валентина моисеева
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Юный шахматист“ для детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат : знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.
Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребенок в игре не замечает, что его обучают и постепенно заинтересуется шахматами, и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
Новизна данной программы :
В основу педагогической разработки положен замысел использования шахмат, как одного из средств, развития логического мышления, помогающего подготовить дошкольника к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.
Актуальность программы :
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.
На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект на тему: «Юный шахматист».
Цели программы :
Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи программы :
Образовательные:
-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске;
-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;
-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
-учить ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Отличительная особенность данной программы :
1. Систематизация имеющегося опыта по теме программы.
2. Применение разнообразных видов работы с детьми.
3. Использование в работе новых развивающих технологий.
4. Доступность методического материала.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20 минут. Всего 34 занятия в год. Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Тематика занятий в календарных планах воспитательно–образовательной работы в средней группе с детьми 4-5лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и является дополнением к программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
.
Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.
Количество обучающихся в группе : 25 человек.
Условия набора детей :
• Желание родителей детей средней группы.
Формы занятий:
Формы организации деятельности детей : групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Работа с художественной и научно-популярной литературой, работа в сети интернет, работа с родителями, занятия, просмотр видео материала, оформление альбома «Короли шахматного мира», выставка рисунков «В шахматном королевстве», собирание «Шахматной шкатулки».
Ожидаемые результаты:
-приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;
-активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;
-овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры.
Формы подведения итогов реализации программы :
Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется начальная (октябрь, промежуточная (январь) и итоговая (май) диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы,тесты. Формой подведения итогов реализации программы является итоговое открытое занятие.
Учебный план:
№п/п Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Набор детей. Мониторинг.
Оформление уголка «Шахматный мир». 20 минут 5 минут 15 минут
2 Работа в уголке «Шахматный мир». 20минут 5 минут 15 минут
3 «Знакомство с миром шахмат». 20минут 5 минут 15 минут
4 «Шахматы-один из видов спорта». 20 минут 5 минут 15 минут
5 Шахматы (фиксики). 20 минут 5 минут 15 минут
6 «Волшебная доска». 20 минут 5 минут 15 минут
7 «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». 20 минут 5 минут 15минут
8 Составь доску. 20минут 5 минут 15 минут
9 «Шахматная мозаика". 20 минут 5 минут 15 минут
10 Удивительные приключения шахматной доски. 20минут 5 минут 15минут
11 Мудрые сказки тетушки совы-шахматы 20 минут 5 минут 15 минут
12 «Ни шагу назад» 20 минут 5 минут 15 минут
13 "Шахматная доска 20 минут 5 минут 15 минут
14 "Приключения в Шахматной стране". 20 минут 5 минут 15 минут
15 "Шахматная шкатулка». 20 минут 5 минут 15 минут
16 «Покажи и назови», «Расставь на доске». 20 минут 5 минут 15 минут
17 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут
18 «Котята- хвастунишки". 20 минут 5 минут 15 минут
19 Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья) 20 минут 5 минут 15 минут
20 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут
21 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут
22 «Совсем этот слон на слона не похож». 20 минут 5 минут 15 минут
23 «Вежливые Слоны». 20 минут 5 минут 15 минут
24 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут
25 В гостях у Ферзя. 20 минут 5 минут 15 минут
26 Ферзь. 20 минут 5 минут 15 минут
27 Прыг, скок и вбок». 20 минут 5 минут 15 минут
28 "Ход конем". 20 минут 5 минут 15 минут
29 Конь. 20 минут 5 минут 15 минут
30 «И король жаждет боя ". 20 минут 5 минут 15 минут
31 Вылепи любимую фигуру. 20 минут 5 минут 15минут
32 Развлечение «Путешествие в королевство шахмат". 20минут 5 минут 15 минут
33 Мир шахмат глазами детей 20 минут 5 минут 15 минут
34 Открытое занятие 20 минут 5 минут 15 минут
Мониторинг
Тематическое планирование:
№ Темы Содержание Цели Месяц
Набор детей.
Оформление уголка «Шахматный мир» Мониторинг. Подбор дидактического материала. Сентябрь
Работа в уголке «Шахматный мир». Беседа. Знакомство с уголком «Шахматный мир». Побудить интерес к миру шахмат.
Октябрь
«Знакомство с миром шахмат» Просмотр презентации «Сказочная страна шахмат».
Чтение сказки «Шахматное королевство». Познакомить с историей
шахмат.
Заинтересовать через использование художественного слова, видео материала.
«Шахматы-один из видов спорта».
Просмотр презентации.
Чтение сказки о том как на Руси играли в шахматы. Дать детям представление о том, что шахматы - один из видов спорта. Вызвать интерес к шахматам через художественное слово. Ввести в словарь детей слово шахматист.
Шахматы (фиксики) Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Д/И «Чего не стало». Пробудить интерес к шахматной игре,
развивать память, внимание, мышление.
«Волшебная доска». Чтение сказки «Котята хвастунишки». Беседа по содержанию. Рассматривание шахматной доски. Знакомство с шахматной доской. Белые
и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Ноябрь
«Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». Презентация.
Рассматривание шахматной доски.
Дид/упр «Закрась клеточки». Продолжать знакомить с шахматной доской,Расположение
доски между
Партнерами.
Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Составь доску.
Дидактическая игра. Пальчиковая игра «Шахматисты.» Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.
