Алия Воробьева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.
Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности „Юный исследователь“» размещена в разделах
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка : он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—действенное и наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Программа кружка «Юный исследователь» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения: методическое пособие О. В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»; А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа, «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования, что поможет взрослому целостно представить содержание работы.
При составлении программы мы руководствовались следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р).
- Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196
- Устав МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
- Положение о проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования, развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
3. Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
4. Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
5. Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
6. Развитие у детей умственных способностей.
7. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
8. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
9. Развитие эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Содержание программы
Учебно-тематический план.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста и рассчитана на 1 год прохождения курса в режиме учебных занятий.
Для детей дошкольного возраста (5-7) лет занятия проводятся три раза в неделю:
Пн –Ср- Пт – 2 академических часа.
1 академический час = 30 мин.
№
п/п
Наименование разделов и темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего теория практика
1. Вводное занятие. Образовательный маршрут –знакомство с разделами программы. Организационные вопросы. Вводный контроль. 2 1 1 Вводный контроль.
1.1. Техника безопасности на занятиях.
«Тайны живой природы» (мир растений и животных) 2 1 1 Текущий контроль
1.2. Для чего растению нужны семена. 2 1 1 Текущий контроль
1.3. В маленьком семени прячется растение 4 2 2 Текущий контроль
1.4. Условия, необходимые для роста растений 2 1 1 Текущий контроль
1.5. Фотосинтез 2 1 1 Текущий контроль
1.6. «Тормоз» для растений.
Сажаем лук 10 5 5 Текущий контроль
1.7. Как изучить зверей?
Собираем коллекцию следов. 4 2 2 Текущий контроль
1.8 Птицы.
Куда улетают птицы зимовать.
Гнездо птиц. 2 1 1 Текущий контроль
2. «Почва» Как устроена «волшебная кладовая» 2 1 1 Текущий контроль
2.1 «Ищем клад» 2 1 1 Текущий контроль
2.2 Рыхлая и твердая почва. 2 2 Текущий контроль
2.3 Глина – природный материал. 2 1 1 Текущий контроль
2.4. Песочные чудеса. 8 4 4 Текущий контроль
2.5. Превращение песка и глины.
Сравнение свойств песка и глины и почвы.
«погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой. 8 3 5 Текущий контроль
2.6. Животные и песок 2 1 1 Текущий контроль
2.7 Почему осенью бывает грязно? 2 1 1 Текущий контроль
58 27 31
3 «Камни» Как на Земле появились камни. 2 1 1 Текущий контроль
3.1. Сравнение, свойства камней 2 1 1 Текущий контроль
3.2. «Моя коллекция» Мир камня. 2 1 1 Текущий контроль
3.3. Применения камня в медицине. 2 1 1 Текущий контроль
3.4. Что такое горы?
Почему разрушаются горы?
Дымящиеся горы 6 3 3 Текущий контроль
3.5. «Минеральное царство»
Применение минералов.
Окаменелости. 10 5 5 Текущий контроль
3.6. Драгоценные камни. 2 1 1 Текущий контроль
3.7. Как человек использует камни 2 1 1 Текущий контроль
28 14 14
4 «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох 8 3 3 Текущий контроль
4.1. Воздух есть везде 8 2 4 Текущий контроль
4.2. Воздух всегда в движении 6 3 3 Текущий контроль
4.3. Промежуточная аттестация. 2 1 1 Промежуточная аттестация
24 9 11
5. «Воздух» можно ли жить без него. «Сильный ветер, слабый ветер». 4 2 2 Текущий контроль
5.1. «Надуваем воздушные шары». 8 4 4 Текущий контроль
5.2. Реактивный шарик 2 1 1 Текущий контроль
5.3. «Где теплее?» 2 1 1 Текущий контроль
5.4 «Не дышу» 2 1 1 Текущий контроль
18 9 13
6. «Вода» Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Океаны. 6 3 3 Текущий контроль
6.1 Замершая вода 2 1 1 Текущий контроль
6.2 Что такое пар? 4 2 2 Текущий контроль
6.3. Впитывание воды. 4 1 3 Текущий контроль
6.4. Вода – растворитель. 4 2 2 Текущий контроль
6.5. Игры с моделями. 2 1 1 Текущий контроль
6.6. «Вода». 2 1 1 Текущий контроль
6.7. Неутомимая путешественница. 4 2 2 Текущий контроль
28 13 15
7. «Магниты» Магниты 2 1 1 Текущий контроль
7.1. Магнит и его свойства. 2 1 1 Текущий контроль
7.2. Вокруг твоего магнита. 2 1 1 Текущий контроль
7.3. Сила притяжения.
