Надежда Шамсодинова
Дополнительная общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Моя вселенная»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Во Вселенной полно сказочных вещей,
которые терпеливо ждут,
когда мы обратим на них внимание.
Иден Филлпотс
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В ту же очередь интерес людей не угасает к проблемам космоса. Космос до сих пор остается неизведанным, неизученным до конца. Отрадно, то, что, несмотря на свой юный возраст, дошкольники тем не менее проявляют интерес в вопросах внешнего и внутреннего строения Земли, Солнца, Луны, звездах, и т. д.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа эколого-биологической направленности „Моя вселенная“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, развитие у воспитанников представлений о Солнце и Солнечной системе, о Луне – спутнике Земли, ознакомление с понятиями «вселенная», «планеты», «кометы и метеориты», «космонавты»; ознакомление с историей освоения космоса; расширение и углубление представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подведение к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитание интереса к своей планете Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Актуальность программы состоит в использовании астрономического материала в дошкольной подготовке детей как процесса элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Актуальность еще составляет и в том, что в 2016 году в России отмечался 55-летний юбилей, посвященный первому полету человека (нашего космонавта Юрия Гагарина) вокруг планеты Земля, и в том, что в честь этого события Роскосмос официально объявил 2016-й год "Годом Юрия Гагарина". Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Цель данной программы (для детей 5-6 лет) – формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе; создание условий для развития познавательной активности старших дошкольников, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Основные задачи (для детей 5-6 лет)
1. Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной. 2. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.
3. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)
4. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. Воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.
6. Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
7. Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию и к дальнейшей реализации интересных «космических» построек, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей; к придумыванию композиций и содержания рисунка, используя характерные особенности предметов космической тематики (звезды, звездное небо, кометы, роботы, луноход, роботы космические корабли и космонавтов – фигурки человечков в скафандрах); к лепке по представлению, воплощению своего замысла в лепке; к умению создания аппликационных композиций.
[
Дети принимаются на свободной основе.
Срок реализации данной программы 1 год, общий объем 30 занятий.
Основными формами образовательного процесса является беседа (дискуссии) и игра, другие формы работы: просмотр презентаций и видеофильмов на интерактивной доске, чтение художественной литературы, конструирование (ручной труд, лепка, рисование, прослушивание аудиозаписей, использование наглядных и методических пособий, сюжетных картинок, опытническая деятельность, участие детей в тематических мероприятиях.
Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Вселенная» предусматривает занятия с детьми 1 раз в неделю по 25 – 30 минут. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.
Ожидаемые результаты:
-Показ детьми на картинках Землю, Солнце, Луну.
- Перечислить основные отличия Земли от Солнца и Луны, Луны от Солнца и Земли, Солнца от Земли и Луны.
-Называть некоторые виды животных и растений.
- Знать об основных правилах уважительного и бережного отношения к Земле и ее богатствах.
-иметь элементарные представления о Солнце, как о самой большой и яркой звезде в Солнечной системе;
-иметь представления о роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле;
-иметь представления о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях; -иметь представления об освоении космоса людьми; об истории его освоения;
-знать о роли для космонавтики Юрия Гагарина;
-проявляет интерес к окружающему миру и познавательную активность;
-способен поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности «Моя Вселенная»
• - Педагогическая диагностика развития ребенка;
• - Открытые занятия-мероприятия;
• - Выступления на детских праздниках, конкурсах и фестивалях.
Учебно-тематический план на старшую возрастную группу.
Сентябрь
Тема месяца. «Знакомство с кратким содержанием темы «Моя Вселенная» Цель. Экскурсия по групповой комнате, рассматривание панно «Этот удивительный космос», иллюстраций, слушание рассказа воспитателя по теме «Космос».
«Художественное творчество» (конструирование) - «Наш космический корабль». «Ракета».
Задачи:
1. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление (сам космический корабль сооружается из большой картонной коробки; сопла делаются из обрезанных пластиковых бутылок, огонь из сопел - цветная бумага, нос корабля - также фрагмент пластиковой бутылки; корабль украшается надписями и рисунками на его бортах);
2. Умение работать коллективно, распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы.
Октябрь
Тема 1. «Моя Земля».
