Наталья Писаренок
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьюша»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Программа «Компьюша» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой технической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности „Компьюша“» размещена в разделах
1.2. Актуальность данной программы заключается в том, что привитие детям старшего дошкольного возраста учебных умений в пользовании компьютерной техникой позволит обеспечить развитие их познавательных процессов и пополнить знания об окружающем мире.
1.3. Назначение программы :
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
1.4. Целью программы является развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей и познавательной мотивации дошкольников посредством компьютерных игр.
1.5. Программа, несмотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает опережающую работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.7. По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей способности деятельности.
1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей об области знаний, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине, формирование предметных учебных умений в этой области знаний, основ личностных и метапредметных универсальных учебных действий, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.9. По уровню освоения программа является базовой, формирующей знания и предметные учебные умения в предусмотренной ею области знаний и основы личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
1.10. Исходной теоретической основой программы является положение о комплексном развитии ребёнка на основе его возрастных особенностей и широкого диапазона интересов и потребностей.
1.11. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, дающем возможность в процессе игры прививать детям предметные учебные умения в работе с компьютером, развивать у них логическое мышление, внимание и память, что позволит им в будущем легче усваивать основную образовательную программу начального общего образования.
1.12. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возраст, область интересов, уровень интеллектуального развития, личностно-психологические типы и уровень здоровья детей.
1.13. Срок реализации программы :
программа рассчитана на один год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов.
1.14. Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут;
принимаются дети, посещающие старшую (подготовительную) группу дошкольных образовательных учреждений и свободно посещающие дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.15. Возраст обучающихся: 6 – 7 лет.
1.16. Организационная форма обучения – индивидуальные аудиторные учебные занятия.
1.13. Формы занятий: программа реализуется через аудиторные учебные занятия, направленные на формирование основ личностных и метапредметных универсальных учебных действий и предметных учебных умений.
1.14. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
1.15. Формы подведения итогов реализации программы :
1) текущий контроль
в процессе проведения каждого учебного занятия для закрепления теоретического материала и формируемых предметных умений по изучаемой теме;
отслеживание уровня освоения теоретического материала и овладения формируемыми предметными учебными умениями после изучения определённого раздела;
2) итоговый контроль в форме мониторинга уровня освоения теоретического материала и уровня овладения предметными учебными умениями по всему курсу.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать учащимся представление:
о роли компьютерной техники в развитии познавательных интересов и пополнении знаний об окружающем мире;
о безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичных приёмах работы с компьютерной техникой;
о компенсирующих при работе с компьютерной техникой физических упражнениях.
2. Научить учащихся:
умению выполнять на компьютере основные операции;
ориентироваться в предложенных программой заданиях.
3. Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности и познавательную мотивацию посредством компьютерных игр.
4. Расширить знания об окружающем мире.
5. Воспитывать инициативу и творческий подход к выполнению заданий.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения и
универсальные учебные действия
Содержание программы направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста
предметных знаний:
о роли компьютерной техники в развитии познавательных интересов и пополнении знаний об окружающем мире;
о рабочем столе компьютера и его основных элементах (монитор, клавиатура, мышь, системный блок, кнопка «Пуск», безопасное выключение);
о правилах безопасности для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата при работе с компьютерной техникой;
о компенсирующие физические упражнения при работе с компьютерной техникой;
предметных умений:
знание основ устройства компьютера и алгоритмов работы на нём;
умение искать детские игровые программы;
умение решать различного рода головоломки, ориентироваться в предложенных развивающих заданиях и принимать нестандартное решение;
знание техники безопасности при работе с компьютером.
Программа предусматривает опережающее формирование у них основ следующих универсальных учебных действий:
1) личностных, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами;
умение ориентироваться в межличностных отношениях.
2) регулятивных, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже ему известно и им усвоено, и того, что ещё неизвестно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3) познавательных, включающих:
самостоятельное формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием компьютера;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы;
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4) коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут :
1) иметь представление:
о роли компьютерной техники в развитии познавательных интересов и пополнении знаний об окружающем мире;
о безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичных приёмах работы с компьютерной техникой;
о компенсирующих физических упражнениях.