«Компас»
Игры с магнитами. 8 1 7 Текущий контроль
7.4. Притягивание через предметы.
Как человек использует магниты. 8 2 6 Текущий контроль
8. Что мы знаем о себе?
(организм человека)
Строение человека.
8 4 4 Текущий контроль
8.1 Наша кожа.
Почему нужно мыть руки? 10 5 5 Текущий контроль
8.2 Секреты твоего здоровья. 2 1 1 Текущий контроль
42 16 26
9. «Свет и зеркало» Свет повсюду. 4 2 2 Текущий контроль
9.1. Голубая планета Земля.
Солнце – большая звезда.
Смена времен года, дня и ночи. 4 2 2 Текущий контроль
9.2. Звездное небо над головой.
Движение звезд. 2 1 1 Текущий контроль
9.3. Кометы и метеориты. 2 1 1 Текущий контроль
9.4. «Метеорология». 2 1 1 Текущий контроль
9.5. «Семицветная яркая» 2 1 1 Текущий контроль
9.6. «Электричество» 2 1 1 Текущий контроль
9.7. Итоговая аттестация 2 1 1 Итоговая аттестация
20 10 10
ВСЕГО: 218 98 120
1. Вводное занятие. Образовательный маршрут –знакомство с разделами программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг.
1.1 Теория «Тайны живой природы» (мир растений и животных)
Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении.
Практика. Рассмотреть строение.
1.2. Теория. Для чего растению нужны семена
Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения.
Практика. Познакомить со способами распространения семян.
1.3. Теория. В маленьком семени прячется растение
Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Практика. Попробовать «разбудить» семена.
1.4. Теория. Условия, необходимые для роста растений
Практика. Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, гороха.
1.5. Теория. «Фотосинтез»
Практика. Провести опыт «Почему растения зеленого цвета»
1.6. Теория. «Тормоз» для растения.
Практика. Провести опыт по посадке лука в воду и землю, наблюдение, сравнение.
1.7. Теория. Как изучать зверей?
Практика. Собираем коллекцию следов.
1.8 Теория. Птицы.
Практика. Через проектную деятельность показать «Куда улетают птицы зимовать», изготовить гнездо птиц.
2. Теория. «Почва» как устроена «волшебная кладовая»
Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав.
Практика. Провести опыт по рассмотрению различных видов почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).
2.1. Теория. «Ищем клад» (на прогулке)
Практика. Изучение почвы на природе.
2.2. Теория. Рыхлая и твердая почва.
Практика. Провести опыт по сравнению и описанию почвы.
2.3. Теория. Глина – природный материал.
Практика. Провести опыт. Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий
2.4. Теория. Песочные чудеса.
Практика. Провести опыт по окрашиванию и размещению песка в стеклянные сосуды. Рисование на цветном песке.
2.5 Теория. «Превращение песка и глины»
Практика. Сравнение свойств песка, глины и почвы.
«Погружение предметов в плотный и в рыхлый.
2.6. Теория. Животные и песок
Практика. Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.
2.7. Теория. Почему осенью бывает грязно?
Практика. Провести опыт «Дождь», «Грязь».
3. Теория. «Камни» как на Земле появились камни?
Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с историей возникновения камней.
3.1. Теория. Сравнение свойств камней
Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. Провести опыты с камнями.
3.2. Теория. «Моя коллекция» Мир камня.
Практика. Сбор камней на прогулке. Провести опыт. Форма, цвет, размер.
3.3. Теория. Применения камня в медицине.
Практика. Камнетеропия. Игры с камушками.
3.4. Теория. Что такое горы?
Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с разрушением гор? Дымящие горы. Сформировать первоначальные представления о вулканах. Провести опыт на модели показать действующий вулкан.
Познакомить детей с причиной его извержения; развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
3.5. Теория. «Минеральное царство»
Практика. Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Провести опыт по применению минералов. Окаменелости.
3.6. Теория. Драгоценные камни.
Практика. Познакомить детей с драгоценными и полудрагоценными камнями. Провести опыт по сравнению с другими камнями выделить их свойства.