Цель. Показать детям модель Земли в уменьшенных размерах (глобус). Рассказать о цветах, раскрасивших нашу Землю (голубой – вода, зеленый – деревья, коричневый – горы).
Тема 2. «Исследуем Землю».
Цель. Познакомить детей с загадками о Земле. Познакомить с правилами и условиями дидактической игры «Исследуй Землю». Продолжать воспитывать в дошкольниках интерес к настольно-печатным играм.
Тема 3. «Ты нам космос расскажи».
Цель. Познакомить с речевой игрой «Космонавты».
Игра "КОСМОНАВТЫ"
В группе или зале раскладываются обручи- ракеты.
Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Играющих на несколько человек больше чем мест в ракетах. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полёту: ЖДУТ НАС БЫСТРЫЕ РАКЕТЫ
ДЛЯ ПОЛЁТА НА ПЛАНЕТЫ
НА КАКУЮ ЗАХОТИМ
НА ТАКУЮ ПОЛЕТИМ! НО В ИГРЕ ОДИН СЕКРЕТ
ОПОЗДАВШИМ МЕСТА НЕТ!
Дети разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись друг другу спинами и затылками. По команде: "ВЗЛЁТ!"- космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся у ракет дети оценивают самую красивую позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные игроки, совершившие наибольшее число полётов.
Предложить детям рассмотреть цветные иллюстрации на космическую тематику. Обогатить словарный запас дошкольника.
Тема 4. «Обобщение».
Цель. Закрепить пройденный материал с помощью прочтения воспитателем стихотворений и загадок о Солнце, Луне, звездах, месяце, планете Земле и демонстраций иллюстраций.
Ноябрь
Тема 1. «Солнышко теплое, лучистое».
Цель. Предложить детям рассмотреть фотографии солнца с разных ракурсов. Познакомить с краткой характеристикой о Солнце – как о самой яркой и большой звезде в Солнечной системе. Предложить детям нарисовать восковыми мелками портрета Солнца.
Тема 2. «Солнышко – это звезда?»
Цель. Продолжать знакомить детей с характеристикой о Солнце. Прочитать детям стихотворение Р. Алдонина «Что такое звезды?» Продолжать учить детей отгадывание загадки.
Проведение с детьми подвижной игры с дидактической направленностью
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Стимулировать познавательную активность, умение применять ранее полученные знания.
Речевое развитие:
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников, находить для этого различные речевые средства.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать у детей способность эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения;
формировать художественно-творческие способности;
Физическое развитие:
Формировать правильную осанку. Укреплять мышцы свода стопы (профилактика плоскостопия)
Развивать эмоционально – положительное отношение к закаливающим процедурам и желание осознанно их выполнять.
Закрепить представление о видах и способах закаливания.
Развивать двигательное творчество, потребность в двигательной активности; совершенствовать умение согласовывать свои действия с действием сверстника, действовать по сигналу.
Материал: шапочки – «Солнце», «Воздух», «Вода»; медальки с изображением различных видов закаливания (предметы для закаливания).
Правила игры:
1. Считалкой выбираются 3 ведущих «Солнце», «Воздух», «Вода».
2. Игроки становятся врассыпную, ведущие бегают между ними и собирают свою цепочку закаливания.
3. Действовать строго по сигналу. Бегать врассыпную не наталкиваться друг на друга, не размыкать руки, если цепочка распалась, команда получает фант.
4. Побеждает команда, которая правильно соберет цепочки закаливания, назовет виды закаливания и предметы, необходимые для данного вида закаливания.
Варианты игры:
1. Изменяется звуковой сигнал (свисток, музыка, хлопок).
2. Бег можно заменить на ходьбу (с приседанием, между предметами).
3. Музыку можно заменить на счет (прямой и обратный).
Ход игры
Воспитатель читает закличку на игру:
«Вы играть скорей идите, про закалку расскажите,
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть»
Воспитатель предлагает рассказать детям, что они знают о закаливании, его видах, значении для человека.
Выбирают 3 водящих - Солнце», «Воздух», «Вода» (надевают шапочки) с помощью считалки:
Все ребята знают, что закалка помогает.
Что полезны нам всегда: солнце, воздух и вода.
