Ольга Ветчинникова
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по театрально-игровая деятельности для детей с 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Ландрин»
Художественной направленности
для детей с 6 лет
срок реализации 3 года
Составитель:
Ветчинникова Ольга Георгиевна
Педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2020 год
1. Аннотация
Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландрин»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по театрально-игровая деятельности для детей с 6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Название объединения Школа ведущих «Ландрин»
Направленность Художественная
Специализация программы Театральное искусство
Основания для
разработки программы Желание обучающихся получать опыт художественной деятельности; необходимость приобретения обучающимися опыта в художественной деятельности в специально организованных условиях образовательного пространства; социальный заказ родителей района, города.
Образовательная организация, адрес МБУ ДО «ЦДТ Московского района», г. Н. Новгород,
ул. Коминтерна, д. 20А, 224-04-56; ddt20a@mail/ru
Место реализации СП ДПК «Искра»-Московское шоссе
Составитель
программы Ветчинникова Ольга Георгиевна,
педагог дополнительного образования
Руководитель
программы Помелова Марина Валентиновна, директор МБУ ДОД «ЦДТ Московского района»
Формы обучения Очная
виды деятельности по программе групповая, теоретические и практические занятия, коллективно – творческая и социально – значимая деятельность, участие в тематических мероприятиях, концертах, театральных постановках.
Цель программы Создание условий и формирование творческой личности ребёнка средствами театральной игровой педагогики.
Условия достижения цели и задач Создание условий для реализации приобретаемых знаний, умений и навыков в коллективных творческих делах, социальных проектах, программах; создание ситуации успешности в процессе усвоения программного материала
Модель программы. Сроки реализации Базовая программа. Срок реализации 3 года
Официальный язык программы Русский
Контроль (формы, периодичность) Входной контроль:1 четверть (наблюдение, тестирование) Текущий контроль:2 четверть,3 четверть, (зачетная работа)
аттестация Промежуточная аттестация:
по итогам 1 полугодия (зачетная работа)
по итогам 2 полугодия (зачетная работа)
Аттестация по итогам освоения программы - :по окончании 3 года обучения по программе
Условия участия в программе Личное, добровольное участие, заявление родителей (законных представителей)
2. Пояснительная записка
В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта, с этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.
Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание, воображение. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать игровая театрализованная деятельность.
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно она основана «на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает с личным переживаниями» (Л. С. Выготский).
Театрально-игровая деятельность как вид искусства является не только средством познания жизни, но и нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, литературы и актёрской игры, театрально-игровая деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Занятие в театре массовых игр не только вводят детей в мир прекрасного, но и помогает успешно социализироваться в современных жизненных условиях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландрин» театра массовых игр является по виду общеразвивающей и относится к художественной направленности.
Программа разработана с учетом требований
Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки",
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", на основании Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242)
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы",
распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».
Новизной данной образовательной программы является :
• опора на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
• Основа - комплексный подход к воспитанию учащегося, умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию решений, умеющего эффективно взаимодействовать с партнерами.
Актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников, материально-технические возможности, воспитательный и кадровый потенциал.
В настоящее время важнейшим элементом молодежной политики является работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ландрин» опирается на необходимость развивая эмоционально – духовной сферы обучающихся, бережного отношения к здоровью, раскрытия лучших качеств характера, адаптации в детском коллективе, развития коммуникабельности и трудолюбия. Все дети – сила, яркая, пылкая, согревающая сердца людей. Сила любого коллектива в единстве, сплочённости, слаженности.
Данная программа педагогически целесообразна, так как театрально-игровая деятельность, как вид искусства является не только средством познания жизни, но и нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, литературы и актёрской игры, театрально-игровая деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Занятие в театре массовых игр не только вводят детей в мир прекрасного, но и помогает успешно социализироваться в современных жизненных условиях.
Дополнительное образование детей всегда чутко реагирует на запросы общества в решении главных задач: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, выходящих за рамки основного образования, и создание благоприятных условий для творческой реализации личности ребёнка. Учреждение дополнительного образования детей в силу своего многообразия, разноуровневости имеют уникальные возможности для удовлетворения и развития интересов детей, создают условия для осуществления самых разнообразных практических проб. Программа может иметь многоаспектную направленность по целям, содержанию, В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта, с этим связано стремление дать обучающимся знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.
Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
методам, результатам деятельности, исходя из её специфики, социального заказа и контингента учащихся.
Цель программы : Овладение определённым объёмом знаний в театральной области и области народного творчества, раскрыть творческую индивидуальность каждого ребёнка; воспитание социально-активной, нравственной, гармоничной и эстетически развитой творческой личности средствами актёрского мастерства.
Задачи программы
• Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся посредством знакомства их с деятельностью организатора досуговой деятельности.
