МААМ-картинки

Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Марина Юрчишина
Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
▼ Скачать + Заказать документы

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Задачи

3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия

4. Ожидаемые результаты

5. Учебно-тематический план

6. Содержание образования

7. Методическое обеспечение

8. Материально-техническое оснащение

9. Литература

1. Пояснительная записка

Публикация «Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» размещена в разделах

1.1. Программа «Непростое рисование простым карандашом» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию художественных творческих способностей учащихся, их нравственных и эстетических качеств.

1.3. Назначение программы :

первого года обучения:

1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;

2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:

рассказать о конкретном виде деятельности;

выполнять основные действия;

объяснить причины выбора данного вида деятельности.

второго года обучения:

1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;

2) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщё нные умения уровня функциональной грамотности:

систематизировать информацию;

выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания

довести начатую работу до конца (с помощью педагога);

общаться;

задать вопрос специалисту.

1.4. Целью программы является обучение технике рисования простым карандашом для развития художественных творческих способностей учащихся.

1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Весёлый карандаш» Лукьяновой А. Д., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.

1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.

1.7. По содержанию деятельности программа является познавательной исодержит элементы развивающей творческие способности деятельности.

1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.

1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей учебные умения в предусмотренном ею виде деятельности.

1.10. Программа, несмотря на то, что дополнительное образование не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.

1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о

предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;

особой роли изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и творческого развития личности человека.

1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и умений в области изобразительного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, приобщение к художественной культуре.

1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.

1.14. Срок реализации программы :

программа рассчитана на 2 года обучения;

общая продолжительность обучения составляет 288 учебных часа (144 учебных часа в год).

1.15. Режим занятий:

занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45 минут и перерывом (переменой) между ними продолжительностью 15 минут для снятия напряжения и отдыха;

принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.16. Возраст учащихся:

10 лет и старше;

для детей с умственной отсталостью – 14 лет и старше.

1.17. Количество учащихся в группе:

не менее 15 человек;

для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.

1.18. Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.19. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

1.20. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.

1.21. Формы подведения итогов реализации программы :

текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;

промежуточный контроль в ходе первого года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в конкурсах и выставках;

итоговый контроль в конце второго года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в выставках в течение всего периода освоения программы.

1.22. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:

учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;

использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;

привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;

создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

2. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

первого года обучения:

1) расширить и углубить знания учащихся об изобразительном искусстве;

2) познакомить учащихся с правилами рисования (композицией, техникой изображения, техникой рисования карандашом, светотеневой разработкой, пропорционированием);

3) развивать:

творческое воображение и изобразительные способности;

художественный вкус и интерес к рисованию;

способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

4) научить:

планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в рисунке;

выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;

5) способствовать воспитанию:

ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;

общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.

второго года обучения:

1) продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;

2) научить:

на основе полученных предметных знаний и учебных умений самостоятельно изображать простым карандашом отдельные предметы и композиции с натуры, по памяти, по представлению;

делать зарисовки с образцов художественного творчества;

способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

сотрудничать в художественной деятельности;

3) продолжить работу по воспитанию:

ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;

общей культуры, целеустремленности, усидчивости, аккуратности в работе.

3. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих предметных знаний:

понятия «рисунок», «эскиз», «набросок»;

многообразие образцов для создания рисунка простым карандашом;

основы композиции: компоновка, композиция, первичная геометрия;

инструкционная карта и практическая работа с ней;

техники поэтапного рисования и рисования с натуры;

силуэт и форма;

стили и техники;

свет и тень;

блики;

предметы натюрморта: фрукты, овощи, цветы;

изображение насекомых, птиц, животных, человека;

виды штриховки, динамика штриха;

технологическая последовательность реализации замысла;

художественные технологии, их комбинирование в соответствии с задачей;

предметных учебных умений:

умение планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

умение рисовать отдельные предметы и композиции;

умение передавать в изображении основные свойства предметов: форма, величина, характерные детали;

умение передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

умение создавать мысленный образ рисунка и самостоятельно воплощать этот образ на материале;

умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;

умение рисовать по образцу, по представлению, по памяти;

умение эстетически воспринимать предметы и явления окружающей действительности;

умение выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;

умение прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно использовать художественные технологии в соответствии с художественной задачей;

умение вносить в работу элементы фантазии, разнообразие;

умение сотрудничать в художественной деятельности.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;

знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

2) регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:

учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

4. Ожидаемые результаты

В ходе освоения программы учащиеся будут :

1) иметь представление:

об изобразительном искусстве как средстве эстетического восприятия окружающего мира;

о разнообразии приемов и техник изображения предметов и явлений окружающего мира;

о художественных средствах и материалах и их творческом использовании.

