Татьяна Ляпустина
Дополнительная общеразвивающая программа «Детские вообразилки»
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
Основной идеей программы является: через систему увлекательных игр и упражнений ребёнок с интересом усваивает новые знания, овладевает новыми умениями. В процессе игровой деятельности расширяется, пополняется и активизируется словарь детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Детские вообразилки“» размещена в разделах
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" определяют одним из ключевых направлений поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Актуальность темы.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: Развитие коммуникативных способностей, речевого творчества, формирование качественной стороны речевой деятельности детей.
Задачи программы:
образовательные:
• учить детей высказывать свои мысли по теме, побуждать составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему;
• обогащать словарный запас детей,
• учить определять и называть интонацию услышанного произведения.
развивающие:
• совершенствовать звуковую культуру речи: интонационную выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат;
• развивать связную речь (диалогическую, монологическую, описание и повествование);
• развивать творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы, используя дополнительный художественный материал.
воспитательные:
• сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику;
• воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы.
• вызвать желание самим импровизировать, фантазировать, находить нужную информацию.
Принципы построения программы:
• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
• личностно-ориентированный подход;
• изучение интересов и потребностей детей;
• практическое участие и наглядное оформление;
• творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Отличительные особенности программы.
Занятия проводятся с использованием инновационных педагогических технологий. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Адресная направленность.
Программа рассчитана на 2 года и предназначена для детей дошкольного возраста – 5-7 лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Физическое развитие.
У детей скелет становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют силы, гибкости. Тело приобретает заметную устойчивость. Ноги и руки становятся более сильными, значительно выносливыми, подвижными, ловкими. Развивается творчество, самостоятельность инициатива в двигательных действиях осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формируются предпосылки к учебной деятельности. Дошкольник значительно точнее выбирает движения, которые нужно выполнить. Отмечается устойчивое стремление к совместным играм между мальчиками и девочками. Старший дошкольник способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.
Познавательное развитие.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Мышление наглядно-образное и появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют интерес к природе, к печатному слову, математическим отношениям.
Речевое развитие.
В старшем дошкольном возрасте развиваются навыки общения и рассуждения. Развивается восприятие, воображение, внимание. Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Развивается диалогическая и некоторые формы монологической речи. Ребенок осваивает новый способ познания – восприятие информации переданной посредством слова, знака, символа. Слушая чтение книг, ребенок сопереживает литературным героям, обсуждает их действия. К 7 годам формируются предпосылки успешного перехода на следующую ступень образования.
Социально-коммуникативное развитие.
В сюжетно-ролевых играх осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. У детей высокий уровень познавательного и личностного развития. Ребенок способен оценивать поступок с точки зрения последствий для физического и эмоционально состояния другого человека и себя. Осваивают формы позитивного общения с детьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения характерные для мальчиков и девочек. Дети подчиняются правилам в игре. Неудовлетворенность общения ребенка со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Возрастает потребность общения со сверстниками. Развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. При восприятии изобразительного искусства детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. Рисунки приобретают детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. Обогащаются музыкальные впечатления детей, отмечается эмоционально яркая реакция на музыку.
Режим занятий
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Общее количество занятий, предусмотренных программой – 72
Срок освоения программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Детские вообразилки» - 2 года.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Формы организации занятий:
• игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
• творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, речевой);
• экскурсия, путешествие;
• исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
• прогулка в природу в разные сезоны;
• развлечение;
• проектирование решения проблемы;
• познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
• посещение гостей;
• чтение, прослушивание сказки;
• драматизация сказок и произведений.
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
• использование игровых мотиваций;
• использование сюрпризных моментов;
• включение игровых и сказочных персонажей;
• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т. д.);
• использование информационно-коммуникационных технологий.
Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:
• развивающие игры;
• игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
• динамические игры познавательного содержания;
• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
• использование художественного слова, музыкального сопровождения;
• познавательные беседы;
• вопросы воспитателя;
• обследование различных предметов;
• демонстрация наглядного материала;
• подведение итогов.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• изучение состояния устной речи детей;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
2. Учебно-тематическое планирование
Особенности тематического планирования.
Программа состоит из трех основных блоков:
1 блок – «Загадки – отгадки»;
2 блок – «Придумки»;
3 блок – «Фатазёрики».
Темы занятий: «Овощи – фрукты»; «Хозяюшка Осень»; «Деревня»; «В мире много сказок»; «Волшебница Зима»; «Моя семья»; «Весна красна»; «Дикие животные»; «Кем быть?».
