Эрдынеева Светлана Максимовна
Игра как средство формирования взаимоотношений ребенка со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Содержимое публикации
Статья на тему:
«Игра как средство формирования
взаимоотношений ребенка
со сверстниками»
составила: воспитатель Эрдынеева С. М.
Происходящая в данный момент модернизация российского образования акцентирует важность развития личности, способной к самостоятельному активному взаимодействию с
социокультурной средой. Основы такого развития необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, содержание процесса дошкольного образования должно составлять накопление субъектного опыта взаимодействия с окружающими людьми.
В Федеральном государственном образовательном дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте ребенку требуется все больше и больше взаимодействия со своими сверстниками. Общение является важным условием психического развития дошкольника. Оно оказывает непосредственное влияние на все важнейшие виды деятельности в дальнейшем: учебу, труд, социальную ориентацию и пр.
Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе игр для детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно- образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Играя, дети обучаются общению со сверстниками. Игра – главная сфера общения для
детей: в ней они пытаются решать проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы. В игре детьми познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений. Именно в процессе игры дети дошкольного возраста «получают возможность быть максимально самостоятельными, общаться по своему желанию с ровесниками, собственными силами реализовывать и углублять свои знания и умения» В игре «в наибольшей степени воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищу, может возникнуть чувство коллективизма, проявиться ответственности за свои действия.
Игра является непродуктивным и главным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Отличительной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение ребятами окружающей их жизни – действий, деятельности взрослых людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой в детском воображении.
Работа педагога-воспитателя с детьми дошкольного возраста предполагает использование разнообразных игр.
Например, подвижные игры. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Дошкольная педагогика знает много интересных детям подвижных игр, которые построены по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги. Это, например, такие игры, как «Гуси-лебеди», «Цепи кованые», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем» и др. Правила игры приучают дошкольников к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров, к соблюдению очередности. Еще один вид игр - дидактические, или игры с правилами – могут положительно повлиять на развитие общения детей с ровесниками. Это может произойти в том случае, если при организации таких игр педагог- воспитатель будет обращать внимание не только на усвоение познавательного содержания игры, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
Известно несколько основных типов настольных дидактических игр: разрезные картинки, лото, домино, маршрутные (лабиринтные). Все эти игры построены на взаимодействии играющих. Роль педагога-воспитателя или другого взрослого, организующего общение детей, когда они только начинают осваивать эти игры, очень велика. Потом дети начинают играть в настольные дидактические игры самостоятельно.
Особое значение для развития общения со сверстниками, по мнению педагога Н. Я. Михайленко, имеют словесные дидактические игры с небольшими (2 – 3 человека).
Подгруппами детей. В таких играх познавательные задачи задаются на материале. Языка (образование многозначных слов, грамматика, фонетика и др., а правила организуют взаимоотношения играющих. Правила в словесных играх побуждают детей выслушать и услышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника – т. е. делать все то, что можно определить термином «общение».
В своей практике я очень часто предлагаю детям поиграть в распространенные и известные всем сюжетно-ролевые игры, такие как: «Больница», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Автобус» и т. п. Ведь играя в эти игры дети изображают окружающую жизнь, деятельность взрослых и отношения между людьми, ставят себя в ситуации, которые они могли видеть в реальной жизни.
Для того, чтобы развивать навыки коммуникации и формировать общение детей старшего дошкольного возраста с ровесниками, необходимо развивать чувство общности с другими и возможность увидеть в ровесниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого – это основание, на котором затем строится общение между сверстниками.
Ребята старшего дошкольного возраста действуют, по большей части, в соответствии со знакомыми им общепринятыми нормами и представлениями, а на основе собственного непосредственного опыта и личных чувственных впечатлений. Именно поэтому для формирования навыков общения со сверстниками в своей работе стараюсь выбирать игры, которые базируются не на объяснениях, не на оценке действий играющих, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми.
Используемая литература:
1. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] : автор канд. психол. наук / Т. В. Антонова. – М., 1983
2. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию
[Текст] // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). - 2012 - № 1 .
3. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Издательский центр «Акаде-
мия», 2000
4. Целенко, З. С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Целенко Зинаида Степановна.
– Л., 1986.