• Развитие творческих возможностей, обучающихся и активизация их социально-профессиональных навыков
• Получение обучающимися первоначальных представлений о профессии – организатор досуговой деятельности
• Развитие эстетических качеств личности и эстетического вкуса
• Овладение навыками общения и коллективного творчества
Для решения поставленных задач используются следующие методы
• репродуктивный (вербальный и невербальный)
• проблемно – поисковый
• креативный (творческий)
Раздел «Массовые игры» предваряет раздел «Основы актерского мастерства» и тесно взаимосвязан с другими учебными темами программы.
Основу практической части предмета составили народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предполагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются путем игровой методики. В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
доступность занятий для всех желающих
внимательное отношение к личности обучающегося, побуждение его к творчеству
возможность самовыражения, самореализации, инициативности
уважение и соблюдение прав ребёнка
доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров
всестороннее развитие обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей
создание необходимых условий личностного развития детей и подростков, их адаптация к современным условиям жизни, к современному обществу.
По программе могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и дети-инвалиды. Цель педагога – успешно интегрировать таких детей в обычный детский коллектив, дать им знания, умения и навыки, предусмотренные программой, помочь успешно адаптироваться в клубе, социализироваться в современных условиях. Для таких детей педагог разрабатывает индивидуальный дидактический материал. В объединении ребенок-инвалид занимается совместно с одним из родителей. Родитель в списочный состав объединения не входит. В объединение ребенок принимается на основании справки-допуска от педиатра.
Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразова-тельной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в игровых технологиях и элементах актёрского мастерства, развивать общую культуру личности, культуру общения
Содержание программы призвано содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В группах занимаются дети с разным уровнем способностей.
Зачисление в группы проводится происходит в свободной форме, в группе могут заниматься дети разных возрастов по заявлению родителей или иных законных представителей.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей с 6 лет. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей.
В группах предусматривается занятия детей с ОВЗ. Для обучающихся с ослабленным зрением используются наглядные пособия более крупного размера, для учащихся с ослабленным слухом используются аудиозаписи более громкого звучания. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата используется индивидуальный маршрут обучения
Формы и режим занятий
– учебное занятие (групповые, в малых группах, индивидуальные, ролевые и деловые игры, тесты и упражнения, решение задач, творческие, игровые и контрольные задания.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Расписание составляется ежегодно, утверждается директором образовательного учреждения
В осенние и весенние каникулы занятия проводятся в обычном режиме по расписанию, воспитательные мероприятия проводятся по плану каникул. В летний период обучающимся предоставляется возможность отдохнуть в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, принять участие в проекте «Дворовая практика», прогулочных группах.
В процессе реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для обучающихся организуются и проводятся досугово-массовые мероприятия по плану педагога. В условиях занятий элементы различных разделов переплетаются.
Данная программа предусматривает корректировку содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т. д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат Способы определения результативности
1. Сформированы -исполнительские умения и навыки:
• Свободное владение приемами игры
• Свободное проведение игровых программ
• Эмоциональное исполнение Экспертная оценка
2. Наличие художественного вкуса:
• Умение видеть прекрасное
• Умение отличать подлинную культуру от псевдокультуры • Педагогическое наблюдение
• Анализ результатов творческой деятельности обучающихся
3. Сформированы духовно-нравственные основы личности ребенка:
• Уважительное отношение к национальным ценностям страны
• Личностные отношения к национальной культуре
• Навыки деятельности в коллективе • Педагогическое наблюдение
• Диагностика уровня воспитанности
• Диагностика личностного роста
• Анализ результатов коллективных выступлений и конкурсов
К концу обучения формируется дружелюбная социально активная личность подростка, обладающая организаторскими способностями, лидерскими качествами, способная к самореализации в процессе организации досуга и социально значимой деятельности.
1 год обучения
• Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно
• Управлять своим вниманием
• Уметь строить простейший диалог, работать в коллективе;
• работать в паре, малой группе;
• с помощью педагога строить свое выступление;
• средства общения (вербальные и невербальные);
• работать в коллективе, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
2 год обучения
• Культура восприятия реакции зрителей
• Овладение навыками типичной манеры поведения
• Навык правильного дыхания и сознательного управления речевым аппаратом
• с помощью театральных игр, этюдов и упражнений совершенствовать двигательный аппарат воспитанников;
• Развитие внимания, воображения, памяти; умение владеть своим телом; умение взаимодействовать с партнёрами.
• Овладеть знаниями
- о видах игровой деятельности и формах игровых программ
- о методике разработки игровых программ
3-й год обучения
– закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
5. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Правила ТБ, инструктаж
2. Основа сценической речи, Речевой тренинг
- Речевой аппарат и забота о нем
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях
- Дикция, Скороговорки, Речевые упражнения с движением
- Произношение гласных и согласных звуков
- Работа над текстом (монологи, этюды, сценки.)
