Наталья Казакова
Дополнительная общеобразовательная программа для детей 2–3 лет «Ладушки-ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №7 г. о. Саранск
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета №___ от «Центр развития ребенка –
детский сад №7»
«__» ___ 2022 Н. А. Вельматкина
Протокол № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Ладушки - ладошки»
Возраст детей 2- 3 года
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Казакова Н. Н
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа для детей 2–3 лет „Ладушки-ладошки“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Саранск 2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 4 - 5
2. Пояснительная записка 6 - 9
3. Учебно-тематический план 10 - 17
4. Содержание изучаемого курса 18 - 23
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 25
6. Список литературы 26 - 27
7. Приложения 27 - 42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• пальчиковые игры
• самомассаж
• игры и действия с предметами.
2. Новизна программы.
• обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
• мелкая моторика;
• речевое развитие.
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
3. Актуальность программы.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в раннем дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
4. Отличительная особенность программы в том, что она направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы :
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цель программы :
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы :
Обучающие:
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
- Знакомить детей с названием пальчиков.
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
- Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся в группах (10 человек) по 10-12 минут и предполагают использование следующих форм:
• показ
• художественное слово
• дидактическая игра
• физические упражнения
8. Возраст детей : 2 – 3 года
9. Срок реализации программы. 2 года.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий: вторая половина дня.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
• знает названия пальцев рук, их очередность.
• знает и рассказывает народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующими тексту.
• может управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
• может согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.
• может ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
• может выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
12. Формы подведения итогов реализации кружковой работы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
• дифференцированность движений рук и пальцев рук, координированность и синхронность движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности
• насколько точно выполняется действие
• способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
• точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук
• способность синхронно выполнять движения обеими руками
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• рассказывает потешки, небольшие стихотворения, тексты нескольких пальчиковых игр
• знает названия пальцев рук, ориентируется в их местоположении
• ориентируется в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве;
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уровень Количество баллов
(В) Высокий 6 баллов
(С) Средний 4-5 баллов
(Н) Низкий до 3 баллов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОЗРАСТ 2 – 3 ГОДА
№ п/п Наименование разделов и тем
Показ Практика
кол-во занятий мин.
1 Диагностика 1 10 3 7
2 Диагностика 1 10 3 7
3 «Дружные ребята»
1 10 3 7
4 «Новый дом»
1 10 3 7
5 «Семья» 1 10 3 7
6 «Человечки» 1 10 3 7
7 «Ёжики»
1 10 3 7
8 «Транспорт» 1 10 3 7
9 «Урожай» 1 10 3 7
10 «Ладушки» 1 10 3 7
11 «Мой дом»
1 10 3 7
12 «Гости» 1 10 3 7
13 «Осень» 1 10 3 7
14 «Дождик»
1 10 3 7
15 «Коготки» 1 10 3 7
16 «Зима»
1 10 3 7
17 «Перчатка»
1 10 3 7
18 «Зайка в норке» 1 10 3 7
19 «Весёлые гномы»
1 10 3 7
20 «Кот»
1 10 3 7
21 «Черепашка»
1 10 3 7
22 «Идёт коза рогатая»
1 10 3 7
23 «Петушок»
1 10 3 7
24 «Лошадка» 1 10 3 7
25 «Пирожки»
1 10 3 7
26 «Куличи»
1 10 3 7
27 «Карусели»
1 10 3 7
28 «Ножки»
1 10 3 7
29 «Пальчики» 1 10 3 7
30 «Помощники»
1 10 3 7
31 Диагностика 1 10 3 7
Итого: 31 5ч. 10мин. 1ч. 30мин 4 часа