2) знать:
назначение компьютера;
основы строения компьютера : рабочий стол и его основные элементы (монитор, клавиатура, мышь, системный блок, кнопка «Пуск», безопасное выключение);
правила безопасности для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата при работе с компьютерной техникой;
компенсирующие физические упражнения при работе с компьютерной техникой;
3) уметь
выполнять основные действия с компьютером : запускать компьютер и программы, работать с алфавитной и цифровой клавиатурой, выключать программы и компьютер;
ориентироваться в предложенных программой заданиях;
4) применять компьютер для приобретения основных навыков работы с ним и расширения знаний об окружающем мире посредством компьютерных игр;
5) иметь первоначальный опыт работы по выполнению предложенных заданий с визуальной и звуковой информацией.
Освоение учащимися программы приведёт к формированию у них следующих обобщё нных умений уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
5. Учебно-тематический план
Тема
Кол-во
часов В том числе на
теоретические занятия практические занятия
Компьютерная азбука 3 3
Текущий контроль 1 1
Учимся работать на компьютере 5 5
Текущий контроль 1 1
Развиваемся с компьютером 24 24
Итоговый контроль 2 1 1
Итого 36 5 31
6. Содержание образования
Компьютерная азбука (3 часа). Знакомство с компьютером. Правила работы за компьютером. Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок. Дополнительные устройства : колонки, наушники, принтер, сканер, фотоаппарат.
Текущий контроль(1 час) Знание правил работы за компьютером, основных составляющих и дополнительных устройств компьютера.
Учимся работать на компьютере (5 часов). Рабочий стол. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь. Работа с клавиатурой. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура. Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью. Программа. Запуск программы. Выключение программы. Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.
Текущий контроль(1 час). Выполнение практического задания «Я- пользователь компьютера».
Развиваемся с компьютером (24 часа). Игры и задания для развития: внимания «Найди различия», «Найди букву», зрительной и графической памяти «Написание букв», навыков простого счета и чтения «Соедини цифры по порядку», навыков распознавания цветов и геометрических фигур «Геометрическая фигура и её цвет», логического, образного и ассоциативного мышлений «Пазлы», «Лабиринт», «Собери фигуру», «Равно, неравно», «Больше, меньше».
Итоговый контроль(2 часа) Мониторинг уровня овладения практическими умениями и навыками.
7. Методическое обеспечение
Программа предусматривает освоение детьми компьютерных игр, способствующих развитию их познавательной активности и побуждающих к активному пополнению знаний об окружающем мире. Такой подбор содержания образования позволяет развивать у детей психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность, так как эти игры, как и во всякой творческая деятельность, требует от ребенка активизации его мышления, сообразительности, находчивости, умения анализировать и рассуждать.
Так как дети, как правило, с большим интересом много раз играют в одну и ту же игру, у них укрепляются память и навыки. А постановка перед ними от занятия к занятию различных дидактических задач поможет им овладеть определенным объёмом знаний и умений. Начавшийся формироваться в процессе игры интерес к учебной деятельности постепенно сместится на учебную мотивацию.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, на занятиях с использованием компьютера у детей с успехом достигается формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что является важным моментом их подготовки к овладению письмом.
И хотя ещё использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста остаётся нетрадиционной методикой, с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
Основной формой реализации программы являются индивидуальные занятия. Большая их часть занятий носит комплексный характер. Такие занятия включают учебно-игровую практическую и теоретическую работу.
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
8. Материально-техническое оснащение
Для эффективной организации и проведения работы по данной образовательной программе необходимо иметь :
1. Техническое оснащение :
персональные компьютеры,
принтер,
настольные лампы.
2. Методические материалы, пособия, рекомендации:
Правила техники безопасности при работе с компьютером (для каждого).
Журнал учёта проведения инструктажа по ОТ.
Компьютерные игровые программы.
3. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек
4. Доступ к информационно-коммуникационным сетям