3. Основа сценического движения:
- Упражнения на координацию движения, Поза, жест
4. Основы актё рского мастерства: ктёрский тренинг
Игры, упражнения на развитие актерского внимания и зрительной памяти
Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.
Упражнения на развитие чувства ритма
Упражнения на коллективную согласованность
Культура речи и общения
Умение слушать и слышать
5. Искусство грима
6. Методика игровой деятельности
Формы и виды игр
Подвижные игры
Народные игры
Игры с разделением на команды
Игры с выбором водящего
Игры – эстафеты
Игры – поединки
Малоподвижные игры
Аттракционы
Игры с эстрады
Музыкальные игры
Анимационные танцы
Изготовление реквизита
Работа над пьесой, программой, сценарием
Мероприятия и концертные выступления
Художественное чтение
Концерт-просмотр, зачёт, промежуточная аттестация
6.2. ФОРМЫ текущего КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля:
• Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)
• Выставление оценки, суммирующие работу учащегося на контрольно-зачетном занятии по отдельным контрольным заданиям (способность выполнить и объяснить правильность выполнения упражнений, активность при изучении нового, качественного усвоение пройденного)
• участие в спектаклях, конкурсах, фестивалях, концертах
Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного творчества
Форма аттестации – контрольно-зачетное занятие, концертное выступление, участие в конкурсах, фестивалях, концертах, открытые занятия для родителей. в форме отчетного спектакля, концерта в конце учебного года.
Периодичность – 2 раза в год (по полугодиям).
Система оценивания: - зачетная система (открытые занятия для родителей контрольное занятие, участие в спектаклях, конкурсах, фестивалях, концертах)
Формы и методы оценки результатов обучения.
1. Открытые занятия.
2. Контрольный срез на знание театральных терминов.
3. Творческие рассказы на тему «Театр моей мечты»
4. Промежуточная аттестация в форме зачетного занятия
Формы и методы контроля
Разработка творческого проекта
Культура восприятия реакции зрителей Тематический
Овладеть знаниями
- о видах игровой деятельности и формах игровых программ
- о методике разработки игровых программ
Тематический
персональный Зачёт
Творческое задание
Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей программой «Ландрин» проходит через промежуточную аттестацию учащихся, которая проводится на основании положения «О промежуточной аттестации учащихся». Промежуточная аттестация учащихся проводится 2 раза в год (декабрь, май) в форме зачётов, выполнения творческих заданий, организации и проведение детьми досуговых мероприятий.
1 год: Проверяются: умение проведения игр, память,
2 – 3год: Проверяются: какие теоретические и практические навыки сохранились у ребёнка после 1 (2) года обучения, умение проведения игровых программ
Результаты оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы детьми
низкий
средний
высокий
6.3. Планируемые результаты, способы фиксации и демонстрации результатов освоения программы обучающимися
Способы фиксации
Формы демонстрации
6.4. Условия реализации программы
В процессе реализации программы используются следующие методы и приемы:
Метод передачи знаний
Метод наблюдения
Экспериментальный метод
Метод интроспективного анализа
Метод творческого самовыражения
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Наблюдение.
Игровые виды и формы проверки знаний обучающихся. Их характеристика
Способы создания игровых ситуаций на семинаре.
"Живая газета" - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу "одной строкой". Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись.
"Аукцион"
Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем.
Тест
Викторина
Для закрепления и повторения материала на занятии можно использовать такую игровую проверку знаний как викторина.
Опросник изучения познавательной активности учащихся
Самооценка
Модификация методики Дембо-Рубинштейн
1. Методика “Изучение переключения внимания”
2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова)
4. Методика “Изучение логической и механической памяти”
5. Методика “Исключение лишнего”
Методика “Дорисовывание фигур”
7. Методика “Если бы ты был волшебником.
8. Методика “Цветик-семицветик”
9. Методика “Радости и огорчения” (методика незаконченных предложений)
10. Методика “Кем быть?”
11. Методика “Мой герой”
12. Методика “Выбор”
13. Методика “Составление расписания на неделю”
14. Методика “Неоконченные предложения” М. Ньюттена в модификации А. Б. Орлова
Обработка и анализ результатов.
В комплекс речевого тренинга входят специальные упражнения:
Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в вокальном исполнении.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.
Контрольные задания для выявления уровня развития обучающихся
Тема Задания
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
1 Основа сценического движения Основы сценического движения.
2 Основа сценической речи «Игровые программы». Москва. 2003г.
3 Основы актёрского мастерства
4 Культура общения «Играем всей семьёй». Москва. 2001г.
5 Искусство грима
6 Методика игровой деятельности
7 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. «Знания, умения, навыки» (тестирование)
II. «Мотивация к знаниям» (анкетирование)
III. «Творческая активность» (наблюдение)
IV. «Достижения» (результативность работы
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
9. Литература