Оксана Жесько
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста не посещающих ДС
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
по художественно-эстетическому воспитанию
для детей раннего возраста не посещающих детский сад
«Первые нотки»
Автор программы
Жесько Оксана Александровна,
музыкальный руководитель
Старый Оскол
Пояснительная записка
Ранний возраст - это период с года до трех лет. Этот возраст наиболее благоприятен для художественно-эстетического развития ребенка.
Темочки:
В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной классической и детской музыкой, что благотворно способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Первые нотки» направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей раннего возраста, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие творческих способностей, а также формирование у родителей высокой педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своих детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Эти проблемы могут быть решены с помощью художественно-эстетического воспитания.
Новизна Программы заключается в интеграции образовательных областей, что наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно применять музыкальный опыт и проявлять интерес к художественно-эстетической деятельности.
Отличительной особенностью Программы является то, что содержание Программы распределено по тематическому принципу, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста. Особенностью программы для детей раннего возраста является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка во время занятия.
В программе учтены аспекты образовательной среды для детей раннего возраста :
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
- условия для взаимодействия с взрослыми;
- условия для взаимодействия с другими детьми.
Цель: всестороннее гармоничное развитие ребенка раннего возраста, педагогическое просвещение родителей обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие координации движений детей раннего возраста за счет использования музыкально-ритмических упражнений.
- Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий.
- Развитие чувства ритма у детей раннего возраста с применением музыкально-ритмических и дидактических игр.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью развития у них педагогической компетентности к собственным детям.
Принципы построения программы :
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО
• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
• уважение личности ребенка;
• реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество образовательного учреждения с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Особенности проведения занятий:
Музыкальные занятия лежат в основе работы с детьми раннего возраста, в развитии музыкальных способностей детей. Дети начинают овладевать основными видами движений в раннем возрасте. Необходимо формировать умения действовать в разных условиях и разными способами. В решении этих задач эффективным средством являются занятия художественно-эстетического воспитания. Музыкальные занятия интересны детям, так как они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия. Поскольку опыт малышей ещё мал, ведущая роль в проведении музыкальныхзанятий принадлежит взрослому, взрослый побуждает к движениям, организует и выполняет их совместно с ребёнком, всегда надо учитывать настроение ребёнка, его желание играть. Взрослый улыбается ребенку, ласково разговаривает, приглашает потанцевать, пообщаться. Если ребёнок не настроен на эмоциональное общение или увлечён какой-либо игрушкой, лучше изменить ход занятия, чтобы не вызвать отрицательных эмоций.
Структура программы
Образовательные мероприятия для детей раннего возраста имеют единую тематику.
Срок реализации индивидуальной программы : с сентября по май.
Цикл занятий включает в себя: 35 занятий в год, (1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 8 – 10 минут, с щадящим режимом и индивидуальными физическими нагрузками, что соответствует физическим возможностям детей раннего возраста.
