Римма Шумкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Москвы «Школа №773 «Центр Образования «Печатники»
Принята на заседании педагогического совета …
от «___»___2016г.
Протокол № ___ УТВЕРЖДАЮ
Директор …. …
___(А. С. Соловьёв)
«___»___2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень программы: начальный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Шумкова Римма Азатовна
воспитатель
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Волшебный завиток“» размещена в разделах
Москва – 2016
Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Волшебный завиток» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.
Квиллинг – это бумагокручение, из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых создают элементы различной формы, которые объединяют в красивые композиции. Этот вид искусства возник в Европе в 14-15 в. в., был распространен в Китае и Корее. Сейчас это модно направление в работе с бумагой, позволяющее создавать маленькие шедевры.
Программа создана на основе наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, их стремления и чувства служат материалом для создания системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе талант композиции, красивого сочетания цвета в работе, а также развивать моторику.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Курс предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка
Новизна программы заключается в использовании инновационной техники работы с бумагой и она дополнена элементами свободного творчества. Для программы разработаны, изготовлены и применены дидактические материалы, с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует успешному развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
• Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучение учащихся различным приемам работы с бумагой.
• Формирование умения следовать устным инструкциям.
• Ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• внимание, память, логическое и пространственное воображение.
• художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.
• Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.
Возраст обучающихся по программе:5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий:
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о квиллинге, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, обработку бумаги и оформление поделок. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа, 34 часа в год начиная с 1 октября. (время занятий включает 30 мин. учебного времени и обязательный 5-минутный перерыв).
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности, проводятся физкультминутки (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому
Численный состав группы – 10-12 человека
Формы проведения занятий
• практические занятия
• конкурсы
• выставки
• праздники
Методы проведения занятий
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, показ педагогом)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Методы работы с обучающимися на занятиях
• фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
• индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работ)
• групповой (организация работы в группах)
• индивидуальный (индивидуальное выполнение работы)
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей
• объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации)
• репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности)
• частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
• исследовательский (самостоятельная творческая работа)
Формами подведения итогов реализации программы являются:
• проведение выставок работ обучающихся (в объединении, в детском саду)
• участие в выставках детского прикладного и технического творчества разного уровня
• проведение родительских собраний
• мастер-классы для родителей
• открытые занятия
• составление фотоальбома выполненных работ
• творческие конкурсы,
• участие в мероприятиях разного уровня.
Виды и формы контроля ЗУН
• входной контроль (собеседование, анкетирование)
• текущий (викторины, контрольные задания, тестирования)
• периодический (по разделам или полугодия)
• итоговый (выставки, учебные проекты, конкурсы)
• диагностический
• визуально во время занятий
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
• должны научиться различным приемам работы с бумагой
• должны знать основные понятия и базовые формы квиллинга
• научатся следовать инструкциям, читать и зарисовывать схемы
• создавать изделия из основных форм
• пользоваться инструментами и схемами
• разовьют внимание, память, мышление, пространственной воображение
• разовьют творческие способности и фантазию
• разовьют мелкую моторику рук
• овладеют навыками культуры труда
• улучшат свои коммуникативные способности
• приобретут навыки работы с коллективом
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать:
• различные формы квиллинга
• основные свойства различных видов бумаги
• способы соединения и крепления бумаги;
• технику вырезания и скручивания бумаги
• теорию работы с бумагой разной фактуры в нетрадиционной техники бумагокручения
• правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями
• характерные особенности художественных изделий из бумаги.