2) знать:

первого года обучения:

понятия «рисунок», «эскиз», «набросок»;

содержание понятий «силуэт», «форма», «стиль» «техника», «свет и тень», «блики»;

основы композиции: компоновку, композицию, первичную геометрию;

инструкционные карты и порядок практической работе с ними;

технологии поэтапного рисовании, рисования с натуры;

понятие «натюрморт» и его предметы: цветы, овощи, фрукты;

правила изображения насекомых, птиц, животных, человека;

правила композиции изображаемых предметов;

правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

виды штриховки, динамики штриха;

технологическую последовательность реализации замысла;

художественные технологии и их комбинирование в соответствии с задачей;

3) уметь:

первого года обучения:

передавать в изображении основные свойства предметов: форму, величину, характерные детали;

передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

применять правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

делать зарисовки с образцов;

рисовать овощи, фрукты, ягоды, цветы, животных;

сотрудничать в художественной деятельности.

второго года обучения:

объединять формы в композиции;

рисовать портрет;

рисовать с натуры;

рисовать по образцу, по представлению, по памяти;

эстетически воспринимать предметы и явления окружающей действительности;

выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;

4) применять:

полученные предметные знания и сформированные учебные умения в своей деятельности;

изобразительное творчество для полезной и увлекательной организации свободного времени.

5) иметь опыт творческого использования изобразительных средств для создания собственных уникальных рисунков.

5. Учебно-тематический план

6. Содержание образования

1 год обучения

Вводное занятие (2часа). Знакомство с планом работы объединения. Инструменты и материалы для работ. Инструктаж по ТБ.

Пропорции (2часа). Определение пропорций предметов на рисунке.

Перспектива (2часа). Законы перспективы и их использование на практике. Линейная перспектива, перспектива с одной точкой и с двумя точками схода.

Построение геометрических фигур (8часов). Техника рисования геометрических фигур: круги и линии. Техника рисования объемных геометрических фигур: куб, цилиндр, призма, конус, шар, пирамида.

Передача объема светотенью (2часа). Создание объема формы при помощи света и тени.

Способы тонирования и штриховки (2часа). Создание тона, штриховка. Методы штриховки.

Рисование овощей (6 часов). Беседа об овощах. Техника рисования моркови, огурца и перца. Рисование головки чеснока. Рисование натюрморта из овощей по собственному замыслу.

Рисование цветов (6 часов). Беседа о цветах. Техника рисования тюльпана. Изображение нарцисса. Рисование гвоздики. Рисование букета по собственному замыслу.

Рисование фруктов (6 часов). Беседа о фруктах. Техника рисования банана. Рисование груши. Изображение яблока. Натюрморт из фруктов.

Рисование ягод (4 часа). Беседа о ягодах. Техника рисования клубники. Рисование вишни. Натюрморт из ягод.

Рисование птиц (6 часов). Беседа о птицах. Техника рисования гуся. Рисование ворона. Изображение чайки в полете.

Рисование животных (6 часов). Беседа о домашних животных. Техника рисования кролика. Рисование свиньи. Изображение кошки.

Рисование насекомых (6 часов). Беседа о насекомых. Техника рисования бабочки, муравья, стрекозы.

Рисование морских и речных обитателей (6 часов). Беседа о морских и речных обитателях. Рисование улитки, акулы, дельфина, кита.

Рисование травы и деревьев (6 часов). Техника рисования травы и деревьев. Рисование пейзажа.

Итоговое занятие (2 ч). Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.

2 год обучения

Вводное занятие (2ч). Повторение материала, пройденного в течение первого года обучения. Знакомство с планом работы объединения. Инструменты и материалы для работ. Инструктаж по ТБ.

Рисование цветов (6 часов). Техника рисования хризантемы. Изображение примулы. Рисование пиона и бутона розы. Рисование букета по собственному замыслу.

Рисование овощей (4 часа). Техника рисования капусты и тыквы. Рисование натюрморта из овощей по собственному замыслу.

Рисование фруктов (6 часов). Техника рисования мандарина, граната, ананаса. Рисование натюрморта из фруктов по собственному замыслу.

Рисование ягод (4 часа). Техника рисования винограда, рябины.

Натюрморт (2 часа). Натюрморт в творчестве русских и зарубежных художников. Рисование натюрморта из овощей, фруктов и ягод по собственному замыслу.

Рисование насекомых (4 часа). Техника рисования майского жука и пчелы.

Рисование морских и речных обитателей (8 часов). Техника рисования черепахи, морской звезды, лягушки, медузы.

Рисование животных (8 часов). Техника рисования лошади, собаки.

Рисование пейзажа (6 часов). Пейзаж в творчестве русских и зарубежных художников. Рисование пейзажа по собственному замыслу.

Рисование человека (20 часов). Беседа о внешнем строении фигуры человека. Техника рисования.

Итоговое занятие (2 ч). Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.

7. Методическое обеспечение

Чтобы освоение программы учащимися было успешным, необходимо правильно организовать процесс обучения.