Каждая тема может быть представлена в нескольких блоках.
Каждое занятие состоит из двух частей:
1 часть направлена на формирование культуры устной речи: артикуляционные упражнения, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений.
2 часть – на формирование творческого мышления: дидактические игры, творческие задания, сюжетно-ролевые игры.
Содержание учебного плана
1 блок «ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ»
Блок включает в себя отгадывание словесных загадок, стихов-добавлялок, загадки-рифмы, анализ загадок, сопоставление похожих предметов, нахождение сходства и различия. Творческие задания из программы ТРИЗ.
«Овощи - фрукты»
Теория
1. Рассматривание овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и качеств.
Практика
2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
3. Развлечение «Овощи – фрукты» загадывание загадок младшим дошкольникам. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
«Хозяюшка Осень»
Теория
4. Деревья и кустарники Урала. Осенние явления природы
Практика
5. Отгадывание словесных загадок об осенних явлениях, деревьях.
«Деревня»
Теория
6. Домашние животные и их детёныши (чем питаются, где живут, какую пользу приносят)
Умение различать по внешним признакам и строению.
Практика
7. Отгадывание словесных загадок о домашних животных, птицах и их детенышах.
8. Развлечение «Деревня» загадывание загадок младшим дошкольникам.
«В мире много сказок»
Теория
9. История возникновения сказок. Рассматривание книг-сказок.
Практика
10. Развлечение «В мире много сказок» Рассказывание стихов-добавлялок о сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Теория
11. Активизация словаря по теме: «Зима» (метель, вьюга, иней, чародейка, блещет, оцепенел.).
Практика
12. Чтение стихов-добавлялок о зиме.
13. Развлечение «Волшебница Зима» Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей – совместное творчество детей и взрослых).
«Моя семья»
Практика
14. Отгадывание словесных загадок «Кто кем приходится».
Чтение стихов-добавлялок о членах семьи.
«Весна – Красна»
Теория
15. Удивительный мир птиц, насекомых, зверей и растений.
Практика
16. Развлечение «Весна – Красна». Чтение стихов-добавлялок о весне. Рассказывание небылиц.
«Дикие животные»
Теория
17. Словообразование притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных
Практика
18. Отгадывание словесных загадок о диких животных наших лесов и жарких стран.
19. Конкурс «Дикие животные» Кто отгадает больше загадок о животных.
«Кем быть?»
Теория
20. Виды профессий.
Практика
21. Отгадывание загадок-рифм о профессиях людей. Чтение стихов-добавлялок о профессиях людей. Составление альбома «Все профессии важны».
2 блок «ПРИДУМКИ»
Блок предполагает сочинение рассказов, считалок, скороговорок, стихов, основанных на реальных явлениях. В занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых загадок на основе сравнения предметов, противоречий, сопоставлений.
«Овощи – фрукты»
Практика
22. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием символов.
«Хозяюшка Осень»
Теория
23. Приметы осени на основе сравнения предметов.
Практика
24. Развлечение «Хозяюшка Осень». Загадывание загадок младшим дошкольникам.
«Деревня»
Практика
25. Придумывание загадок-рифм о домашних животных и птицах, выделяя характерные особенности.
«В мире много сказок»
Практика
26. Придумывание стихов-добавлялок о сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Практика
27. Придумывание скороговорок и чистоговорок о снеге, морозе. Составление рассказов о приметах зимы, зимних забавах.
«Моя семья»
Теория
28. Алгоритм составления рассказов.
Практика
29. Придумывание ласковых слов о маме и бабушке Придумывание игры с пальчиками «Моя семья».
«Весна - Красна»
Практика
30. Составление словесных загадок о приметах весны.
«Кем быть?»
Теория
31. Составление описательных рассказов с опорой на схему;
Практика
32. Придумывание считалок и стихов о профессиях людей.
3 блок «ФАНТАЗЁРИКИ»
Блок предполагает придумывание небылиц, сказок. В занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых сказок, изменение сюжета старых сказок, продолжение известных сказок, придумывание необычных героев (элементы программы ТРИЗ)
«В мире много сказок»
Практика
33. Сочинение сказок на тему «Как звери встречают Новый год», с использованием графической аналогии.
Составление письма Деду Морозу.
«Моя семья»
Практика
34. Придумывание сказки для мамочки по опорным словам.
«Весна – Красна»
Практика
35. Придумывание небылиц «Когда это бывает?»
«Дикие животные»
Практика
36. Придумывание фантастических животных (рисунки, описательные рассказы).