Уметь:
• изготавливать различные формы квиллинга
• самостоятельно изготавливать изделия по схеме или рисунку
• правильно использовать инструменты в работе
• изготавливать творческие работы
• подбирать цветовую гамму;
• выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления бумажных заготовок;
• изготавливать сувенирные изделия из бумаги;
• работать в парах и коллективно
Основаниями для оценивания результатов обучения служат следующие параметры:
• знание и применение приемов работы с различными инструментами и материалами;
• знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
• знание базовых форм, используемых в квиллинге;
• умение создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) с использованием изученных техник;
• выработка основных навыков работы с бумагой, картоном;
• умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла и умение использовать инструкционные карты;
• правильно планировать свою работу;
• развитие аккуратности, терпения;
• развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление;
Формы подведения итогов реализации программы: (формы публичной презентации образовательных результатов программы).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в детском саду
• Участие в районных, Международных конкурсах творческих работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» НА 2016-2017 УЧ. ГОД
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ
Тема Теория Практика Всего
1. Вводный блок
1.1Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 0.5 – 0.5
2. Материал — бумага
2.1 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 0.5 _ 0.5
2.2 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 1 _ 1
3. Основные формы
3.1. Основные формы: «Капля», «Треугольник», «Долька» 1 1 2
3.2 Основные формы : «Квадрат», «Прямоугольник», 1 1 2
3.3Основные формы. : «Завитки» 1 1 2
3.4 Основные формы: «Спирали в виде стружки» 1 1 2
3.5 Основные формы: «Глаз», «Лист» 1 1 2
3.6 Основные формы: Полукруг» «Стрела» 1 1 2
4. Конструирование
4.1 Изготовление цветов – 2 2
4.2 Композиция цветов – 2 2
4.3 Открытка «Ирисы» – 2 2
4.4 Открытка «Валентинка» – 2 2
4.5 Поздравительная открытка – 2 2
4.6 Оформление фото рамки – 2 2
4.7. Цикл творческих работ – 6 6
4.8. Оформление итоговой выставки. _ 2 2
Всего 8 26 34
Содержание программы
1. Вводный блок
1.1 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями
2. Материал – бумага.
2.1 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Учитель рассказывает как родилась бумага, историю ее возникновения, о свойствах бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её свойствами (прочность, водопроницаемость)
2.2 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Учитель рассказывает об истории возникновения квиллинга.
3 Основные формы
3.1Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька” Учитель объясняет как правильно накрутить рол, о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. Знакомит с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
3.2 Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”. Учитель объясняет как правильно накрутить рол, о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Знакомит с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
3.3 Основные формы “завитки”. Учитель объясняет как выполняется форма «завиток». Дети самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
3.4 Основные формы “спирали в виде стружки”. Учитель объясняет как выполняется форма «спираль в виде стружки». Дети самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы. 3.5 Основные формы «глаз», «лист». Учитель объясняет как выполняется форма «глаз», «лист», показывает обозначение этих форм на схеме. Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «лист». Конструируют из этих форм.
3.6 Основные формы «полукруг», «стрела»
Учитель объясняет как выполняется форма «полукруг», «стрела», показывает обозначение этих форм на схеме. Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.
4 Конструирование
4.1 Изготовление цветов. Учитель рассказывает о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказывает о приемах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
4.2 Композиция из цветов. Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления. Применение формы в композициях. Учитель знакомит с приемами работы и сборки композиции. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.
4.3 Открытка «Ирисы» Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку.
4.4 Открытка – «Валентинка». Учитель знакомит с примерами оформления открытки «Валентинки». Рассказывает о технологии изготовления открыток. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.
4.5 Поздравительная открытка. Учитель знакомит с примерами оформления открыток. Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.
4.6 Оформление фото рамки. Учитель знакомит с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка». Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.
4.7 Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.
4.8 Оформление выставки. Оформление выставки работ
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
17. Оформление итоговой выставки.
Календарно –тематический план
КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» НА 2016-2017 УЧ. ГОД
Месяц Тема Теория Практика Всего часов
Октябрь Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
1 1
«Мухомор» - 1 1
«Божья коровка», - 1 1
«Яблонька»,. - 1 1
«Гусеница» - 1 1
Ноябрь Основные формы:«капелька». 1 - 1
«Дождик», - 1 1
Осенняя береза», - 1 2
«Цветок». - 1 1
«Осенний листок»
- 1 1
Декабрь
Основные формы: «глаз», «треугольник».
