Нина Габченко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Песочная живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка занятиям, к обучению вообще. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе реализации программы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Программа стартового уровня. Для освоения программы предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации обучающего материала.
Адресат программы. Объем. Программа рассчитана для детей 1,5-2 года. Объем программы – 40 занятий.
Отличительной особенностью программы является комплексное развитие художественных способностей, творческого воображения, мелкой моторики, речи обучающихся с раннего дошкольного возраста. Через рисование нетрадиционным способом – при помощи песка, музыки обучающийся получает эстетическое наслаждение, удовлетворение и активно развивается.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие тактильной чувствительности, творчества и воображения создание положительного эмоционального настроя детей посредством работы в технике рисования песком.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком и на песке;
познакомить с правилами поведения при игре с песком;
формировать представления детей о свойствах сухого песка;
познакомить с различными приемами рисования песком;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, с помощью игровых упражнений с песком;
развивать творческое мышление и воображение;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
воспитывать положительное отношения к своей работе и работе своих сверстников;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца
Календарно-тематическое планирование программы
№ занятия Тема Программное содержание
Январь
1 Диагностика Исследование уровня развития психических процессов для составления индивидуального образовательного маршрута выявить уровень владения изобразительными умениями.
2 Знакомство со световым
столом Познакомить детей со световым столом.
Познакомить с правилами работы с песком на световом столе.
3 Знакомство с песком Закрепить и систематизировать знания о природном материале – песке; Развивать интерес к играм с песком; Создать у детей радостное настроение;
4 Песочек Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
5 Пятнышки Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.
6 Кучки Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков
7 Насыпушки Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.
Февраль
8 Точки Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
9 Палочки Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков
10 Цветы-ладошки Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
11 Тарелка с баранками Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
12 Забор Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
13 Рыбки Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.
14 Подарок для папы Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони; Воспитывать эстетическое восприятие.
15 Дорожки Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.
Март
16 Колеса Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.
17 Цветы для мамы Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы: всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони; Воспитывать эстетическое восприятие.
18 Улиточки Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
19 Дождик Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
20 Ветер Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
21 Солнышко Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
22 Чьи следы на песке? Учить создавать при помощи пальцев следы на песке, имитирующие следы животных. Формировать представление о понятиях большой, маленький. Создать условия для самостоятельного
экспериментирования.
23 Пальчики –ладошки Закреплять правила безопасности при игре с песком. Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию с песком.
Продолжать развивать тактильное восприятие (отпечатки пальчиков, ладони, кулачка, ребра ладони)
Апрель
24 Колобок Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
25 Мячики Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
26 Вот так кукла
неваляшка Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования, дорисовывать пальцем или палочкой детали (глазки, пуговицы). Развивать чувство формы и величины.
27 День Рождения котенка Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
28 Геометрические фигуры. Развивать умения рисовать кулачком круги разных
размеров. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
29 Песочные прятки Развивать тактильную чувствительность, восприятие, наблюдательность, образное мышление. Активизировать словарь.
30 Мой веселый звонкий мяч… Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.
31 Деревья и кусты Закреплять умение рисовать песком: пальцами, всей ладонью; Совершенствовать умение наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие); Закрепить умение равномерно наносить песок.
Май
32 Лабиринты Закрепить умение рисовать на песке различными
способами: рисования одним пальцем и двумя; Пользоваться основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
33 Зазвенела капель. Совершенствовать навыки умения рисования песком (точки, линии, круги). Пользоваться
основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Развивать чувство формы и величины.
34 Укрась платочек
красивыми узорами Совершенствовать умение рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями; Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы; Развивать креативность, самостоятельность.
35 Бегут ручьи Закрепить умение рисовать на песке различными
способами: рисования одним пальцем и двумя;
Пользоваться основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги).
36 Божьи коровки на лужайке Упражнять в технике рисования пальчиками на песке; Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета и проводить линии кончиками пальцев;
37 Радуга чудес Упражнять в технике украшения простых по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
38 Весенняя картина Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании песком; Развивать фантазию, интерес
к творческой деятельности
39 Свободная тема Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
40 Диагностика Исследование динамики развития психических процессов Выявить уровень владения изобразительными умениями.
1.4. Ожидаемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Песочная живопись» ребенок овладеет:
навыками рисования на песке пальцами, кулаком, насыпанием из кулачка;
навыками освоение элементарных правил владения пескографией;
навыками рисования знакомыми приёмами линий (прямых и волнистых) в разных направлениях;
навыками создание простейших рисунков в данной технике;
первоначальными представлениями о свойствах песка и особенностях работы с ним;
умением проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы; радоваться созданным им работам.