Оксана Гончар
Дополнительная общеобразовательная программа по математике «Вундеркинд» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность программы На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы дошкольного воспитания, состоящие не в максимальном ускорении развития ребенка, а в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, то есть целостного развития ребенка, как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Направленность и содержание программы носит коммуникативный, конструктивно – практический и познавательно -исследовательский характер.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по математике „Вундеркинд“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Процесс развития ребенка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления.
Данная программа направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
- активизацию индивидуальной интеллектуальной активности каждого дошкольника
- развитие межличностных отношений (дети преодолевают коммуникативные барьеры в общении : скованность, неуверенность, создание ситуации успеха.
- формирование условия для самообразования и самореализации личности каждого ребенка.
И в тоже время программа направлена и на стимуляцию стремления ребенка к познанию всего нового, создание предпосылок для интеллектуального и эмоционального развития и развитие навыков, которые послужат базой для дальнейшего обучения: логического и образного мышления, памяти, внимания, умения формулировать свои мысли, делать выводы, обобщать.
Новизна:
Программу отличают ее свойства: концептуальность, систематичность, управляемость. Дополнительная образовательная программа :
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность: программы основана на формировании интереса у дошкольника к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности.
Педагогическая целесообразность. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое. Данная дополнительная образовательная программа педагогически целесообразна, и при ее реализации, она органично вписывается в единое образовательное пространство дошкольной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Цель программы : создание таких комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Задачи:
- Развивать общие учебно – познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей).
- Развивать познавательно - психические процессы восприятия, памяти, внимания, воображение.
- Формировать интегративное качество: овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Развивать мыслительную деятельность: мыслительные умения наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-действенного, творческого и критического мышления.
- Способствовать становлению коммуникативной компетентности: помогать устанавливать эмоциональные контакты между сверстниками, то есть формировать интегративное качество дошкольника: овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
И еще одна из важнейших задач – это:
- релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной программы заключаются в том, что в процессе педагогического воздействия используются интерактивные технологии, где все дети оказываются вовлеченными в процесс познания и взаимодействия и имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. Интерактивное обучение вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи : идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Возраст детей.
Данная программа составлена для детей 5 - 6 лет.
Реализация цели и данных задач программы в образовательной деятельности осуществляется посредством современных образовательных, развивающих технологий с детьми 5 – 6 лет, в частности - интерактивной технологии с соблюдением следующих критерий: систематичности, цикличности, наглядности, доступности, поэтапности действий, постепенности, например, постепенное использование интерактивных технологий: «Работа в парах», «Цепочка», «Хоровод», «Карусель», «Интервью», в конце года «Аквариум " и учета возрастных особенностей дошкольников, а так же совокупности методов и приемов работы, учитывающей следующие этапы: мотивационный, организационный, деятельностный и итоговый.
Сроки реализации программы :
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов в год – 32 часа.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Нормы наполняемости детей в группе – 10 человек.
Формы и режим занятий:
Основные способы и формы организации образовательной деятельности – групповые.
Теоретическая часть включена в занятие и знакомит детей с понятиями. Большую часть Программы составляют практические занятия (задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами).
Ожидаемые результаты:
- устойчивые умения элементарных мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделения существенного, классификация;
- умение устанавливать причинно – следственные связи, простые закономерности;
- определять последовательность действий, событий;
- освоение элементарных навыков и умений: узнавать и сравнивать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов;
- овладеть способами познания предметов окружающего мира
- развитие межличностных отношений и коммуникативных способностей;
- в рассуждениях делать выводы, умозаключения, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, излагать свою точку зрения, высказывать суждения, выслушивать других;
- формирование условий для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка;
- принимать на себя функцию организатора;
- охотно выполнять задания;
- проявлять активность, раскованность мышления, инициативу находчивость, сообразительность, организованность и целенаправленность.
Формой оценки результатов обучения воспитанников является удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей, а также обеспечение участия воспитанников в конкурсах, викторинах, олимпиадах, КВН, игровых досугах, открытых занятиях, развлечениях, в играх «Поле чудес» и в клубе знатоков «Что, где, когда?».
Формы подведения итогов реализации программы.
– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– составлять различные формы из палочек по образцу;
– сравнивать предметы по величине (больше – меньше, по длине (длиннее – короче, по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже, по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме, по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
Содержание образовательной программы
Тема 1. «Подумай - ка»
Загадка как единица познания окружающего мира. Особенность изображения предмета в загадке через выделение существенных признаков. Понятие «признак предмета». Загадки на разную тему, картинки с отгадками, дидактическая игра «Одинаковое-разное», «Собери картинку».
Тема 2. «Отгадай - ка»
Формирование умения отгадывать загадки, объяснять по какому признаку догадались, о чём идёт речь. Упражнение в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Знакомство детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. Беседа-ознакомление с понятием «загадка». Алгоритм придумывания загадок, карточки-схемы. Д\и «Похожий-не похожий», «Что я загадала?».
Тема 3. «Занимательная академия»
Развитие у детей умения мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. Игры «Свойства предметов», «Найди варианты», «Орнамент».
Тема 4. «Веселая академия»
Способствовать умению детьми вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развитие сенсорного восприятия, умения выполнять задание по инструкции. Активизация речи детей, приучать рассуждать вслух. Игры «Группируем по признакам», «Вспомни быстрее».
Тема 5. «Колумбово яйцо»
Воссоздание фигур - силуэтов. Составление новых геометрических фигур. Понятие о специфических (отличительных) признаках предметов.
Знакомство детей с признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Дидактическая игра «Катится-не катится», «Весёлая логика».
Тема 6. «Монгольская игра»
Упражнять в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Положительная оценка с целью поддержания интереса детей к выполнению заданий.
Упражнять в умении определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснять значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы.
Д/и «Геометрическое лото», «Сложи квадрат».
Тема 7. «Страна блоков и палочек»
Формировать и развивать основные операции мышления. Находить сходства и различия между предметами и явлениями. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Д\и «Математические ворота», «День-ночь».
Тема 8. «Необыкновенное расследование» (логические головоломки)
Уметь детьми видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. Игры «Найди числа», «Геометрические примеры» «Лабиринты». «Математические раскраски».
Тема 9. «Это мы придумали сами!»
Понятие о существенных (естественных и основных) и несущественных признаках предметов. Представление о классификации предметов по признакам Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.
Игры «Столбики», «Разноцветные вагончики», «Сушим полотенца», игровое упражнение «Строительство домов»
Тема 10. «Затейники»
Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Игра «Рамка для картины», игра «Разноцветные флажки», «Числовые домики».
Тема 11. «Необыкновенный Танграм»
Приучать обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели.
Игры-задания с танграмом.
Тема 12.«Удивительные открытия» (блоки Дьенеша)
На основе полученных знаний, видеть противоречия, устранять ошибку, которую считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал.
Тема 13. «Лепим нелепицы»
Развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, навыков самоконтроля. Упражнять в выполнении комбинаторских действий. Понятие о связи признаков с особенностями предметов и явлений. Игровая ситуация «Бывает-не бывает».
Тема 14. «Гном строит дом»
Способствовать умению делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Уметь договариваться, работая в парах. Игровые упражнения: «Построй ряд», «Заполни таблицу», «Построй многоэтажный дом»
Тема 15. «Сложи узор» (кубики Никитина)
Упражнять в установлении связи между различными явлениями, в умении легко переходить от одних связей к другим. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче.
Кубики Никитина, «Уникуб».
Тема 16. «Волшебные фигуры» (набор геометрических фигур)
Упражнять детей в умении тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Формировать умения во время преобразования фигур, учитывая все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. Д/и «Чудесный мешочек».
Тема 17. «Занимательный лабиринт»
Поиск пути по лабиринту. Научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Развитие логического мышления.». Д\и «Что было бы, если убрать часть». Игровое упражнение «Помоги животным попасть домой». Д\и «Найди фигуру»
Тема 18. «Соедини точки»
Знакомство с понятием «точка». Закреплять умение пользоваться линейкой, проводить (кривые –волнистые линии). Игровые упражнения: «Что получится, если точки подружатся?», «Какие фигуры спрятались в точках?» «Где живет точка?», «Сколько прямых линий можно провести через одну точку?».
Тема 19.» Графический диктант»
Формирование глазомера, укрепление зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений. Развитие графических навыков.
