Елена Бабарико
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в Сообразилию»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одно из основных направлений перестройки современного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности. Одна из приоритетных целей – развитие интеллекта каждого ребёнка.
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в целях повышения эффективности коррекционного воздействия.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Путешествие в Сообразилию“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.
Особенности восприятия у детей:
• Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.
• Фонематическое восприятие детей с ОНР, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство - также формируются у детей данной категории со значительной задержкой.
Особенности мышления у детей:
• Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи.
• В целом, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным.
• При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, не могут адекватно оценить ситуацию.
• Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.
Особенности внимания у детей:
• Отмечаются трудности сосредоточения, недостаточная устойчивость внимания, нарушения интенсивности концентрации, устойчивости внимания как следствие утомления, неадекватные колебания внимания.
• Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.
• Наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий.
Особенности памяти у детей:
• Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, т. к. объем зрительной памяти не отличается от такового в норме. Уровень слуховой памяти снижен в зависимости от сложности дефекта.
• У детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации, поэтому отмечаются трудности сохранения сложной информации, забывание элементов или смена последовательности частей запоминаемого.
Особенности воображения у детей :
• Низкая подвижность, инертность процесса
• Быстрая истощаемость
• Склонность к стереотипии связей
• Нестойкость замысла
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что процесс интеллектуального развития дошкольников с ОВЗ направлен на комплексное развитие таких качеств личности, как компетентность, творчество и инициатива, саморегуляция, учёт склада ума.
Цель предлагаемой программы – развитие у детей с ОВЗ мыслительных способностей и других когнитивных процессов, создающих психологическую базу речи. Для реализации поставленной цели, программа предполагает задачи :
Образовательные :
- развивать умение анализировать, планировать, комбинировать;
- развивать умение рассуждать, формулировать ответ;
Развивающие:
- развивать когнитивную сферу;
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать разные формы самосознания и самоконтроля;
Воспитательные:
- воспитывать культуру мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижения;
- воспитывать нравственные качества в процессе коллективной работы.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа разработана на основе методических рекомендаций «Путешествие в Сообразилию или как помочь ребёнку стать смышленым» и «Как гусеница и муравей в гости ходили» под редакцией А. З. Зак. Сюжетная основа игры «Поиск девятого» заключается в том, что художник хотел заполнить фигурами каждую из девяти клеток игрового поля. Но передумал и нарисовал фигуры только в восьми клетках, оставив девятую свободной. Внизу он поместил шесть вариантов своих рисунков, среди которых нужно выбрать один. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы определить номер варианта того рисунка, который хотел нарисовать художник в свободной клетке. Игры на поиск закономерностей расположение элементов игрового поля даёт хорошую возможность для развития аналитических способностей детей. Различные постановки задач, визуальное сравнение рисунков, нахождение их общих и отличительных признаков дают ребёнку возможность научиться анализировать. Задания предлагаемых игр создают условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. В целом использование многообразных геометрических изображений в игре развивает у ребёнка пространственное воображение, зрительную память, образное мышление.
Дополнительная образовательная деятельность включает геометрические игры для детей 6-7 лет («Энциклопедия развивающих игр для детей» Е. Мадышева). С помощью занимательных игр и геометрических историй дети знакомятся с простейшими свойствами круга, квадрата и треугольника, понятием «точка», «отрезок», «линия», с основными единицами измерения длины, учатся сравнивать отрезки по длине, пользоваться линейкой, а также классифицировать многоугольники по количеству углов. Геометрические игры развивают сообразительность ребёнка, его наблюдательность и память, логическое мышление и воображение. Упражнения на тренировку руки полезны для дальнейшего овладения письмом.
В план кружковой деятельности включены логические игры для детей 5-6 лет «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра. Насыщенные логическим содержанием игры развивают такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать.
Дополнительная образовательная программа разработана для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Программа построена в виде совместной образовательной деятельности, в форме интеллектуальной игры, игры с правилами. Деятельность планируется с подгруппой детей (12 человек, два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, во второй половине дня.
