Дарья Титова
Дополнительная общеобразовательная естественнонаучная программа для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Росток»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей : 5-7лет
Период освоения программы : 4 месяца
Объём программы : 32 часа
Автор – составитель
Титова Дарья Александровна
педагог дополнительного образования 1. Комплекс основных характеристик
Дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная естественнонаучная программа для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Росток» естественнонаучной направленности.
Программа направлена на развитие познавательного интереса обучающихся,
формирование научной картины мира на основе изучения процессов и явлений
природы и экологически ответственного мировоззрения, необходимого для
полноценного проявления интеллектуальных и творческих способностей
личности в системе социальных отношений.
Актуальность данной программы заключается в том, что дошкольники
вовлекаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу,
между детьми, воспитателями и родителями. Большая часть занятий
проводится на свежем воздухе, дошкольники лишены статичности, находятся в
постоянном контакте с окружающей природой, что обеспечивает устойчивый
эмоциональный уровень и способствует оздоровлению.
Необходимость разработки и реализации программы определена с одной
стороны потребностями обучающегося и его семьи в естественно - научном
образовании, а с другой стороны социальным заказом общества на
формирование творческой, самостоятельной личности, обладающей
критическим мышлением.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что
обучение по программе способствует расширению, углублению и дополнению
базовых знаний о природе и временах года дает возможность удовлетворять
познавательный интерес обучающихся в изучении природы, развивать
потенциальные возможности и способности обучающихся, реализовывать их
творческий потенциал.
Отличительные особенности программы :
Программа позволяет ребятам реализовать потребность в познании и более
глубоком изучении окружающей среды. В процессе реализации программы
осуществляется формирование бережного отношения к природным ресурсам,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и
социальной среде.
Основанием для разработки данной программы послужили следующие
документы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «
Росток» разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом
3
Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,
с изменениями от 30.09.2020 года)
3. «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв.
письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242)
4. "Санитарных правил 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
5. Устава МОУ – Лицей г. Маркса
6. Положения о дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программе МОУ - Лицей СП МДОУ - детский сад № 2
Адресат программы. Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Форма обучения: очная
Количество обучающихся в группе: 23 человека.
Режим работы: 2 раза в неделю по 35 мин.
Объем программы : 32ч.
Возрастной особенностью детей 5-7 лет. Как показали исследования
отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны
рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые
отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения
в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться
устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом
возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
формирование основ экологической культуры у детей 5-7 лет и их безопасного
поведения в природе.
Задачи:
Обучающие:
–Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
– Способствовать познанию свойств природных материалов (воды, глины,
почвы и др.)
Развивающие:
– Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать,
описывать, строить предположения и предлагать способы и проверки, находить
причинно- следственные связи.
4
– Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно
изучать природный мир.
Воспитательные:
– Воспитывать желание к посильной деятельности по уходу за растениями.
– Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе
через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым
существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения,
проявление ответственности за свои поступки.
1.3. Планируемые результаты:
Предметные:
- будут знать термины «живая» и «неживая» природа;
- признаки времён года;
- основных представителей растительного и животного мира нашего района;
- основные виды растений и животных, обитающих на территории России
Метапредметные результаты:
- оформлять дневники наблюдений;
- определять деревья и кустарники по форме ствола, кроны, листьев;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.
Личностные результаты:
У обучающихся формируется:
- бережное отношение к природе своей Родины, трудолюбие, ответственность,
и знания правил поведения в природе.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.4.1. Учебный план программы.
№ Наименование разделов
и тем
Количество часов Форма
Всего Теория Практика аттестации/контроля
1 Диагностика 2 1 1 Беседа, вопросы,
тесты, контрольное
задание
2 «Я и природа»
«Живая и неживая
природа»
3 2 1 Наблюдения, д/и
выполнение задания
3 «Растения»
«Растения – наши
друзья»
2 1 1 Наблюдение, беседа,
игры.
4 «Животные»
«Жизнь диких зверей
3 2 1 Рассказ-беседа,
чтение, заучивание
5
наших лесов» стихов, д/игры
наблюдения.
5 «Пернатые друзья»
«Птицы наших лесов»
2 1 1 Беседа, наблюдение,
п /и, д/и.
6 «Воздух– невидимка»
«Тайна воздушного
пузырька»
«Откуда берется ветер»
3 2 1 Чтение, игры с
вертушками,
наблюдение
7 «Почва»
«Почва – живая земля»
2 1 1 Беседа,
рассматривание
картин, наблюдение,
задания.
8 «Волшебница– вода»
«Царица–водица»
3 2 1 Беседа, чтение, игры,
задания.
9 «Весна»
«Приметы весны»
2 1 1 Беседа, стихи,
загадки, наблюдение,
игры, задания.
10 «Насекомые»
«Какие бывают
насекомые»
2 1 1 Беседа-рассказ,
загадки, стихи,
викторины
11 «Природа. Значение
природы для людей»
«Окружающая среда и
здоровье человека»
«Охрана природы»
2 1 1 Рассматривание,
наблюдения, игры
12 Познавательная играсоревнование
«Счастливый случай»
2 1 1 Игры, задания
13 Десять заповедей друзей
природы.
2 1 1 Беседа, наблюдение,
викторина
14 Экологический праздник 2 1 1 Праздник
Итого:
32 18 14
1.4.2. Содержание учебного плана
1 Вводное занятие. Диагностика
Теория. Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы
посредством дидактического материала на начало года.
Практика. Диагностическое обследование.
2. «Я и природа» «Живая и неживая природа»
6
Теория. Знакомство с детьми. Что мы будем изучать на занятиях. Что такое
«живая» и «неживая природа».
Практика: Экскурсия в парк. Викторина о природе.
3. «Растения» «Растения – наши друзья»
Теория: «В сказочном царстве, волшебном государстве» (занятие – сказка о
мире растений).
Практика: Экскурсии в природу. Изменения в природе весной. Практическая
работа по зарисовке весенних деревьев.
4. «Животные» «Жизнь диких зверей наших лесов»
Теория: Просмотр видеофильма «Птицы и звери лесной зоны», викторина:
«Лесные жители».
Практика: Экскурсия в парк. Птицы и млекопитающие, зарисовка обитателей
леса.
5. «Пернатые друзья» «Птицы наших лесов»
Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов птиц.
Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением птиц. Просмотр
мультфильма о птицах «Серая шейка». Изготовление аппликации птицы из
природного материала, игры в лото
6. «Воздух – невидимка» «Тайна воздушного пузырька», «Откуда берется
ветер»
Теория: Познакомить детей еще с одним веществом – воздухом
Практика: Опыты по выявлению свойств воздуха. Чтение К. Ушинский «Ветер и
солнце», просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».
7. «Почва» «Почва – живая земля»
Теория: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы.
Практика: Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы.
Просмотр фильма.
8. «Волшебница – вода» «Царица–водица»
Теория: Понятие воды. Свойства воды.
Практика: Опыты «Какой бывает вода, «Очищение воды». Чтение
экологической сказки «Как люди речку обидели».
9. «Весна» «Приметы весны»
Теория: Признаки наступления весны: изменение внешнего вида растений,
изменение поведения животных, появление насекомых, прилёт птиц.
Практика: Просмотр видеофильма «Весна в природе», изготовление
аппликации из цветной бумаги «Первоцветы», «Скворцы прилетели»,
подвижные игры.
10. «Насекомые» «Какие бывают насекомые»
Теория: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
Практика: Экскурсия в природу, с целью изучения насекомых.
Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»,
зарисовка насекомых.
11. «Природа. Значение природы для людей» «Окружающая среда и здоровье
человека» «Охрана природы»
7
Теория: Биологические загрязнения среды и болезни человека
Практика: Осматривание территории детского сада, сбор мусора, просмотр
обучающего фильма, игры
12. Познавательная игра-соревнование «Счастливый случай»
Теория: Воспитывать соревновательные стремления
Практика: Игра-соревнование «Счастливый случай»
13. Десять заповедей друзей природы.
Теория: Правил экологически грамотного поведения
Практика: Работа с карточками, викторина. Экологические знаки.
14. Экологический праздник
Практика. Подготовка и проведение экологического праздника. Творческие
номера в исполнении детей (стихи, рассказы, загадки, постановка
миниспектакля, песни)
1.5. Формы аттестации и их периодичность.
Входной контроль проводится в начале обучения, оценка знаний учащихся
осуществляется в ходе проведения беседы, вопросов, тесов, контрольных
заданий.
Текущий контроль проводится в процессе реализации программы, аттестация
учащихся осуществляется в ходе наблюдений за выполнением творческой
работы.
Итоговый контроль проводится на последнем уроке, осуществляется по итогам
творческого праздника.
При отслеживании результатов освоения Программы используются
разнообразные формы работы как групповые, так и индивидуальные.
Используются различные формы проведения, такие как выполнение творческих
работ, тестирование, наблюдение, выполнение исследовательских работ,
экологических проектов, практических работ.
Оценочные материалы
Форма проведения диагностики - итоговое занятие, викторины, беседы с
детьми по картинкам.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым
ребенком необходимыми навыками и умениями:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого
не принимает;
2 балла - ребенок не может выполнить все параметры оценки, с помощью
взрослого;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
«Росток» ФИО
Название темы занятия 3 балла 2 балла 1 балл
Теория
8
Практика
Устное тестирование для подведения итогов на каждом занятии:
1. Что сегодня вы узнали?
2. Было ли вам интересно?
3. Было ли вам трудно?
4. Какие задания вы выполнили?
5. Что вы поняли?
6. Что вы теперь можете?
7. Что у вас получилось
II. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Методическое обеспечение:
- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утвержденной программы;
- календарно-тематический план;
- необходимая методическая литература;
- учебный и дидактический материал;
- методические разработки;
- раздаточный материал;
- наглядные пособия и т. д.
В процессе реализации программы используются
следующие педагогические технологии:
-Информационно-коммуникационная технология.
-Технология игрового обучения.
-Личностно-ориентированное обучение.
-Здоровьесберегающие технологии.
В процессе обучения используются следующие приемы и методы
обучения:
-рассматривание картин;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные: Экскурсии, целевые прогулки. Наблюдения (кратковременные и
длительные). Определение предмета по определённым признакам;
Восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: Игра. Эксперименты. Дидактические игры, (настольнопечатные, словесные). Игры-занятия;
Подвижные игры, творческие игры.
Словесные: Рассказывание, беседа, чтение.
Программа предусматривает следующие формы
9
учебной деятельности обучающихся:
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях
Форма организации работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в
домашних условиях) при использовании музыки, изобразительно
деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических
праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой
деятельности. Образовательный процесс предполагает применение
дистанционных образовательных технологий (ДОТ,
Форма проведения занятий
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги; викторины;
- экспериментальная деятельность;
Форма организации учебной деятельности с применением ДОТ –
индивидуальная. Общение с педагогом происходит дистанционно средствами
оболочки. Обучение с использованием ДОТ дает возможность освоения
программы непосредственно по месту жительства или местонахождению
обучающегося.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
10
Техническое и программное обеспечение
-Выход в Интернет.
- мультимидийные презентации; телевизор, магнитофон;
- аудио диски с записями экологических сказок; «DVD диски «Мир диких
животных. Хищники», «Мир диких животных. Среда обитания;
Информационное обеспечение.
-аудиоматериалы
- видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
Реализацию дополнительной общеразвивающей программы будет
осуществлять педагог дополнительного образования со средним (высшим)
профессиональным педагогическим образованием
соответствие)квалификационной категории Титова Дарья Александровна
Список литературы
Литература для педагога:
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников»
3. О. В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В. В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва
2002.
4 .А. И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
5. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
11
6. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников»,
Москва 2002.
7. С. Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С. Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
15. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы
Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М. :
ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
Литература, рекомендуемая детям:
1. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д»,
2009. -88 с.
2. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году!» / Т. А. Шорыгина. - М. «Гном и Д»,
2009. - 64 с.
3. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?», / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д»,
2007. -64 с.
4. Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д»,
2011. - 64 с.
5. Шорыгина Т. А. «Злаки. Какие они?», / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2007.
-48 с.
6. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?», / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д»,
2007. -48- с.
7. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?», / Т. А. Шорыгина. -М. «Гном и Д»,
2008. -49 с.
8. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?», / Т. А. Шорыгина, -М. «Гном и Д»,
2007. -93 с