Тема 20. «Умный карандаш»
Закрепить понятие «точка». развитие зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; формирование слухового восприятия и памяти; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитие умений ориентироваться на листе бумаги в клетку. Игровые упражнения: «Сколько точек живёт на прямой?», «Сколько линий можно провести через две точки?», «Угадай, сколько отрезков?», «Как соединить точки по порядку при помощи отрезков?», «Угадай, как называется линия?»
Тема 21. «В гостях у профессора Пингвиниуса Антарктидиуса»
Геометрические фигуры: сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. Поиск пути по лабиринту. Д\и «Лабиринты из Антарктиды», «Какая фигура лишняя?». Упражнение «Геометрические деревья», «Геометрические качели», «Отгадай, что не так?».
Тема 22. «Поиск затонувшего клада»
Расширять представления о геометрических фигурах. Закреплять понятие «точка». Совершенствование графических навыков. Игровое задание «Начерти корабль», «Необитаемый остров». Графический диктант «Флаг».
Тема 23. «Морские путешествия в «Пампилиусе»»
Развивать умение работать в коллективе: умения содержательно общаться, работать в команде: распределять фронт работы, договариваться. Упражнять в умении решать проблемно-игровые ситуации с «точками» : «Что получится, если точки подружатся?», «Какие фигуры спрятались в точках?» «Где живет точка?», «Сколько прямых линий можно провести через одну точку?», «Сколько точек живёт на прямой?».
Тема 24. «Путешествие к необитаемым островам»
Развитие зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; формирование слухового восприятия и памяти; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитие умений ориентироваться на листе бумаги в клетку. Проблемно-игровые ситуации: «Сколько линий можно провести через две точки?», «Угадай, сколько отрезков?», «Как соединить точки по порядку при помощи отрезков?», «Угадай, как называется линия?»
Тема 25. «Сказочный город»
Восприятие конкретного предмета, явления. Понятие о разных видах классификаций. Развитие умения содержательно общаться, работать в команде: распределять фронт работы, договариваться. Игры «Какой герой лишний?», «Собери предмет», «Раздели на группы»; игровая ситуация «Найди сказочный город».
Тема 26. «На златом крыльце»
Упражнять детей в умении мыслить логически и творчески, выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного.
Формировать у детей умение находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Устанавливать связи между предметами и явлениями. Игровое упражнение «Составление примеров», «Посадим сказочный лес», д/и «Геометрическая мозайка»
Тема 27. «Праздник в стране блоков и палочек»
Формировать у детей умение находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Устанавливать связи между предметами и явлениями. Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели. «Математическая разминка». Задание с Блоками. Дидактическая игра: «Да-нет». Работа с палочками Кюизенера. Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Тема 28. «Путешествие в страну чудес»
Упражнять в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Приучать детей, пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать творческое мышление, внимательность, сосредоточенность и познавательную активность детей. Д/и «Мальвина учит Буратино», «Математическое лото». Игровое упражнение «Исправь ошибку», «Идём по следам».
Тема 29. «Маленькие Пифагоры»
Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности. Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Закреплять умение детей классифицировать предметы, но не только по видовым и родовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает». Игровое упражнение «Дни недели». Дидактическая игра «Пифагор». Д\И «Собери фигуру».
Тема 30. «Полет на космическом корабле»
Формировать понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность.
Способствовать умению детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Знакомим детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. Игровое упражнение соедини точки «Ракета». Игра с мячом «Назови число». Загадки про цифры. Игровое упражнение «Реши пример». Графический диктант. Игра «Умственная разминка»
Тема 31. «По следам бременских музыкантов»
Самостоятельное решение логической задачи путем выбора вариантов. Нелогичные и привычные ситуации. Воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы.
Отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. Картинка из мультфильма «По следам бременских музыкантов». Игровое упражнение «Штриховка», логическая задача «Сравни чего больше». «На что похоже» (мультимедийная игра). Блоки Дьенеша. Игра «Палочки Кюизенера» на каждого ребенка.
Тема 32. «Увлекательная поиграй-ка»
Развивать способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Формировать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи.
Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. Игра «Назови лишнее слово». Игровое упражнение «Назови правильно геометрические фигуры», «Ориентировка на листе», «Сравни количество», «Домино», «Реши задачу», «Лабиринт», «Логическое задание». Игра «Четвертый лишний»