Наиболее оптимальными методами обучения являются наглядно-слуховой (показ приемов рисования с объяснением, словесный (образный рассказ педагога о новом предмете, который предстоит изобразить, практический (последовательное выполнение действий для получения рисунка с индивидуальным консультированием педагога).

Использование предусмотренных программой таких достаточно разнообразных видов занятий, как рисование с натуры, рисование на заданные темы по представлению и по памяти, показ с сопутствующим обсуждением слайдов с репродукциями картин известных художников, не только позволит учащимся овладеть учебными умениями, но и расширит их способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

Занятия будут иметь большую эффективность, если в его ходе для информационного ознакомления будут проводиться беседы или рассказ, для художественного восприятия – рассматривание, демонстрация, экскурсия. Основная часть занятия должна быть посвящена индивидуально-групповой или коллективной изобразительной деятельности. А завершаться они будут художественной коммуникацией в форме обсуждения, высказывания, слушания музыки, чтения литературных произведений и других.

Каждое занятие необходимо сопровождать подробным алгоритмом последовательности действий. В качестве наглядности на занятии обязательно используется рисунок – заготовка, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У учащегося, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенных программой приемов рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.

Важно поддерживать у учащихся устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Это возможно в случае, если учащийся в конце каждого занятия унесет с собой законченный рисунок, чтобы показать его родителям, учителям и получить в ответ слова восхищения.

Кроме того рекомендуется использовать такие методические приемы, обращенные сразу ко всей группе учащихся или направленные на активизацию деятельности каждого учащегося в отдельности, как:

индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков рисования, развития художественных способностей путем проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами;

использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому учащемуся;

создание обстановки, вызывающей у неуверенных в себе учащихся желание действовать;

индивидуальные указания для некоторых учащихся наряду с общим указанием для всей группы.

8. Материально-техническое оснащение

Для реализации программы необходимы :

1. Бумага для рисования : альбомы, ватманы и пр.

2. Простые карандаши различной твердости и мягкости.

3. Меловой карандаш.

4. Кисти для рисования, ватные диски (для растушевки).

5. Ластики.

6. Точилки для карандашей.

7. Планшеты или мольберты.

8. Репродукции произведений изобразительного искусства.

9. Наглядные пособия, раздаточный материал.

10. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.

11. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

9. Литература

для педагога и учащихся

1. Лукьянова А. Д. Весёлый карандаш : программа дополнительного образования.

2. Барбер Б. Как нарисовать все что угодно. [Текст] : / пер. с англ. Шульга Е. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 320. : ил.

3. Баттершилл Н. Учитесь рисовать пейзаж. [Текст] : / пер. с англ. Кремко Н. В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

4. Браун Д. Учитесь рисовать кошек. [Текст] : / пер. с англ. Швед А. Д. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

5. Браун Д. Учитесь рисовать птиц. [Текст] : / пер. с англ. Кремко Н. В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

6. Винсер К. Учитесь рисовать ваш сад [Текст] : / пер. с англ. Кремко Н. В. ; худ. обл. Драко М. В. – Минск: «Попурри», 2002. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

7. Мазовецкая В. В. Пошаговые уроки рисования. [Текст] : СПб. : Питер, 2016. - 160 с. : ил.

8. Мазовецкая В. В. Простые уроки рисования для начинающих. [Текст] : СПб. : Питер, 2016. - 96 с. : ил.

9. Морган Дж. Учитесь рисовать собак. [Текст] : / пер. с англ. Швед А. Д. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»)

10. Рубба Б. Учитесь рисовать портреты. [Текст] : /пер. с англ. Кремко Н. В. – 2-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 48 с. : ил. – (Серия «Учитесь рисовать»).

11. Тимохин А. И. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом (+СD с видеокурсом). [Текст] : СПб. : Питер, 2012. - 96 с. : ил.

Интернет-ресурсы:

https://www.lesyadraw.ru/Уроки рисования карандашом

Публикации по теме:

«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «Школа №773 «Центр Образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «ЭДЕЛЬВЕЙС» Уровень ознакомительный,.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение». Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка» Надежда Шепелева, Анна Журавлева, учителя-логопеды Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка" Пояснительная записка Формирование.

Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа Кружок «Волшебный бисер» Из бисера колье, серёжки Украсят женское лицо, А вот – гердан, браслеты, брошки, Цветы, пасхальное яйцо. Какие вещи- загляденье! От них.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинка» (модифицированная) 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «Пластилинка» по содержанию является художественой; по функциональному предназначению.

Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом» 1. Пояснительная записка. Объединение «Удивительное рядом» Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное,.

Общеразвивающая дополнительная программа кружка «Ладушки» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

«Пластилиновые чудеса». Дополнительная общеобразовательная программа ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ЧУДЕСА Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 10:32
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» (включая файлы) размещена пользователем Марина Юрчишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД