Галина Ханова
Театр, в Котором играют дети Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
4. Ожидаемые результаты
5. Учебно-тематический план
6. Содержание образования
7. Методическое обеспечение
8. Материально-техническое оснащение
9. Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Публикация «Театр, в Котором играют дети Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1.1. Программа «Театр, в котором играют дети» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программы заключается в том, что предусмотренное ею целенаправленное освоение основ театрального искусства позволит осуществлять всестороннее развитие личности и её нравственное и эстетическое воспитание.
1.3. Назначение программы :
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
1.4. Целью программы является обучение учащихся основам театрального искусства для развития их творческих способностей, формирования навыков актерского мастерства и социализации.
1.5. Программа, не смотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает опережающую работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.7. По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной, развивающей способности и коррекционной деятельности.
1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование предметных учебных умений по этой дисциплине, основ универсальных учебных действий, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные учебные умения в предусмотренной ею области знаний и основы универсальных учебных действий.
1.10. Исходной теоретической основой программы является положение о развивающих возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста.
1.11. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование навыков коллективного творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
1.12. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
1.13. Срок реализации программы :
программа рассчитана на один год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов.
1.14. Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.15. Возраст учащихся: 6 – 7 лет
1.16. Количество учащихся в группе: не более 15 человек.
1.17. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.18. Формы занятий: программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются :
теоретические и практические занятия;
групповые и индивидуальные занятия.
1.19. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
1.20. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формируемых умений;
итоговый контроль в режиме реализации программы без специально отведённого времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в мини-спектаклях для родителей, сверстников и младших детей.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дать начальные знания о театре : истории его возникновения, назначении, различных направлениях театрального искусства, основах актёрского мастерства.
2. Выявлять и развивать творческие способности учащихся, формировать элементарные основы умений и навыков театрального артиста с последовательным прохождением каждым пути от этапа подготовки до постановки готового спектакля.
3. Развивать творческие способности, наблюдательность, фантазию и воображение, эмоциональность, внимание и память, развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, эмоциональность.
4. Формировать партнерские отношения в группе, учить общению, взаимному
уважению, взаимопониманию воспитывать способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование следующих
предметных знаний:
о роли сценического действия как основы актёрского творчества;
о видах театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
о главных и второстепенных событиях в действии;
о сюжете и содержании театральной постановки;
о характере и эмоциональном состоянии героев;
о местонахождении действующего лица в каждый отдельный момент постановки;
о сценическом пространстве.
предметных учебных умений:
знание видов театра, понимание их специфики;
умение различать характер и эмоциональные состояния героев и высказывать своё отношение к ним;
умение узнавать и воспринимать театральные постановки;
умение различать сюжет и содержание театральной постановки;
умение видеть проявления прекрасного в театральных произведениях;
умение высказывать своё суждение о театральных произведениях.
Программа предусматривает опережающую работу по формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут :
1) иметь представление:
о театре как виде искусства;
2) знать:
роль сценического действия как основы актёрского творчества;
виды театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
3) уметь:
определять главные и второстепенные события в действии;
различать сюжет и содержание театральной постановки;
различать характер и эмоциональные состояния героев;
делать текст «своим»;
слушать партнёра, понимать и оценивать его слова и поведение;
определять место нахождения действующего лица в каждый отдельный момент;
владеть сценическим пространством;
4) применять:
полученные знания и учебные умения на практике;
5) иметь опыт:
участия в мини-спектаклях для родителей, сверстников и младших детей.
Освоение учащимися программы приведёт к формированию у них следующих обобщё нных умений уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
Освоение учащимися программы приведёт к формированию у них следующих обобщё нных умений уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
5. Учебно-тематический план
Наименование темы Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие. 1 1
2. Общие сведения о театре 6 6
3. Мини-сценки, мини-спектакли 27 27
4. Итоговое занятие 2 2
Итого 36 7 29
6. Содержание образования
Водное занятие. Техника безопасности. (1 час)
Увлекательный мир театра. Знакомство с планом работы, целями и задачами кружка. Правила поведения в объединении и техника безопасности.
Общие знания о театре (6 часов) Театр-экспромт. Основы сценической речи. Понятие мимики и жестов Основы сценического движения. Артикуляционная гимнастика. Импровизация под музыку.
Мини-сценки, мини-спектакли (24часа)
Знакомство с формами мини-спектаклей и мини-сценок. Знакомство с биографией и произведениями А. Барто
Мини-сценка «Мячик» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Бычок» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Лошадка» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Грузовик» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Ути-ути» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Воробей» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Мишка» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Слон» А. Барто.
Чтение текста. Утверждение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Мини-сценка «Помощница» А. Барто.
Чтение текста. Распределение ролей. Заучивание текста. Репетиция мини-сценки. Изготовление костюмов и декораций. Показ мини-сценки.
Итоговое занятие
Подготовка к показу. Проверка готовности всех компонентов. Прогон спектакля для итогового концерта.
Итоговый контроль Участие в отчётном концерте «Мы – маленькие актёры!».
7. Методическое обеспечение
В процессе реализации программы должна создаваться положительная
познавательная мотивация детей в данном виде деятельности. Для стимулирования повышенной работоспособности и активизации индивидуального участия в её освоении детям необходимо предоставлять право на равноправное участие в творческой деятельности и выбор любой роли.
Основной формой занятий является игра, которая позволит не только улучшить качество работы, но и давать выход избыточной энергии детей, предоставить им возможность удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке.
Необходимым условием успешной реализации программы является выявление способности детей к рисованию, танцам, музыке, что поможет распределить среди них обязанности, соответствующие их способностям и возможностям: кто хорошо рисует, тот делает эскизы декораций, музыканты подберут и разучат музыкальное произведение и т. д.
Серьёзное внимание необходимо уделять сценическому тренингу (различным играм и упражнениям, способствующим выработке определённых актёрских навыков). В основу всех упражнений должны лечь предлагаемые обстоятельства (события, ситуации, взаимоотношения действующих лиц) мини-сценок, предусмотренных программой.
8. Материально-техническое оснащение
Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально-техническое обеспечение:
1) Помещения для занятий и хранения костюмов.
2) Набор театральных костюмов.
3) Комплекты вещей и оборудования, необходимые для спектаклей.
4) Наборы цветной бумаги, карандашей, красок.
5) Методические разработки.
6) Аудио- и видеотехника, телевизор.
7) Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
8) Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
9. Литература
1. Барто А. Л., Я выросла. – Смоленск:Русич, 2005. -64с. :ил. – (Для самых маленьких)
2. Домашние детские праздники [текст] / авт. -сост. М. С. Зимина. – М. : АСТ; ВТК, 2008. – 252, [4] с. : ил.
3. Карпенко Т. М. По страницам любимых сказок [Текст]/ Т. М. Карпенко // Школьные игры и конкурсы. – 2010. – № 11. – с. 3
4. Самый весёлый детский праздник для любимых девчонок и мальчишек. / [текст] – М. : Эксмо, 2008. – 224 с. – (Праздники в каждый дом).
5. Советская детская литература. Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. Под редакцией В. Д. Разовой. М. : «Просвещение», 1978. – 496 с.
6. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 – 7 лет. / [текст] / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозаика-Снтез, 2007. – 144 с. : цв. вкл.