Светлана логачева
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Логачева Светлана. Воспитатель.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа «Занимательная математика» направлена на всестороннее
гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной
активности.
Цель программы :
• - создание условий для интеллектуального развития детей старшего
дошкольного возраста.
• - развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).
• Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
• Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
• Развитие речи, введение в активную речь математических терминов.
Образовательные:
• Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
• Ознакомление с простейшими геометрическими понятиями: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;
• решать математические загадки, ребусы, головоломки.
• учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
• развивать быстроту мышления;
• побуждать делать самостоятельные выводы;
• учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
• учить устанавливать причинно-следственные связи.
• подготовить детей к успешному освоению материала в школе.
Воспитательные:
• Воспитание у детей 5–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
• Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, действий самоконтроля и самооценки.
Результаты программы :
Личностный результат: Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, деловые качества воспитанника) используется: простое наблюдение, проведение математических игр, психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий.
Дети научатся:
• решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
• строить логическую цепь рассуждений;
• выдвигать гипотезы;
• составлять задачи-шутки, магические квадраты;
• читать графическую информацию;
• находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
• различать существенные и несущественные признаки.
• отличать кривые и плоские поверхности;
• доказывать способ верного решения.
• уважение к товарищам и их мнению;
• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
• умение слушать друг друга.
• постановке учебных задач занятия;
• оценке своих достижений;
• действовать по плану.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
• - ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• - выделять существенные признаки предметов;
• - сравнивать между собой предметы, явления;
• - обобщать, делать несложные выводы;
• - классифицировать явления, предметы;
• - определять последовательность событий;
• - судить о противоположных явлениях;
• - давать определения тем или иным понятиям;
• - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• - выявлять функциональные отношения между понятиями;
• - выявлять закономерности и проводить аналогии.
По итогам обучения дети должны знать:
• числа от 0 до 20 и их графическое изображение;
• порядковый счет от 1 до 20;
• числа-соседи;
• простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
• геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямо-угольник, овал, многоугольник;
• вершины, стороны, углы фигур;
• основные цвета и их оттенки;
• название сторон и углов клетки;
• строчку и столбик в тетради в клеточку;
• предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
• название дней недели;
• название месяцев и времен года;
Уметь:
• считать от 1 до 20 и от 20 до 1;
• находить и сравнивать числа-соседи,
• решать простейшие арифметические задачи;
• находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
• изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;
• подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;
• ориентироваться в пространстве;
• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);
• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;
• использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
• измерять длину отрезков, сторон фигур,
• делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;
• собирать фигуры из 4—8 частей;
• рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
• рисовать по памяти;
• срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
• собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;
• логически формулировать ответы.
• продолжать логический ряд фигур и предметов;
• решать математические загадки, ребусы, головоломки.
В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.,
• собеседования (индивидуальное и групповое,
• опросников,
• тестирования
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим занятий – 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.
Трудоемкость программы : 65 часов, из них 15 часов теоретических занятий, 50 часов практических занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование разделов, тем Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Модуль 1 «Количество и счет.» 9 1 8
1.1. Диагностика. 1 1
1.2. Волшебная страна «Математика». 1 1
1.3. Какой по счету? 1 1
1.4. Какое число больше? 1 1
1.5. Что за чем следует? 1 1
1.6. Сколько нас без одного? 1 1
1.7.
Запиши что за чем? 1 1
1.8 Сравни. 1 1
1.9 Королевство цифр. 1 1
2 Модуль 2 «Ориентировка во времени и пространстве». 8 1 7
2.1 «Ориентирование на плоскости» (на листе бумаги) 1 1
2.2 Рисование фигур по точкам. 1 1
2.3 Левая и правая рука. 1 1
2.4 Близко-далеко. 1 1
2.5 Сутки. Часы. Минутки. 1 1
2.6. Дни недели. 1 1
2.7 12 месяцев 1 1
2.8 Время года. Сезоны. 1 1
3 Модуль 3 «Начало Геометрии». 23 12 11
3.1 Знакомство со сказочной страной Геометрия. 1 1
3.2 Понятие «Линия». 2 1 1
3.3 Понятие «Пересечение линий» 2 1 1
3.4 Знакомство с понятием «Линейка» 2 1 1
3.5 Понятие «Точка». 2 1 1
3.6 Прямая линия. 2 1 1
3.7 Кривая линия 2 1 1
3.8 Понятие отрезок 2 1 1
3.9 Ломаная линия. 1 1 1
3.10 Понятие Луч. 2 1 1
3.11 Понятие Угол. 2 1 1
3.12 Геометрическое тело. 2 1
3.13 Праздник Геометрии. 1 1
4. Модуль «Палочки Кюизенера». 17 1 16
4.1 Знакомство с палочками. 1 1
4.2 Разложи палочки. 1 1
4.3 Разложи по цвету. 1 1
4.4 Выложи по цифрам. 1 1
4.5 Сделай фигуру. 1 1
4.6 Буквы из палочек. 1 1
4.7 Состав Числа 1 и 2. 1 1
4.8 Состав Числа 3. 1 1
4.9 Разноцветные палочки. 1 1
4.10 Состав Числа 4. 1 1
4.11 Состав Числа 5. 1 1
4.12 Ходим по лестнице. 1 1
4.13 Кто старше? 1 1
4.14 Полосатая салфетка. 1 1
4.15 Море волнуется. 1 1
4.16 Это мы придумали сами. 1 1
4.17 Строим мост через реку. 1 1
5. Логические задачи. 8 0 8
5.1 Живые-неживые. 1 1
5.2 Сравнение понятий. 1 1
5.3 Сходство и различие. 1 1
5.4 Ладошки. 1 1
5.5 Запоминай-ка. 1 1
5.6 Что из чего сделано? 1 1
5.7 Веселый багаж. 1 1
5.8 Развлечение «Юные математики». 1 1
ИТОГО 65 15 50
Содержание программы «Занимательная математика».