Остальные дети получают медальки с изображением видов закаливания (предметы для закаливания, размещаются правильно по группе (участку).
Под музыку «ведущие» бегут между предметами и игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, находят «свою картинку» берут его за руку и уводят за собой, двигаясь далее последний в цепочке присоединяет следующего игрока, и так до тех пор, пока не соберутся цепочки «солнечного закаливания», «водного закаливания», «воздушного закаливания».
Игроки должны повторить путь ведущих, не размыкая рук. Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания (прыжки, наклоны, приседание).
В конце игры выбирается лучшая цепочка закаливания, которая правильно выполнила движения, назвала виды закаливания.
Тема 3. «Что в небе живет?»
Цель. Продолжать наблюдать с детьми за солнышком на прогулке. Рассказать детям о восходе и закате солнышка. Объяснить детям, что солнышко – это источник тепла и радости. Познакомить детей с содержанием стихотворения Д. Гулиа «Солнце». Формировать интерес к неживой природе, давать возможность детям излагать свою мысль.
Тема 4. «Обобщение».
Цель. Выявить знания, что мы знаем о небе, что живет в небе, что с неба приходит к нам на землю. Семья солнца – планеты солнечной системы, далекое близкое небо, видимое невидимое, космос. Чтение сказки «Сказка о маленькой сказке» Юлии Бедренцевой. Воспитывать интерес к художественному слову.
Декабрь
Тема 1. «Ночная красавица –Луна».
Цель. Предложить детям рассмотреть фотографии с изображением Луны в разное время года. Познакомить с кратким содержанием материала о Луне – как о естественном спутнике Земли с одновременным использованием просмотра видео слайдов.
Тема 2. «Луна и Солнце».
Цель. Провести линии сравнения на модулях Луны и Солнца. Работа с родителями. Изготовление шаблонов Луны и Солнца.
Тема 3. «Обобщение». Наблюдение, по возможности, с родителями за луной в ночные и вечерние время суток.
Проведение опыта «Кратеры на Луне» воспитателем с детьми.
Дети узнали при проведении данного опыта о реакции соды с уксусом. Нам понадобилось: блюдо с содой (это Луна, уксус (у нас 5%, красители (добавили в уксус, пипетка. Использование пипетки — это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то еще не должно разлиться, то и аккуратности. Начинаем делать кратеры. Набранную каплю уксуса добавляем в горстку соды, в результате чего наблюдается шипение и пузырящие капли. (другими словами кратеры). Дети наблюдают за этим действием с большим интересом. Также уксус можно окрасить и разного цвета красителем. Вот это восторг!
Источник: http://www.millionairekids.ru/detyam-o-lune/
Январь
Тема 1. «По следам изведанного… Солнце, Луна и Земля».
Цель. Познакомить детей с новой дидактической игрой «Назови и покажи». Предложить детям с помощью гуаши, пластилина, различного вида крупы составить панно звездного неба. Работа с родителями: изготовление книжек-малышек «Наш дом – Земля».
Тема 2. «Это звездное небо».
Цель. Познакомить детей с новой дидактической игрой «Покажи, где что» на закрепление понятий и их местонахождений в Солнечной системе небесных тел. Работа с трафаретами, карандашами «Раскрась все, что хочешь». Предложить детям принять дальнейшее участие в составлении панно звездного неба. Работа с родителями: изготовление книжек-малышек «Наш дом – Земля».
Февраль
Тема 1. «Планета заболела»
Цель. Дать детям основные экологические знания. Воспитывать в детях желание быть милосердными, любить и беречь живую и неживую природу.
Тема 2. «Природные богатства Земли».
Цель. Воспитывать в детях желание бережно использовать богатства Земли, уважительно относиться к природным ресурсам. Чтение рассказов из альбома «Жалобная книга природы», рассказа «Жила-была речка».
Тема 3. «Опытническо-исследовательская деятельность».
Цель. Проведение опытов с водой и почвой.
Опыт 1 «Что это такое?»
У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая ее палочкой.
-Что вы увидели? (Камешки, песчинки, веточки и др.)
Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, либо по составу).
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
-Как вы думаете, что еще может находиться в земле? (предложения детей).
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.
Опыт 2. «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность).
-А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами).
