Любовь Солдатова
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа (познавательное развитие) «Занимательная математика»
Возраст детей : 4 – 7 лет
Срок реализации программы : 4 года
Автор: Семенова Любовь Петровна
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Занимательная математика“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Актуальность - Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания - смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики информатики.
Цель программы : создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы :
обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
учить детей ориентироваться в пространстве;
развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
Индивидуальная самостоятельная работа детей.
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Дифференцированная.
Фронтальная проверка и контроль.
Самооценка выполненной работы.
Дидактическая игра.
Соревнование.
Конкурсы.
Технология деятельности строится по этапам:
1. Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний.
3. Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
4. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
5. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
6. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
7. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Разделы рабочей программы :
1. «Количество и счет». Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами». Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины». Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». Цель: развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач». Цель: развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:
4 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – низкий уровень
1 балл – низший уровень
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
антонимы и синонимы;
названия геометрических фигур и их свойства;
принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Формы реализации:
Методы и приемы
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Программно-методическое обеспечение
1. Галянт И. Г., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. и др. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей
2. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994 г.
3. Соловьёва Е. В. Моя математика. Развивающая книга для детей 6—7 лет
4. С. В. Пуховец, И. В. Осипова Волшебный мир чисел. Волшебный мир красок.
5. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Конспекты занятий с детьми 5-9 лет.
6. И. А. Волочаева Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3
7. Н. Б. Истомина. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2