Минзаря Галимуллина
Дополнительная общеобразовательная программа развития фонематического восприятия и обучения чтению «Эврика»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
При составлении Букваря Жукова Надежда Сергеевна использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок при письме, возникающих в школьном возрасте. Таким образом, использованная в Букваре Жуковой оригинальная методика позволяет по окончанию изучения пособия плавно перейти к обучению письму. Обучение планируется вести по «Букварю» Н. С. Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа развития фонематического восприятия и обучения чтению „Эврика“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Но при этом, в «Букваре» одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения. Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить за труд.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей слогового чтения, умения самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать. Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных
3
умений и навыков.
Проблема готовности ребенка к школе очень актуальна в настоящее время. Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению методами, адекватными возрастным особенностям ребенка, тем она эффективнее.
Цель реализации программы : создание условий для развития навыков чтения и усвоения информации.
Задачи:
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие речи.
Предполагаемый результат:
- улучшение качества запоминания;
- активизация высших психических функций;
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Улучшение разговорной речи.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в школу, «быть школьником», что является лишь внешним мотивом. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе. И многие дети в этом возрасте, как и их родители, хотят научиться читать. Поэтому создание дополнительной образовательной программы «Эврика» для детей 6–7 лет в дошкольном учреждении является актуальной.
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом важно учитывать следующее:
во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и иметь познавательную основу
во-вторых, необходимое использование игровых приемов, не утомляющих детей.
Учитывая изложенные выше психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и теоретические положения, были разработаны система и содержание курса занятий по обучению детей чтению.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в комплексном взаимодействии развитии речи и подготовка к обучению чтению (включены звуковой анализ и синтез, звукобуквенный анализ и подготовки руки к письму (печатание, что позволяет дать детям общий принцип и более легкое понимание в усвоении материала.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Методологические положения программы
Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно - деятельностный подход к образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает ребёнок в настоящее время, и предлагает педагогические приёмы, которые позволяют реализовать задачи и приобрести навыки, умения сначала только при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
Программа предполагает последовательное обращение к образно-ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной и мышечной памяти ребёнка.
В её содержании заложены идеи амплификации детского развития (обогащение развития ребёнка как личности) А. В. Запорожца – максимальное обогащение содержания специфически детскими формами игровой и практической деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых в раннем детстве создаются наиболее благоприятные предпосылки.
Важной составляющей процесса реализации Программы является разнообразная игровая деятельность, осуществляемая ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми.
Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:
1. Последовательность и системность - все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей.
2. Доступность - заключается в простоте изложения и понимания материала.
3. Наглядность - предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий.
4. Индивидуально - дифференцированный подход (- учет психических и индивидуальных особенностей ребенка, а также учет ведущей деятельности дошкольника - игры.
5. Межпредметность - предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.
6. Развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения.
7. Практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.).
8. Создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал).
9. Использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического).
10. Использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой).
Использование указанных принципов будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе.
Цель: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задачи:
познакомить детей со звуками и буквами;
развивать фонематическое восприятие, навыки звуко - слогового
анализа, синтеза;
развивать навык чтения целыми словами;
формировать устную речь детей, обогащать словарный запас,
развивать внимание, память, мышление,
прививать любовь и интерес к чтению.
воспитывать самостоятельность, культуру речи.
Возраст детей: 6–7 лет (дети подготовительной группы)
Режим занятий: Основной формой работы с детьми является /НОД/, продолжительность которого соответствует СаНПиН: 1 раз в неделю по 30 минут (с использованием игровых ситуаций, с целью снижения утомления у детей).
1.2 Ожидаемые результаты и способы их проверки
дифференцировать понятия: ’’ слово’’, ’’звук’’, ’’буква’’, ’’предложение’’;
различать гласные и согласные звуки;
делить слова на слоги;
определять место звука в слове;
давать характеристику звуку;
составлять звуковые схемы слов;
свободно и осознанно читать трехбуквенные слова,
двухсложные слова простой слоговой структуры;
составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой слоговой структуры;
Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а
также применяются диагностические методики:
Формы подведения итогов реализации программы.
Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.
8
2. Содержательный раздел
2.1 Общие положения содержания
Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Одной из педагогических проблем является проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
Во- первых, букварь построен по точному принципу от обычного к сложному.