Дать представление о горизонтальных и вертикальных линиях шахматной доски. Расположение доски
Между партнерами.
Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер.
«Шахматная мозаика». Отгадывание загадок. Аппликация. Развивать интерес к занятиям шахматами. Воспитание усидчивости. Закрепить знания о шахматной доске.
Удивительные приключения шахматной доски. Чтение сказки. Беседа по содержанию.
Дид/упр «Закрась линию». Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях. Декабрь
Мудрые сказки тетушки совы-шахматы. Просмотр мультфильма.
Д/и «Расставь на доске». Раскрашивание шахматной доски. Закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление.
Воспитывать любовь детей к шахматам.
«Ни шагу назад» Чтение сказки.
Д/и «Чего не стало». Учить ориентироваться на плоскости. Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку. Развивать внимательность.
"Шахматная доска»
Рисование. Чтение рассказа про Вадика и Сережу.
Продолжить знакомство детейс шахматной доской, чередованием белых и черных полей на ней.
Развивать умение пользоваться линейкой и карандашом.
Упражнять в ориентировании на тетрадном листе в большую клетку.
Формировать дружеские взаимоотношения. Формировать познавательный
Интерес к игре.
"Приключения в Шахматной стране» Просмотр мультфильма
Д/И «Большая-маленькая» Познакомить детей с шахматными фигурами- Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
«Шахматная шкатулка». Чтение стихов, отгадывание загадок. Д/и «Убери такую же»,
«Куча мала»,
«Кто быстрее»,
«Сложи пешку»
Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней. Познакомить детей пешкой (особенности внешнего вида,местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям.
Развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление. Январь
«Покажи и назови», «Расставь на доске».
Дидактические игры и упражнения.
Раскрашивание силуэта «пешка» Закрепить представления детей о пешках.
Учимся играя в шахматы. Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. "Расставь фигуры". Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.
«Котята-
Хвастунишки». Чтение и инсценировка
дидактической сказки Воспитывать интереск шахматам. Февраль
Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья).
Чтение сказки, загадывание загадок. Чтение стихотворения «Ладья». Познакомить с шахматной фигурой ладьей (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура).
Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.
Шахматные игры и упражнения. Д/и «Что изменилось», «Покажи и назови». Раскрашивание силуэта
«Ладья».
Закрепить представления о ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.
Шахматные игры и упражнения. Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Закрепить знания о пешке и ладье. Развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.
«Совсем этот слон на слона не похож».
Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Чтение стихотворения «Слон».
Познакомить с шахматной фигурой слон (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Март
«Вежливые Слоны» Чтение сказки, беседа по содержанию. Раскрашивание силуэта «слон». Закрепить представления о шахматной фигуре конь, активизировать мыслительную деятельность детей.
Учимся играя в шахматы Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. "Расставь фигуры". Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.
В гостях у Ферзя Дид/игры
«Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске», «Что изменилось?». Познакомить с шахматной фигурой ферзь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам.
"Ферзь" Чтение сказки, беседа по содержанию.
Раскрашивание силуэта «ферзь».
Закрепить представления о шахматной фигуре ферзь, активизировать мыслительную деятельность детей.
Прыг, скок и вбок» Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».
Чтение: В. Громов «Конь».
Познакомить с шахматной фигурой конь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Апрель
"Ход конем" Просмотр мультфильма.
Дид/игры «Чего не стало?». Закрепить представления о шахматной фигуре- конь, активизировать мыслительную деятельность детей.
"Конь" Д/И "Угадай-ка", «Сложи фигуру»,
" Что общего".
Чтение стихотворения «Король». Познакомить с шахматной фигурой король (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура)Продолжать воспитывать интерес к шахматам
«И король жаждет боя» Чтение сказки, беседа по содержанию.
Д/И " Убери такую же» Раскрашивание силуэта «король». Закрепить представления о шахматной фигуре король, активизировать мыслительную деятельность детей.
Вылепи любимую фигуру Лепка. Рассматривание фигур
Закрепить представления детей о шахматных фигурах. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Май
Развлечение «Путешествие в Шахматное королевство» Игры, отгадывание загадок,
Рисунки детей Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность.
«Мир шахмат глазами детей» Выставка детских рисунков Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Развивать умение отображать впечатления о шахматах в своих рисунках.
Открытое занятие Беседа "Сказочная страна шахмат". Дид/игра "Расставь на доске". Упражнение "Раскрась доску». Просмотр фрагмента мультфильма (Смешарики). Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать интерес к шахматам.
Мониторинг
Критерии оценки
2 (Высокий) : Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры и их отличия. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук, развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
1 (Средний) : Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий) : Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
- названия шахматных фигур : ладья,слон, ферзь, конь, пешка, король.
Используемая литература
1. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы» :Кн. для воспитателей дет. сада: Из опыта работы. - М. : Просвещение, 1991 .-158 с.
2. Костров. В. Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.- 64с.
3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.-222с.
4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет : Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : Новая школа, 1994.-160с.
5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М. : Поматур, 2000.- 320с.
6. Трофимова А. С. «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015.-190с.
7. Трофимова А. С. «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014.-154с.
8. Шахматы для самых маленьких : книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Г. Сухин. – М. : Астрель: АСТ. : Полиграфиздат, 2011.- 460.
9. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб. : Питер, 2011.-192с.