Задунц С С
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т. д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Чудеса из бумаги“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Занятия в творческой мастерской «Чудеса из бумаги» помогут ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Цели реализации программы : развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Задачи программы :
Обучающие – знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы; обучать различным приемам работы с бумагой; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие – развивать внимание, память, логическое и пространственное мышления; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать пространственное воображение.
Воспитательные – воспитывать интерес к искусству оригами; расширять коммуникативные способностей детей; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Уровень сложности и направленность : базовый уровень; художественная.
Категория обучающихся: дети от 5 до 6 лет. Специальный отбор не проводится.
Объём и срок освоения программы :
Год обучения Общее количество часов Количество часов
в неделю Длительность День
недели
1 34 1 раз 25 мин. среда
Форма обучения:
/ очная /
Особенности организации образовательной деятельности: программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких способов.
1 способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения.
2 способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.
3 способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных знаков оригами.
4 способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении, разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.
5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам-моделям.
При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих действий:
1. знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из которой получается поделка.
2. поэтапное, одновременное складывание поделки с проговариванием действий, производимых с бумажным квадратиком,
3. оказание индивидуальной помощи,
4. самостоятельное изготовление поделки.
Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно проводить игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и другие.
Структура занятия:
1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них уверенность.
3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой.
5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой, образцом. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о начала до конца.
9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали должны предлагаться детям для приклеивания.
10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и умений детей, необходимо использовать игры и упражнения
11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в качестве подарков, устраивать выставки и т. д.
Программа основана на следующих методиках:
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.
2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л. А.
3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С. В.
4. «Волшебная бумага» Чернова Н. Н.
Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий. 16+
Отличительная особенность программы "Чудеса из бумаги» является расширение блока деятельности по освоению технологии