2 год обучения
1 блок «ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ»
«Овощи - фрукты»
Теория
1. Нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы.
Практика
2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
3. Развлечение «Овощи – фрукты» Драматизация белорусской народной сказки «Пых».
«Хозяюшка Осень»
Теория
4. Алгоритм составления мнемотаблиц.
Практика
5. Отгадывание словесных загадок о ягодах, грибах. Чтение стихов-добавлялок об осени.
«Деревня»
Теория
6. Сравнение и сопоставление домашних животных с различными явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы.
Практика
7. Загадывание загадок - рифм друг другу.
8. Развлечение «Деревня». Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей.
«В мире много сказок»
Теория
9. Виды сказок. Сказка как жанр.
Практика
10. Праздник «В мире много сказок» Отгадывание загадок о сказочных героях. Литературная викторина.
«Волшебница Зима»
Теория
11. Зимние забавы. История возникновения зимних забав.
Практика
12. Отгадывание загадок-рифм о зиме, снеге, зимних развлечениях.
13. Развлечение «Волшебница Зима». Сочинение стихов и рассказов о зиме младшим дошкольникам.
«Моя семья»
Практика
14. Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между членами семьи.
Чтение стихов-добавлялок о членах семьи.
«Весна – Красна»
Теория
15. Слова-признаки, слова-действия.
Практика
16. Развлечение «Весна – Красна» Чтение стихов-добавлялок о весне. Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых). Отгадывание загадок-рифм о весне, весенних явлениях, цветах.
«Дикие животные»
Теория
17. Интересные факты из жизни животных.
Практика
18. Отгадывание загадок-рифм о диких животных наших лесов и жарких стран.
19. Конкурс «Дикие животные» Конкурс «Кто больше загадает загадок о животных».
«Кем быть?»
Теория
20. Детское поэтическое творчество.
Практика
21. Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках». Сочинение загадок о профессиях.
2 блок «ПРИДУМКИ»
2 год обучения
«Овощи – фрукты»
Практика
22. Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах.
«Хозяюшка Осень»
Практика
23. Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится осень?»
24. Развлечение «Хозяюшка Осень» Составление альбома «Хозяюшка Осень» (рисунки и рассказы – совместное творчество детей и взрослых).
«Деревня»
Практика
25. Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах.
«В мире много сказок»
Практика
26. Придумывание загадок-рифм о сказках, сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Практика
27. Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?»
«Моя семья»
Практика
28. Составление рассказов о своей семье по рисунку.
29. Развлечение «Моя семья» Сочинение стихов-добавлялок на тему «Моя семья». «Весна - Красна»
Практика
30. Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?»
«Кем быть?»
Теория
31. Мнемодорожки по составлению рассказов.
Практика
32. Составление альбома «Кем быть?» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых)
3 блок «ФАНТАЗЁРИКИ»
«В мире много сказок»
Практика
33. Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко». Составление письма Деду Морозу.
«Моя семья»
Практика
34. Придумывание сказки для мамочки.
«Весна – Красна»
Практика
35. Сочинение сказки «Весна в лесу».
«Дикие животные»
Практика
36. Придумывание небылиц «Так бывает или нет?»
3. Планируемые результаты освоения Программы
Метапредметные результаты:
• наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;
• развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт:
- придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;
- придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;
- придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки);
-сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.
Личностные результаты:
• умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;
• владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни:
- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).
4. Оценочные материалы образовательной программы
Мониторинг развития связной речи.
Первая диагностика проводится в сентябре.
Вторая диагностика проводится в мае.
Критерии результативности обучения: придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий; Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов; Придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки); Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов; Общий уровень развития ребенка
Оценка уровня овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по критериям результативности
обучения дополнительной образовательной программе:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
ВВН – выше возрастной нормы
ВН - возрастная норма
НВН - ниже возрастной нормы
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации занятий.
Информационное обеспечение.
https://dohcolonoc.ru/logopedu/
https://shkolaveka.ru/articles/
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/pesochnaya-terapiya-dlya-detey/
https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/
6. Список литературы
• Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2007.
• Колодяжная Т. П. Речевое развитие в детском саду: новые подходы. – Ростов-н/Д. : ТЦ «Учитель», 2002.
• Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000г.
• Лазаренко О. И. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева. – М. : Айрис-пресс, 2007.
• Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
• Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
• Симановский А. Э Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
• Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М. : ТЦ «Сфера», – 2008г.
• Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. - 2013г.
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. -методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. -методич. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
• Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М. : Гензис, 2005.
• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : Айрис - пресс, 2006.