Количество и счет. (9часов)
Теоретическое занятие. (1 час)
• Счет от 1 до 20.
Практическое занятие (8 часов)
• сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
• - устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
• - понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
• - понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
• - называть числительные по порядку в пределах 10, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
• - согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
• - решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Ориентировка во времени и пространстве. (8часов)
Теоретическое занятие (1час)
• Знакомство с часами.
Практическое занятие (7 часов)
• Ориентировка во времени
• различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
• различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
• Ориентировка в пространстве
• различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
• обозначать словами положение предмета относительно себя: налево, направо, вперед, назад.
Начало геометрии (23 часа)
Теоретическое занятие (12 часов).
Геометрическое понятие точка, линия, прямая линия, кривая линия. Знакомство с понятием «отрезок», знакомство с мерой длинны – сантиметр и прибором измерения – линейкой. Знакомство с понятием «Луч»
«Ломанная линия», «угол», Геометрическое тело.
Практическое занятие (11 часов)
• Игра «где можно увидеть «точки»?
• «Кто больше увидит точек в классе»
• Дать детям знания, что линии бывают прямые и кривые, что у них нет начала и конца, они бесконечны, их можно продлевать сколько угодно. Научить детей чертить разные линии. Отличать и называть их.
• Познакомить детей, с тем, что несколько линий могут иметь общую точку, такие линии называют пересекающиеся. Линии, не имеющие общей точки, называются параллельные.
• Познакомить детей, что прямые линии делятся на вертикальные, горизонтальные, наклонные. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности
• Познакомить детей с линейкой, учить пользоваться – проводить прямые линии.
• Познакомить детей, что кривые линии могут быть волнистыми. Изогнутыми, спиралевидными. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности
• Знакомство с понятием «отрезок»
• Познакомить детей, что если прямая ограничена с одной стороны поручится луч.
• Познакомить детей, что два луча выходящие из одной точки могут образовать угол. Угол может быть прямой, тупой, острый. Помочь детям увидеть углы в окружающей действительности.
• Геометрическое тело. Познакомить детей с понятием тело (объёмная фигура) учить различать и называть фигуры. Соотносить предметы с геометрической моделью.
Палочки Кюизенера (17 часов)
Теоретическое занятие (1 час).
• Знакомство с палочками.
Практическое занятие (16 часов).
• Игры подготовительного этапа.
• «Что какого цвета?»
• Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».
• Развитие у детей количественных представлений.
• «Считаем ступеньки» (состав числа).
• Измерение с помощью палочек Кюизенера.
• Математические действия с помощью палочек Кюизенера.
• Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
Логические задачи. (8часов)
Теоретическое занятие (0 часов).
Практическое занятие (8 часов).
Игры на развитие:
• Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);
• Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
• - Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
• - Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным
• признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц Количество часов Количество часов теоретических занятий Количество часов практических занятий
октябрь 9 1 8
ноябрь 8 1 7
декабрь 9 5 4
январь 7 4 3
февраль 7 3 4
март 9 1 8
апрель 8 8
май 8 8
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Литература:
• Е. В. Колесникова. Я составляю числа: Математика для детей 5-7 лет. «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2015
• Е. В. Колесникова. Я считаю до десяти» Математика для детей 5-6 лет. (Математические ступеньки) ТЦ Сфера, М. 2014
• 3. Е. В. Колесникова. Я решаю логические задачи. ТЦ Сфера, М. 2011
• 4. Серия «Рабочие тетради дошкольника», «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» для детей 5-6 лет. Солнечные ступеньки.
• Л. Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Издательство ГНОМ М. 2017
• К. В. Шевелев «Занимательная геометрия» ЮВЕНТА М. 2017
• К. В. Шевелев «Логика. Сравнение. Счет.» Ювента М. 2016
• К. В. Шевелев «Графические диктанты» Ювента М. 2017
• О. К Никифорова «Учимся думать, играя» Задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 5-7 лет. Волгоград 2017
Интернет ресурсы.
https://www.maam.ru/detskijsad
Материально-техническое оснащение :
• Строительный набор.
• Кубики с сюжетными картинками (8-24 кубика).
• Конструкторы.
• Рамки-вкладыши.
• Коллекция шнуровок.
• Арифметическое домино.
• Набор карточек с цифрами.
• Демонстрационный материал по каждой теме программы.
• Счетные палочки.
• Цветные Палочки Кюизенера.
• Наборы плоскостных и объемных фигур.
• Цветные карандаши.
• Линейка.
• Тетрадь в клетку.
• Настольно-печатные игры для детей 5-7 лет.
• Занимательные книги по математике