаты участия в хореографических фестивалях и конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней, а также активное участие в концертных мероприятиях учреждения и города и, конечно, поступление выпускников в учебные заведения хореографической направленности.
• Контроль измерительного материала предусматривает оценку удовлетворительно за качество дополнительных услуг.
Методические материалы
• Формы занятий:
• -фронтальная (опрос, повторение изученного, уточнение сложных комбинаций всей группой);
• -групповая (занятия с группами обучающихся);
• -в парах (работа с партнерами);
• -индивидуально-групповая (свободная импровизация);
• -студийная (творческая деятельность всех участников студии
Материально – техническая база
• Музыкальный зал;
• стулья по количеству детей;
• музыкальные инструменты;
• музыкальный центр;
• микшер – усилитель;
• колонки;
• мультимедийная аппаратура;
• танцевальная обувь: балетки;
• сценические костюмы;
• медиатека произведений различных музыкальных жанров.
• Учебно – наглядные пособия;
• Раздатиочные материалы;