Олеся Прохорова
Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы :
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является – аппликация или как это сейчас модно называть «декупаж».
Публикация «Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества „Декупаж“» размещена в разделах
- Декупаж
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес к аппликации, ручному труду.
. Аппликацию можно использовать как особую технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Аппликация отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники.
Аппликация – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.
Направленность данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Новизна и актуальность программы :
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Аппликация является одним из направлений декоративно-прикладного искусства. Эту технику можно совмещать с техникой «декупаж», что даёт нам массу новых возможностей и открытий. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т. д. Занятия аппликацией с элементами и приёмами «декупажа» является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей.. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья. Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятия аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность и благополучия детей.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка реализующего свои возможности. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Цели и задачи обучения:
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно – творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям. Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы.
Образовательные :
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Дать детям общее понятие о аппликации как виду прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.
- Формировать у детей практические умения и навыки выполнения аппликации, декупажа ознакомить детей с видами аппликации для интерьера, со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, тампон и т. д., освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения аппликации и декупажа (вырезание понравившейся детали (или использование салфетки полностью, снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея закрепление результата при помощи лака). - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Воспитательные:
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Развивающие:
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. - развитие художественной инициативы и вкуса;
- развитие у детей творческого мышления;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Отличительные особенности программы :
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Особенностью является вариативность, гибкость перестроения последовательности выполнения программы. Обучающийся может выбрать для себя конкретную тему занятия или весь программный материал, в соответствии со своими интересами и потребностями.
При выборе профиля бучения увеличивается интерес школьников к дизайнерской и художественной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы :
Данная программа разработана для обучения учащихся 1-9 класс, образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала. состав остается постоянным до конца срока обучения и частично пополняется. Набор в объединение осуществляется по желанию детей. Объединение могут посещать и мальчики и девочки.
Срок реализации образовательной программы - 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Формы и режимы занятий:
Основная форма организации учебного процесса – внеклассное занятие или творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения аппликации. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.
В процессе обучения дети участвуют в выставках, беседах с демонстрацией авторских произведений а, готовых работ кружковцев, играх и викторинах.
Условия реализации.
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
* помещение – мастерская;
* краски акриловые;
* прозрачнее акриловые лаки на водной основе;
* акриловый грунт;
* клей ПВА (клей для декупажа);
* инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др. ;
* рамки деревянные, доски разделочные разного размера;
* клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
По итогам работы 1 года обучения учащиеся должны знать:
– название основных техник аппликации;
– понимать значение терминов: аппликация, декупаж, декор,, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел,, пластик, декоративная композиция, панно;
–– названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;
должны уметь:
– пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
–на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
– использовать основные приемы аппликации и декупажа;
–владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком).
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
* высокий уровень;
* средний уровень;
* низкий уровень.
Лист оценки
№
п/п Ф. И. О. Уровень
1 Организация рабочего места
3 Умение пользоваться приспособлениями и инструментами
4 Владение разнообразными техниками аппликации и декупажа
5 Умение применять термины
6 Умение создавать панно в круге, квадрате
7 Умение производить отбор предметов для декорирования
8 Умение использовать материалы (клей, лаки, краски)
9 Технические умения и навыки выполнения декупажа
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
– выставки, конкурсы;
– выставка, организованная на ранней стадии обучения и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня творческой свободы работ;
– открытые занятия;
- регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.