1
1
«Снежинка» 1 1
«Новогодняя елочка» 2 2
«Новогодний шар 1 1
«Новогодняя открытка» 1 1
Январь Основные формы : «Завиток» 1 1
«Морозные узоры» 1 1
«Аквариум с рыбками». 2 2
Февраль Основные формы : «Стрелка» 1 1
«Васильки», 1 1
«Колокольчики», 1 1
«Ландыши», 1 1
Открытка «Валентинка». 1 1
Март Конструирование.
1 1
Открытка
«8 марта» 1 1
«Подснежники» 1 1
Апрель Объёмные композиции, предметы 1 1
«Цветок» 1 1
«Тюльпан» 1 1
Май Коллективные работы: 1 1
«Ваза для конфет», 2 2
Итого: 8 26 34
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Список использованной литературы:
Список литературы для педагога:
1. С. Букина, М. Букин. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. - Ростов-на-Дону :Феникс, 2011г. -271с.
2.. А. Быстрицкая. Бумажная филигрань. - М. : Айрис-Пресс, 2007 г. -128с.
3. В. П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). –Ярославль: Академия развития, 2001 г. -272с.
4. Елена Ступак. Гофрированный картон. –М. : Айрис-Пресс,2009 г. -135с.
5. С. А. Юртакова: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент. -М. : Эксмо-пресс, 2012 г. -236с.
6. Анна Зайцева: Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона. М. : Эксмо-Пресс, 2000 г. -271с.
7. Клавдия Моргунова: Цветы в технике квиллинг. М. :Эксмо-Пресс, 2013 г. -352с.
Рекомендуемая литература детям и родителям:
1. Восточный квиллинг: техника, приёмы. –М. :АСТ-пресс, 2015.-112с. 2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
3. Джексон Джун. Поделки из бумаги. – М. : Росмэн, 1996
4. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.- М. : Неола-Пресс, 2012 -112с.
5. Хелен Уолтер. “Популярный квиллинг: цветы, птицы, животные”.- М. : Неола-Пресс, 2012 -104с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. http://masterclassy.ru – лучшие мастер-классы по рукоделию;
2. http://stranamasterov.ru/quilling – новые записи в технике квиллинг;
3. http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/587,451 – мастер-классы по квиллингу;
4. http://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/kvilling – ярмарка мастеров;
5. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/kviling-master-klas – учебно-методический кабинет
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению (ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 для организации учебного процесса.
Требования к мебели:
• Экологичность. Детская мебель выпускается из древесины бука, ясеня, ореха, сосны, осины и других пород, ДСП, МДФ, пластика и покрывается нетоксичными лакокрасочными материалами. Экологичность мебели должна подтверждаться сертификатами соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
• Эргономичность. Размеры мебели должны соответствовать росту и весу детей, для которых она предназначена. Желательно, чтобы предметы интерьера могли подстраиваться под особенности конкретного ребенка и вида его деятельности (например, сидение стула регулировалось по высоте, столешница меняла угол наклона и т. д.). Мебель в детском саду должна быть компактной и оставлять в помещениях максимум свободного пространства.
• Безопасность. У мебели не должно быть острых углов, необработанных кромок, выступающих крепежных деталей. Все элементы конструкции, включая фурнитуру, должны быть надежно закреплены, а деревянная поверхность - тщательно отшлифована. В кроватях должны устанавливаться ограничители, ступеньки и поручни должны быть противоскользящими.
• Эстетичность. Мебель для детей должна быть красивой и оригинальной, но не слишком яркой. Чтобы обстановка не отвлекала детей от занятий и не перегружала их, следует выбирать предметы интерьера пастельных цветов.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
[i]Правила обращения с ножницами. [/i]
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорку