Марина Мартемьянова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Успех» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации г. Кемерово
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 229 «Детский сад комбинированного вида»
Принята Утверждаю
На заседании Заведующая МБДОУ № 229
Педагогического совета ---Г. В. Шахманова
Протокол № 1 Приказ № 110/13
от «31 августа 2021 г.» от «31 августа 2021 г.»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по хореографии
«Успех»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии „Успех“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
художественно – эстетической направленности
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик: Мартемьянова Марина Владимировна
Педагог дополнительного образования
Кемерово, 2021 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Содержание программы 6
1.4. Ожидаемые результаты 17
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 18
2.1. Календарный учебный график 18
2.2 Условия реализации программы 29
2.3. Формы аттестации 29
2.4. Оценочные материалы 29
2.5. Методическое материалы 30
2.6. Список литературы 33
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", а именно:
- с п. 1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
- п. 2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
- п. 2.6. «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного. Хореографическая деятельность помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, а также не только раскрывает творческие способности, но и развивает их.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа по хореографии, составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа по хореографии разработана с учетом следующих нормативных документов:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
2 Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
3 Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
4 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
5 Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
6 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
7 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) [20];
8 Положение о предоставлении дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В. И. Смирнова г. Томска
Отличительная особенность программы по хореографии в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в хореографической деятельности. Программа построена по тематическому принципу. Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах хореографическая деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе хореографического воплощения.
Учебная программа реализуется посредством авторского «Учебно-методического посибия для преподавателей хореографии и ритмики в ДОУ» и программа М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова «музыкальное воспитание в детском саду»
Возрастные особенности - дети 2-3 года.
Объем и срок освоения программы : программа рассчитана на 1 учебный год
(октябрь-май,
общее количество учебных часов для освоения программы – 32 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 1 раза в неделю,
периодичность - с октября по май включительно;
продолжительность – для детей 2-3 лет : 15 минут
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: приобщение детей раннего возраста к танцевальному искусству.
Задачи программы
- Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения;
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и
памяти, формирование творческой активности и интереса к танцевальному искусству;
Принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей
ребенка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
1.3 Содержание
На первом году обучения дается материал по основным разделам:
1. Ритмика
2. Музыкально-ритмические задания и упражнения
3. Сюжетно-образные танцы
Все эти разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.
Первый раздел «Ритмика» предусматривает активизацию музыкального восприятия детей через движение, развивает координацию движений, ориентацию в пространстве и чувство ритма. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста.
Дети подвижны, ярче и эмоциональней воспринимают музыку через движение, получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, а от сочетания музыки с пластикой тела, у ребенка повышается жизненный тонус.
Второй раздел «Музыкально-ритмические задания и упражнения» включает в себя:
1) упражнения с предметами (мячами, лентами, скакалками, бубнами, обручами)
2) образные упражнения под слово
3) задания на свободу и пластику рук
4) развивающие игры.
Все это активизирует мелкую моторику и цепкость пальцев, развивает образность мышления, а это в свою очередь снимает «зажатость» и скованность у детей.
Третий раздел «Сюжетно-образные танцы» развивает художественно-творческие способности – такие как пластичность и выразительность, инициативу и творческую фантазию. Перевоплощаясь в сказочные и реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты и движения, у детей проявляется творческое начало, уверенность в своих возможностях.
Младшая группа (2-3 года)
1. Ритмика
Овладение элементарными навыками координации движений. Знакомство с некоторыми элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками ритмических рисунков. Развитие образного мышления и ориентации в пространстве.
1. Элементы музыкальной грамоты
Определение
- характера музыки (веселый, грустный)
- темпа (быстрый, медленный)
2. Комплексы упражнений включающие в работу основные группы мышц
а) мышцы верхнего плечевого пояса
б) брюшного пресса
в) косые мышцы
г) мышцы ног
- наклоны и повороты головы
- работа плеч (вверх, вниз)
- наклоны корпуса (вперед, в стороны)
- приседания
- прыжки (на двух ногах, на месте, в повороте)
3. Упражнения на развитие ориентации в пространстве
- построение в круг
- построение в пары
- движение по кругу
4. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей
а) Игровые этюды:
- «Кто живет в лесу?»
- «На лугу»
- «У бабушки в гостях»
- «Лесная зверобика»
- «Едет цирк»
- «Заводные игрушки»
б) Игры-миниатюры:
- «Ветер»
- «Шарик»
- «Любопытная Варвара»
в) Игры-превращения:
- «Цветочек»
- «Веревочки»
- «Незнайка»
5. Ритмические игры
- «Паровоз»
- «Скажи свое имя»
2. «Музыкально – ритмические задания и упражнения»
Активизация мелкой моторики, развитие образного мышления, внимания, памяти.
1 Упражнения с предметами
- кубики
- мячи
- ленты
2 Образные упражнения под слово
- Кошечка
- Маляры
- Сосульки
- Снежок
- Елочка и т. д.
3 Задания для пластики и свободы рук
- Колокола
- Тарелочки
- Ловим комариков
- Дорожки
- Рыбки
- Зайчики
- Моторчик и т. д.
4 Развивающие игры
- «Васька – кот»
- «Зайчик и ветер»
- «Воробьи и щенок»
- «Катание на саночках»
- «Лиса и гуси» и т. д.
3. Сюжетно – образные танцы
«Вживание» в разнотипные образы, проявление артистизма, ярких эмоций,
творческого начала.
Танцы:
- «Паровозик»
- «Злая тучка»
- «Часики»
- «Ладошки»
- «У тебя, у меня»
- «Маша и медведь»
- «Домик для поросенка»
1.4 Ожидаемые результаты
Первый год обучения (2-3 года)
Уметь исполнять ритмические, танцы и комплексы упражнений под музыку;
Уметь ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейшие ритмические рисунки;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график занятий с детьми 2-3 года на учебный год.
№
п/п Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения
1. Октябрь групповая 1 Дождик и танцующие
зонтики
Хореографический
зал
2. Октябрь 1 Осенние подарки
3. Октябрь 1 Осенние листья
4. Октябрь 1 Запасливые зверушки
5. Ноябрь 1 Первый снег
6. Ноябрь 1 Веселые снеговики
7. Ноябрь 1 Путешествие в зимний лес
8. Ноябрь 1 Урок зимних звуков
9. Декабрь 1 Домашние питомцы
10. Декабрь 1 Ледяные фигуры
11. Декабрь 1 Снежные дорожки
12. Декабрь 1 Новогодний утренник
13. Январь 1 Прощай, Ёлочка!
14. Январь 1 Праздник льдинок и сосулек
15. Январь 1 Веселая зима
16. Январь 1 Быстрые санки
17. Февраль 1 Праздник блинов
18. Февраль 1 Музыкальные подарки для бабушки и мамы
19. Февраль 1 Неделя маминых улыбок
20. Февраль 1 Встречаем птиц
21. Март 1 Урок капели и ручейков
22. Март 1 Урок весеннего ветерка
23. Март 1 Встречаем дорогих гостей
24. Март 1 Наши любимые игрушки
25. Апрель 1 Наши любимые песенки
26. Апрель 1 Праздник первых цветов
27. Апрель 1 Праздник весенних лучиков
28. Апрель 1 Праздник одуванчиков
29. Май 1 Бабочки и жучки
30. Май 1 Летние забавы
31. Май 1 Расцветает все вокруг
32. Май 1 Здравствуй, лето!
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Музыкально – спортивный (хореографический) зал, музыкальный центр, диски с записями музыки, колонки, детские костюмы, взрослые костюмы, атрибуты.
Информационное обеспечение:
1 Фотокамера.
2 Компьютер с выходом в интернет.
.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Анализ творчества детей, заполнение листов наблюдений, фото на сайте ДОО, журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (май).
2. 4 Оценочные материалы:
Наблюдение, игра, беседа, открытое занятие.
Низкий:
1. Двигается ритмично, соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания (громко, тихо).
2. Проявляет творчество, выполняя образные движения («идет медведь», «крадется кошка» и т. д.).
3. Выполняет движения без желания.
4. Необходимость помощи педагога в выполнении образного движения.
Средний:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, в умеренном и быстром темпе, самостоятельно меняют движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной формой музыки.
2. Проявляет творчество, передавая игровые образы, взаимосвязь в нескольких персонажей («котик и козел» муз. Е. Тиличеевой, «К нам гости пришли» муз. А. Александрова).
3. Выполняет движения эмоционально.
4. Способность к творческой реализации музыкально-игровых образов в совместной деятельности с педагогом, сверстниками.
Высокий:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, меняют движения в соответствии с музыкальными фразами.
2. Проявляет творчество, придумывая композицию музыкальной игры или танца («На мостике» муз. А. Филиппенко, «Жили у бабуси» р. н. п.).
3. Выражает желания выступить самостоятельно.
4. Творческая активность, умение строить отношения между сверстниками, придумывая композицию музыкальной игры или танца.
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве 10-12 детей в возрасте 2-3 лет.
Формы организации ООД:
Фронтальная.
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом, содержанием может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.
Формы организации учебного занятия: ООД, онлайн фотовыставка.
Педагогические технологии:
• игровая технология;
• здоровьесберегающая технология
•
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
• игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
• игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
• постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
• игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
• использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
• цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т. д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
• механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
• позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
• уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
• неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
• диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
• сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
• сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
• развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
• особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
• способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
• интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
• завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающая технология
Концептуальные идеи и принципы:
• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования
• обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
• учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
• создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
Структура НОД
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.
Вводная часть.
1 Приветствие.
2 Разминка.
3 Показ импровизаций.
Основная часть.
1 Разучивание танцевальных композиций.
2 Игры.
Заключительная часть.
3 Игровые упражнения.
4 Прощание.
2.6 Список литературы
Основная литература
1. Авторское «Учебно - методическое пособие для преподавателей хореографии и ритмики в ДОУ» 2000 г.
2. А. И. Буренина “Ритмическая мозаика” (программа по ритмической пластике для детей,
С-П. 2000 г.
3. Л. А. Слуцкая “Музыкальная мозаика” (хореография в детском саду) М. :
ЛИНКА_ПРЕСС, 2006 г.
Дополнительная литература :
4. Т. А. Барышникова “Азбука хореографии” (методические указания в помощь педагогам
детских хореографических коллективов, С-П. 2010 г.
5. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина “Танцевально-игровая гимнастика “Са-фи-дансе”
(учебнометодическое пособие,С-П. 2000 г.
6 .Е. Зарецкая “Танцы для детей” М. - Айрис – Пресс, 2003 г.
Приложение 1
Дидактические материалы:
Основные:
• ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка";
• вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
• бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
• прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед;
• различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп, поскок "легкий" и "сильный" и др.
Общеразвивающие упражнения :
• на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
• упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
Имитационные движения:
• различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т. д.).
Плясовые движения:
• элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,
• сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Приложение 2
Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся
Название объединения___
ФИО педагога ___
Дата проведения___
Место проведения ___№ группы___
Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень,
низкий уровень.
№ Ф. И. ребенка Ритмичность Музыкальность Артистизм Умение танцевать в коллективе Итоговый показатель
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
___ обучающихся показали высокие результаты,
___ обучающихся показали средние результаты,
___ обучающихся показали низкие результаты.
Педагог дополнительного образования___ ___
ФИО подпись