Дети сначала решают занимательные задачи под руководством взрослого, затем самостоятельно; каждый ребёнок работает со своим листом, где изображены условия задач.
Вся совместная образовательная деятельность строится в форме игры-путешествия в страну «Сообразилию», где дети бывают на развивающих станциях (по названию игр).
С целью знакомства детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности применяются:
- беседа,
- игровая ситуация,
- обсуждения правил игры,
- сюрпризный момент,
- прием «яркое пятно».
Далее совместная образовательная деятельность проходит в индивидуально-групповой форме. Занятия проводятся на материале игровых полей. В качестве игровых полей используются графические рисунки, моделирование.
Для снятия напряжения, предупреждение утомляемости проводится динамическая пауза. Игровой приём развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение учитывать и выполнять несколько различных инструкций одновременно.
Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок, выделение позитивных моментов и создание положительной мотивации на следующую деятельность проводится в форме обсуждения, индивидуальной беседы.
Перспективное планирование
Месяц Вторник Четверг
Сентябрь «Найди пару фигурок» «Кто наблюдательнее?»
«Какой предмет убрали» «Не ошибись»
«Давай знакомиться» (простейшие свойства круга и квадрата» «Давай знакомиться» (простейшие свойства круга и квадрата»
«Треугольный разбойник» «Треугольный разбойник»
Октябрь «Хронологическая последовательность» «Помоги слонёнку найти домик»
«Расположи в правильной последовательности» «Все клетки»
«Необычная змея» «Необычная змея»
«Приключение на болоте» «Приключение на болоте»
Ноябрь «Рамка из шариков» «Как гусеница и муравей в гости ходили»
«Интеллектуальный футбол» «Поиск «противоположных» предметов»
«В гостях у волшебника метра» «В гостях у волшебника метра
«В геометрическом саду» «В геометрическом саду»
Декабрь «Математические ребусы» «Поиск предметов по заданным признакам»
«Чего не стало?» «Поиск соединительных звеньев»
«Как поймать малышей» «Как поймать малышей»
«Верхом на линии» «Верхом на линии»
Январь «Что изменилось?» «Заполни пустые клетки»
«Какая фигура пропущена?» «Где какие фигуры лежат»
«Ночное происшествие» «Ночное происшествие»
«Странные человечки» «Странные человечки»
Февраль «Исправь ошибку» «Заполни квадрат»
«Озорные фигурки» «Найди все дороги»
«Разноцветные чёрточки на линии» «Разноцветные чёрточки на линии»
«Волшебная палочка» «Волшебная палочка»
Март «Составь последовательность фигур» «Как расположены фигуры»
«Геометрические примеры» «Куда может пойти гусеница»
«Куда подевались инструменты?» «Куда подевались инструменты?»
«Многоугольное печение» «Многоугольное печение»
Апрель «Закончи рисунок» «Найди верный ход муравья»
«Какая фигура следующая» «Придумай сочетание ходов гусеницы и муравья»
«Вкусные загадки» «Вкусные загадки»
«Снова в путь» «Снова в путь»
Май «Найди ошибку» «Найди два хода гусеницы»
«Круг, треугольник, квадрат» «Найди по два хода гусеницы и муравья»
«Придумай сочетание ходов гусеницы и муравья» «Придумай сочетание ходов гусеницы и муравья»
Ожидаемые результаты
В процессе овладения данной программы на конец учебного года с воспитанниками проводится тестирование, с помощью которого определяется способность ребё нка:
- анализировать условия задачи;
- планировать последовательность действий;
- логически рассуждать, формулировать ответ;
- выбирать наиболее оптимальное действие, которое удовлетворяет требованию задачи;
- демонстрировать самостоятельность и инициативу мышления;
- проявлять достаточные когнитивные способности, пространственную ориентировку, самосознание и самоконтроль.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.
Литература
1. Зак З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
2. Зак А. Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.
3. Зак З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001
4. Мадышева Е. Л. Энциклопедия развивающих игр. М. ,2006.
5. Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 1991.