Во-вторых, книжка подготовлена для самостоятельного прорабатывания, понизу странички есть текст, на что направить повышенное внимание, самим ничего выдумывать не нужно, открыл разворот, здесь и забавно-веселая картина, новенькая буковка, и слоги для чтения, плюс еще текст для родителей, как осваивать новейшую буковку. Принципиальный момент уделяется такому сложному навыку, как соединение двух букв. Жукова предлагает таковой принцип соединения букв: «Указывая карандашом первую буковку «А», передвигаем карандаш ко 2-ой буковке «У», предложите ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую буковку до того времени, пока ты с мальчуганом не добежишь по дорожке до 2-ой буквы».
2.3 Возрастные особенности развития речи у детей 6-7 лет
Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди. Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
11
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас.
12
Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Происходит активное развитие диалогической речи. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
3. Учебно-тематический план для реализации программы
№
п/п Тема
1 Вводные занятия. «Путешествие в школу». 1
2 Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква А а 1
3 Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква У у 1
4 Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква О о 1
5 Звуки [м] [м’] буква М м 1
6 Звуки [с] [с’] буква С с 1
Читаем буквы, соединяем слоги.
7 Звуки [х] [х’] буква Х х 1
8 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
9 Звуки [р] [р’] буква Р р 1
10 Звуки [ш] буква Ш ш 1
11 Звук [ы] Буква Ы
12 Звуки [л] [л’] Буква Л 1
13 Чтение Л-Р 1
14 Звуки [н] [н’] Буква Н 1
15 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
16 Звуки [к] [к’] Буква К 1
17 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
18 Звуки [т] [т’] Буква Т 1
19 Звук [и] Буква И 1
20 Звуки [п] [п’] Буква П 1
21 Звуки [з] [з’] Буква З 1
22 Звук [й’] Буква Й 1
23 Чтение И-Й, ый-ий 1
24 Звуки [г] [г’] Буква Г 1
25 Парные С-З, Г-К 1
26 Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж 6
27 Йотированные гласные Е, Ё, Ю,Я 5
28 Мягкий знак Ь 1
29 Звуки [ч’] Буква Ч ч 2
30 Звук [э] Буква Э э 2
31 Звуки [ц] Буква Ц ц 3
32 Звуки [ф] [ф’] Буква Ф ф 1
33 Звуки [щ’] Буква Щ щ 3
34 Твердый знак Ъ, Ъ-Ь 2
35 Чтение текстов, задания по карточкам 2
36 Итоговое 1
Итого: 36 часа
Формы совместной деятельности взрослых и детей в рамках Программы
1. Игровая деятельность.
Основное назначение игровых заданий – способствовать последовательному закреплению понятий и представлений о звуках и буквах, развитию фонематического восприятия, мышления, зрительного и слухового внимания. Предложенные задания формируют у ребенка качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе : умение работать самостоятельно, способность принимать решение выполнения поставленной задачи. Задания предлагаются в определенной системе и последовательности и решают множество задач.
Дидактическая игра содействует:
-самоутверждению старшего дошкольника;
-развитию внимания, памяти, познавательных способностей, усвоению различных знаний;
-развитию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия.
Для развития графических навыков, подготовки к письму по теме предлагаются упражнения по обводке различных рисунков и узоров по контуру, раскрашивание. Дети учатся работать по подробной инструкции (алгортиму).
Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Проблемное изложение: воспитатель ставит перед детьми проблему – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Назначение этого метода – выбрать (найти) способ решения проблем.
Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя, при выполнении заданий по образцу.
5.3 Формы сотрудничества с семьёй.
Программа «Эврика» предусматривает добровольное включение родителей (законных представителей) в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах по развитию фонематического восприятия и обучения чтению.
В дошкольный период детства проходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Семья должна поддерживать стремление ребёнка.
• Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
5.4 Дидактический материал и техническое обеспечение
1. Азбука (наборное полотно с буквами)
2. Рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы» (в электронном варианте)
3. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
4. Кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
5. Плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
6. Индивидуальные карточки
7. Наглядный материал: игрушки, бросовый материал. Таблицы со слогами и словами.
8. Игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот»…
9. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
Н. С. Жукова «Уроки правильной речи и правильного мышления»
Карточки для звукового и слогового анализа слов.
Обозначение гласных и согласных звуков.
Модели слов и предложений.
Жукова Н. С. Букварь. Сочетание традиционной и оригинальной логопедической методики. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. – ЭКСМО Москва 2013 год.
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.
Олеся Жукова «Тесты» для проверки речи и навыков чтения.