Вывод: в земле содержится воздух.
Опыт 3. «Есть ли в земле вода?»
Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стеклышко.
-Что происходит со стеклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: в земле содержится вода. Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.
-Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу-вверх? (вода смачивает землю)
Капните воду сверху в отверстие трубочки.
-Что увидели? (земля пропускает воду вниз).
Вывод: земля смачивается водой.
Тема 4. «Обобщение».
Цель. Повторить и закрепить пройденный материал. Рисование на свободную тему.
Март
Тема. 1. «На нашей планете живут трава, цветы, деревья».
Цель. Предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев, цветов. Предложить детям понаблюдать за деревьями (липа, ель, рябина, сосна, береза) на прогулке. Вывод. Для роста любых растений необходимы условия (свет, вода, тепло).
Тема 2. «Цветы – живая природа».
Цель. Предложить детям с помощью викторины «Какие цветы мы знаем?» проверить свои знания и представления о цветах (колокольчик, ромашка, одуванчик, роза). Предложить детям совместно со взрослыми провести посадку цветущей рассады и в дальнейшем за ней ухаживать.
Тема 3. «Творческая работа».
Цель. Предложить детям внести свою индивидуальную и самостоятельную задумку в составлении панно «Этот удивительный зеленый мир».
Тема 4. «Превращения в живой природе».
Цель. Предложить детям понаблюдать за весенним небом, за таянием снега, появлением почек и т. д. Предложить детям провести умозаключения, сделать свои выводы.
Провести опыт со снегом. «Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Апрель
Тема 1. «Дикий мир природы планеты Земля».
Цель. Продолжать в ходе беседы с показом иллюстраций на слайдах знакомить детей с многообразием дикой природы (лось, медведь, заяц, волк, лиса, белка, еж, тигр, слон, черепаха). Рассказать о уникальности того или иного животного, о его роли и месте в природе. Воспитывать интерес и уважительное отношение к живой природе. Расширение кругозора у детей.
Тема 2 «Музыкально-художественное творчество».
Цель. Провести совместную работу с родителями в изготовлении книжек-малышек о диких животных под общим названием «Послушайте, о ком сейчас я вам расскажу». Предложить детям послушать звуки живой природы.
Тема 3. «Дикий мир природы планеты Земля».
Цель. Предложить детям настольно-дидактическую игру «Пятый лишний».
Цель игры: Развивать умение классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры: 1. Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.
2. Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.
3. Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.
3. Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.
Тема 4. «Обобщение».
«Художественное творчество» (рисование) «Путь к звездам».
Задачи:
1. учить рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа тушью или гуашью;
2. закреплять навыки работы с гуашью;
3. умение изображать звездное небо, его вид в безвоздушном пространстве с помощью приема набрызга; изображать ракету в полете, характерные особенности космического корабля;
4. учить продумывать композицию и содержание рисунка; использовать пространство переднего и заднего плана.
Май «Занятие-повторение и обобщение».
Цель. 1. Закрепить и обобщить знания о Солнце, Земле, Луне. 2. Закрепить правила работы с макетом Земли. 3. Дидактические игры. 4. Подвижные игры. 5. Прослушивание и беседа по услышанному «Мир вокруг нас»
• Как называется планета, на которой мы живем?
• Как называется ближайшая к нам звезда?
• Что такое Солнечная система?
• Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
• Какую планету называют красной? Почему? Какая она по счету?
• Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
• Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
• Вспомните считалку про планеты!
• Что вы знаете о Земле?
• Расскажите о животном и растительном мире нашей планеты!
• Кто был первым космонавтом Земли?
• Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
• Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
Использованная литература.
1. Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников. - М. : ИСАР, 1998
2. Демонстративный и иллюстративный материал из цикла «Расскажи детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду и дома».
3. Природа за моим окном. – М., 2005 4.! Звезды. Рассказы о Гагарине» Юрий Нагибин.
4."Космос" из серии "Узнай мир";
5. Ю. Яковлев "У Юрия Гагарина";
6. О. Скоролупова "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Покорение космоса";
7."Большая энциклопедия дошкольника для детей от 5 лет";
8. Т. Нуждина "Энциклопедия для детей. Чудо-всюду. Мир вещей и машин".