3.7. Теория. Как человек использует камни
Практика. Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.
4. Теория. «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
Практика. Провести опыт «Нет жизни без воздуха». Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. Что загрязняет воздух
Расширять представления детей о правилах поведения в природе; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать аналитическое мышление в ходе поисковой деятельности. Расширять знания об источниках загрязнения. Воспитывать заботливое отношение к природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
4.1. Теория. Воздух есть везде
Практика. Провести опыт по нахождению воздуха в почве, воде, губке и т. д.) Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха, формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
4.2. Теория. Воздух всегда в движении
Практика. Провести опыт. Доказать, что воздух всегда в движении
4.3. Промежуточный мониторинг освоения программы.
5. Теория. «Воздух» можно ли жить без него. «Сильный ветер, слабый ветер».
Практика. Познакомить детей с силой ветра.
5.1. Теория. «Надуваем воздушные шары».
Практика. Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.
5.2. Теория. Реактивный шарик
Практика. Выявить, что воздух обладает упругостью.
5.3. Теория. «Где теплее?»
Практика. Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.
5.4. Теория. «Не дышу»
Практика. Провести опыт «Без воздуха нельзя прожить».
6. Теория. «Вода» Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Практика. Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Океаны, моря, реки. Вода – самое удивительное вещество на Земле
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.
6.1. Теория. Замершая вода
Практика. Провести опыт показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.
Цветные льдинки
В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
6.2. Теория. Что такое пар?
Практика. Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.
6.3. Теория. Впитывание воды
Практика. Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.
6.4. Теория. Вода – растворитель
Практика. Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.
6.5. Теория. Игры с моделями
Практика. Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.
6.6. Теория. «Кожа» воды»
Практика. Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.
6.7. Теория. Неутомимая путешественница
Практика. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы
7. Теория. «Магниты» Магниты
Практика. Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.
7.1. Теория. Магнит и его свойства
Практика. Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.
7.2. Теория. «Вокруг твоего магнита».
Практика. Провести опыт «Действие магнита на предмет».
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.
7.3. Теория. Сила притяжения
Практика. Провести опыт по знакомству с силой притяжения магнитов и ее использованием. Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.
7.4. Теория. Притягивание через предметы. Как человек использует магниты.
Практика. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
8. Теория. Что мы знаем о себе? (организм человека)
Практика. Через проектную деятельность познакомить со строением человека. Провести опыты: Что может нос? Что могут глаза? Что умеет язычок? «Познакомимся с нашими зубками». Ушки – «подслушки». Где живет эхо? Позовем эхо (на прогулке).
8.1 Теория. Наша кожа. Почему нужно мыть руки?
Практика. Провести ряд опытов на темы: «Почему нужно мыть руки?» «Микробы». «Взаимоотношение бактерий и плесени». Видимые-невидимые отпечатки.
8.2. Теория. Секреты твоего здоровья.
Практика. Через проектную деятельность показать: «Здоровое и вредное питание».
9. Теория. «Свет и зеркало» Свет повсюду
Практика. Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. Провести опыты: «Солнечные зайчики». «Тайна стекла»
9.1. Теория. Голубая планета Земля.
Практика. Через проектную деятельность показать детям «Солнце - большая звезда». Опыты с глобусом. Смена времен года, дня и ночи.
9.2. Теория. Звездное небо над головой.
Практика. Через проектную деятельность показать движение звезд. Млечный путь. Большая и малая медведица.
9.3. Теория. Кометы и метеориты.
Практика. Через проектную деятельность показать кометы, метеориты.
«Космическое путешествие». «Как образуются метеоритные кратеры»? «Астероиды».
9.4. Теория. Метеорология.
Практика. Строим метеостанцию. Термометр - что это?
Погодные изменения. Наблюдение за погодой, составление метеодневника.
9.5. Теория. «Семицветная яркая»
Практика. Через проектную деятельность познакомить детей с радугой. Провести опыт «Радуга»
9.6. «Электричество
Практика. Познакомить детей с понятием «электричество» провести опыт «Статистическое электричество»
9.7. Итоговый мониторинг освоения программы
Планируемые результаты:
-овладение средствами познавательной деятельности;
-способами действий, обследования объектов;
-расширение познавательного опыта;
-формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;
-формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;
-использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;
-иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва);
-иметь представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;
-иметь представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.
- овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.