Ольга Яковенко
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей в возрасте 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Темочки:
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а также координировать свои функции. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что она помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. Развивая свои творческие задатки, дети чувствуют уверенность в себе, что крайне важно для детей с особенностями в развитии. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Новизна.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия в театральной студии построены на участие детей в играх – импровизациях, мимических и динамических этюдах, играх и упражнениях на развития сценического искусства и пластики движений. Таким образом, основной формой работы являются игры, главными участниками и организаторами которых являются сами дети. Результатом синтеза разных форм работы являются не только спектакли и театральные постановки, а и выход детей на более высокий уровень психологического развития и социальной компетенции старших дошкольников.
Еще новизной данной программы является создание условий для проведения театральной деятельности в специально отведенном и соответственно оборудованном помещении, обеспечивающим полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка).
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в раскрытии не только способностей детей к театральной деятельности, но и в коррекции психических качеств личности дошкольников по средствам мимических и динамических этюдов, упражнений и игр на развитии мимики и жестов. Программа «Театральные ступеньки» призвана максимально увеличить эффективность основной общеобразовательной программы ДОУ и вовлечь детей, посещающих детский сад в творческий процесс познания, перевоплощения и раскрытия всех качеств ребенка - дошкольника. А так же важно в этой работе расширить банк форм и методов педагогического воздействия на детей с целью развития качеств личности, творческих способностей, социальной и речевой компетенции у детей.
Цель.
Основной целью программы “Театральные ступеньки” является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание нравственной культуры.
Задачи.
• Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
• Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
• Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
• Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
• Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
• Воспитание культуры восприятия театральных образов, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
• Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
• Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
• Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Отличительные особенности.
Программа «Театральные ступеньки» базируется на основной принцип обучения и развития детей «Учить играя». Программа составлена таким образом, что каждое занятие в театральной студии составляют игры различного направления и содержания : мимические и динамические этюды, тренинги актерского и сценического мастерства, адаптированные в соответствии с принципами педагогики и возраста детей; игры и упражнения на развитие и управление эмоций и чувств, игры на психологическую адаптацию и релаксацию.
Все это способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки дошкольников. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир с помощью фантазии, воображения, общению с окружающими его людьми.
Структура программы по дополнительному образованию составлена таким образом, дети приобретают определенные умения и навыки в актерском мастерстве, расширяют свой кругозор по ознакомлению с миром театра и профессий людей, в нем работающих и затем, трансформируют эти знания в театральные постановки, творческие вечера, досуги.
Основной целью педагога в реализации данной программы стоит не количество театральных спектаклей, а социальная адаптация детей, умение их показывать и регулировать свои эмоции и чувства, быть толерантными к другим людям и относиться к ним с должным уважением и вниманием посредством театрального искусства.
Возраст обучающихся – дети 5 - 6 лет.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия - один академический час – 30 минут. В год – 56 академических часов.
Ожидаемые результаты и формы определения их результативности.
В процессе выполнения цели и задач данной программы ожидаются следующие результаты.
Воспитанники будут знать:
1. краткую историю появления театра в разных странах;
2. виды и особенности театров;
3. особенности профессий людей, работающих в театре;
4. иметь представление о чувствах и эмоциях;
5. набор игр и упражнений для вхождения в образ;
6. приемы управления своими эмоциями и приемы релаксации;
7. тексты литературных произведений и народного творчества.
Дети будут уметь:
1. создавать определенные художественные образы;
2. снимать напряжение с отдельных групп мышц;
3. ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по студии;
4. создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
5. запоминать заданные педагогом мизансцены, текст литературных произведений, игры и упражнения;
6. свободно и естественно выполняют простые физические действия;
7. произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие,
с разными интонациями;
8. строить диалог с партнером на заданную тему, между сказочными героями;
9. свободно использовать накопленные навыки в процессе драматизации литературных произведений.