Формой подведения итогов являются:
- тематические занятия;
- праздники
Ожидаемые результат:
- положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики и чувства ритма) детей раннего возраста, которые являются предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного усвоения графических навыков;
- к концу года дети эмоциями откликаются на характер мелодии (грустно – хмурятся, весело – улыбаются и т. д);
- имеют навыки эмоционального исполнения песенок: на гласный звук или ля-ля или подпевают взрослому;
- выполняют некоторые танцевальные движения (топают ножкой, движения кистями рук – фонарики, повороты вокруг себя, качание в такт мелодии головой)
- узнают некоторые музыкальные инструменты, играют на них (погремушки, колокольчики)
Учебно-методический план для детей раннего возраста
Продолжительность образовательной деятельности Периодичность
в неделю Всего
в год
10 мин 1 раз 35
№ п/п месяц Наименование раздела Всего часов
1 сентябрь Знакомство. Введение в программу. 1
2 «Красные листочки» 1
3-4 «Убираем огород» 2
5-6 октябрь «Солнышко» 2
7-8 «Ежик в осеннем лесу» 2
9-10 ноябрь «Два веселых гуся» 2
11-12 «Барбос и птички» 2
13-14 декабрь «Мишка по лесу идет» 2
15-16 «Зимние забавы»
2
17-18 январь «Елочка красавица» 2
19-20 «Зимушка-зима» 2
21-22 февраль «Вот зима – кругом бело» 2
23-24 «Курочка ряба» 2
25-26 март «Мишка с куклой» 2
27-28 «Лапки царапки» 2
29-30 апрель «В гости к бабушке» 2
31-32 «Баюшки - баю» 2
33 май «Лягушачий концерт» 1
34 «Птицы песенки пот» 1
35 Закрепление пройденного материала 1
Итого: 35 часов
Методическое обеспечение программы
№ п/п Тема Форма организации Дидактическое и техническое оснащение Форма подведения итогов
1 Знакомство. Введение в программу. игра погремушка -
2 «Красные листочки» игра Погремушка, листочки -
3 «Убираем огород» игра колокольчики -
4 «Убираем огород» игра Погремушка, листочки -
5 «Солнышко» игра платочки -
6 «Солнышко»
игра
платочки -
7 «Ежик в осеннем лесу» игра платочки -
8 «Ежик в осеннем лесу» игра платочки -
9 «Два веселых гуся» игра погремушка -
10 «Два веселых гуся» игра погремушка -
11 «Барбос и птички» игра бубен -
12 «Барбос и птички» игра бубен -
13 «Мишка по лесу идет» игра - -
14 «Мишка по лесу идет» игра - -
15 «Зимние забавы» игра Погремушка, бубен -
16 «Зимние забавы» игра Погремушка, бубен -
17 «Елочка красавица» игра Погремушка, бубен, снежки Концерт, утренник
18 «Елочка красавица» игра Погремушка, бубен, снежки Концерт, утренник
19 «Зимушка-зима» игра Снежки, колокольчики -
20 «Зимушка-зима» игра Снежки, колокольчики -
21 «Вот зима – кругом бело» игра Снежки, колокольчики -
22 «Вот зима – кругом бело» игра Снежки, колокольчики -
23 «Курочка ряба» игра - -
24 «Курочка ряба» игра - -
25 «Мишка с куклой» игра кукла -
26 «Мишка с куклой»
игра кукла -
27 «Лапки царапки» игра - -
28 «Лапки царапки» игра - -
29 «В гости к бабушке» игра цветочки -
30 «В гости к бабушке» игра цветочки -
31 «Баюшки -баю» игра куклы -
32 «Баюшки -баю» игра куклы -
33 «Лягушачий концерт» игра погремушки -
34 «Птицы песенки пот» игра Платочки, колокольчики -
35 Закрепление пройденного материала игра Погремушки, платочки, колокольчики Концерт, утренник
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
2. Ануфриева А., Митюкова 0. Игры и занятия для малышей. - Горький: Горьковское книжное издательство, 1962.
3. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. -СПб. : Паритет, 2002.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. - СПб. : Паритет, 2002.
5. Для самых-самых маленьких// Карапуз. - 26. - 01. - 2001.
6. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. - М. : Олма-Пресс Экслибрис, 2002.
7. Первушина В. Развивающие игры для детей от рождения до 1 года. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2001.
8. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Н. Елисеева. - М. : Просвещение, 2005
9. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 2007.
10. Макшанцева Е. Д. Детские забавы: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М. : Просвещение, 1991.
11. Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей двух - трех лет / Составители: Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Е. Соковнина, Е. Квитницкая, Л. Волкова, Т. Ломова/ Общая редакция Н. Ветлугиной. - Выпуск 1.
12. Петрова В. В. Музыка - малышам. - М. : Мозаика-Синтез, 2001.
13. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми, М. : ТЦ Сфера, 2005.